АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 марта 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе
председательствующего Кребеля М.В.,
судей: Черных О.Г., Небера Ю.А.,
при секретарях Саркисян В.Г., Серяковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу ответчика областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница № 3 им. Б.И. Альперовича» на решение Кировского районного суда г.Томска от 6 декабря 2023 года
по делу № 2-3016/2023 (УИД 70RS0001-01-2023-003988-24) по иску прокурора Советского района г.Томска в интересах Стариковой Антонины Петровны к областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница № 3 им. Б.И. Альперовича» о возложении обязанности по обеспечению парентеральным питанием, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение парентерального питания, медицинских изделий, лекарственных препаратов, взыскании компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Черных О.Г., пояснения представителя ответчика Грибовой Е.А., поддержавшей доводы жалобы, представителя процессуального истца Вылегжаниной Ю.А., возражавшей против ее удовлетворения,
установила:
прокурор Советского района г.Томска обратился в суд с иском в интересах Стариковой А.П. к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 1» (далее ОГБУЗ «МСЧ № 1»), в котором с учетом уточнений просил обязать ответчика обеспечить Старикову А.П. на постоянной основе до отмены лечащим врачом парентеральным питанием, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с медицинскими показаниями:
- «/__/» в месяц 30 контейнеров;
- «/__/ в месяц 30 ампул;
- «/__/ в месяц 30 флаконов;
- «/__/ 30 ампул в месяц;
- «/__/ 30 флаконов в месяц;
- «/__/ 30 ампул в месяц;
- «/__/ в месяц 30 флаконов;
- «/__/ в месяц 60 ампул;
- «/__/ 30 ампул в месяц;
- /__/ 5 шт. в месяц;
- /__/ 15 шт. в месяц;
- «/__/ в месяц 30 флаконов;
- «/__/ в месяц 5 стандартов;
- «/__/ 30 флаконов в месяц;
- «/__/ в месяц 3 тубы;
- «/__/ 28 капсул в месяц;
- «/__/ 120 таблеток в месяц;
- «/__/» в месяц 1 флакон;
- «/__/» 60 капсул в месяц;
- «/__/ в месяц 30 пакетов;
взыскать расходы на приобретение парентерального питания на сумму 54 857,4 руб., лекарственных препаратов на сумму 141 787,87 руб. и медицинских изделий на сумму 7 505,24 руб., компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.; решение суда в части обеспечения парентеральным питанием, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями обратить к немедленному исполнению (т.1 л.д. 3-9, 184).
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Советского района г.Томска по указанию прокуратуры Томской области проведена проверка по обращению Стариковой А.П. о нарушении прав на обеспечение парентеральным питанием, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. В ходе проверки установлено, что Старикова А.П. является /__/ с /__/, состоит на учете с /__/, при котором ей по жизненным показаниям необходимо постоянное парентеральное питание в домашних условиях. Заключением врачебной комиссии ОГАУЗ «Медико-санитарная часть «Строитель» от 30.03.2022 Старикова А.П. признана нуждающейся к оказанию паллиативной медицинской помощи. ОГБУЗ «МСЧ № 1» имеет лицензию на обеспечение паллиативной помощи, с 14.04.2023 ОГБУЗ «МСЧ № 1» располагало сведениями и возможностью обеспечить Старикову А.П. медицинскими изделиями, однако выдача необходимых средств произошла 10.08.2023. До указанного времени Старикова А.П. вынужденно приобретала парентеральное питание 19.04.2023 /__/ стоимостью 54 857,40 руб., медицинские изделия на сумму 7 505,24 руб., лекарственные препараты на сумму 141 787,87 руб. Бездействие ответчика привело к нарушению прав Стариковой А.П. на охрану здоровья и медицинскую помощь, надлежащее и своевременное обеспечение ее парентеральным питанием, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Определением Кировского районного суда г. Томска от 30.10.2023 в связи с реорганизацией юридического лица произведена замена ненадлежащего ответчика ОГБУЗ «МСЧ № 1» на надлежащего областное государственному автономное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 3 им. Б.И. Альперовича» (далее – ОГАУЗ «ГКБ № 3 им. Б.И. Альперовича»).
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г.Томска Лебедко Д.В. исковые требования с учетом уточнений поддержал.
Представитель ответчика ОГАУЗ «ГКБ №3 им. Б.И. Альперовича» Грибова Е.А. исковые требования не признала.
Дело рассмотрено в отсутствие истца, третьего лица Департамента здравоохранения Томской области.
Обжалуемым решением на основании ч.1 ст.39, ч.1 ст.41, ст.45 Конституции Российской Федерации, ст.15, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.4, 10, 16, 19, 29, 36-38, 80, 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», п.12, 14 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. Приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020, Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охране здоровья, утв. приказом Минздрава России №345н, Минтруда России №372н от 31.05.2019, распоряжения Департамента здравоохранения Томской области от 29.03.2023 № 12, п.4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" исковое заявление прокурора Советского района г.Томска удовлетворено частично (т.2 л.д. 22-27). Постановлено:
Обязать областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 3 им. Б.И. Альперовича» обеспечить Старикову Антонину Петровну, /__/ рождения, на постоянной основе до отмены лечащем врачом парентеральным питанием, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по медицинским показаниям в соответствии с заключением врачебной комиссии от 03.10.2023 № /__/, а именно:
1.1 «/__/ в месяц 30 контейнеров;
1.2 «/__/ в месяц 30 ампул;
1.3 «/__/ в месяц 30 флаконов;
1.4 «/__/ 30 ампул в месяц;
1.5 «/__/ 30 флаконов в месяц;
1.6 «/__/ 30 ампул в месяц;
1.7 «/__/ в месяц 30 флаконов;
1.8 «/__/ в месяц 60 ампул;
1.9 «/__/ 30 ампул в месяц;
1.10 /__/ 5 шт. в месяц;
1.11 /__/ 15 шт. в месяц;
1.12 «/__/» в месяц 30 флаконов;
1.13 «/__/ в месяц 5 стандартов;
1.14 «/__/ 30 флаконов в месяц;
1.15 «/__/ в месяц 3 тубы;
1.16 «/__/ 28 капсул в месяц;
1.17 «/__/ 120 таблеток в месяц;
1.18 «/__/» в месяц 1 флакон;
1.19 «/__/» 60 капсул в месяц;
1.20 «/__/» в месяц 30 пакетов.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 3 им. Б.И. Альперовича» в пользу Стариковой Антонины Петровны денежные средства, затраченные на приобретение парентерального питания в размере 54 857,40 руб., лекарственных препаратов в размере 102 581,17руб., медицинских изделий в размере 5 698,61 руб., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ОГАУЗ «ГКБ №3 им. Б.И. Альперовича» просит решение суда отменить полностью и принять новое (т.2 л.д. 37-41).
В обоснование жалобы полагает, что судом не верно истолкованы нормы материального права. Поскольку Старикова А.П. имеет прикрепление по территориальному принципу к иной медицинской организации (ОГАУЗ «МСЧ «Строитель»), у ответчика имеется обязанность по оказанию медицинской помощи в амбулаторных условиях исключительно паллиативной. При этом паллиативная помощь не предусматривает обеспечение пациента продуктами специализированного лечебного питания и лекарственными препаратами. У ответчика также отсутствует право на выдачу пациентке рецептов.
Указывает, что Старикова А.П. направлена в ОГАУЗ «ГКБ №3 им. Б.И. Альперовича» 14.04.2023 для получения паллиативной медицинской помощи, до этой даты пациенткой указанного медицинского учреждения не являлась. Судом необоснованно учтены расходы истца, понесенные с 28.12.2022.
Отмечает, что диагноз Стариковой А.П. не соответствует перечню заболеваний, при которых пациент направляется для оказания паллиативной медицинской помощи.
Ссылается, что госпитализация Стариковой А.П. в ОГАУЗ «ГКБ №3 им. Б.И. Альперовича» в период с 14.12.2022 по 28.12.2022 являлась предметом проверки Территориальным органом Росздравнадзора, нарушений качества оказания медицинской помощи не установлено, а также не установлено заболевания (состояния) пациентки, требующего оказания паллиативной медицинской помощи. Считает недоказанным потребность пациента в паллиативной помощи с 28.12.2022.
В возражениях участвующий в деле прокурор просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с положениями ст. 165.1 ГК РФ, ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в зал суда.
Проверив материалы дела на основании абзаца 1 пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Судом установлено, что Старикова А.П. имеет право на льготное лекарственное обеспечение в связи с наличием у нее заболевания: /__/.
Протокол телемедицинской консультации ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр колопроктологии имени А.Н. Рыжих» Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.12.2022, подтвержденный медицинским заключением от 09.06.2023, свидетельствуюет о наличии у Стариковой А.П. диагноза – /__/ и необходимости получения терапевтических и медицинских препаратов, парентерального питания и инфузионной терапии в рамках стационара на дому в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России N 328, которым утв. Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Приказом Минздрава России № 345н, Минтруда России № 372н от 31.05.2019.
В частности, согласно предоставленной медицинской документации у Стариковой А.П. выявлен синдром /__/, что вызывает трудности в усваивании пищи в связи с наличием /__/, по жизненным показаниям нуждается в длительном энтеральном и поддерживающем парентеральном питании, рекомендован прием препаратов - /__/.
Старикова А.П. на основании выписки ОГАУЗ «ГКБ №3 им. Б.И. Альперовича» от 28.12.2022 № 8-9143 подлежала направлению в медицинскую организацию, оказывающую паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (ОГБУЗ «Медико-санитарная часть №1») по медицинским показаниям.
Из изменений в Устав ОГАУЗ «ГКБ №3 им. Б.И. Альперовича», утвержденных распоряжением Департамента здравоохранения Томской области от 01.11.2023 №1316, выписки из ЕГРЮЛ следует, что ОГБУЗ «Медико-санитарная часть №1» реорганизовано путем присоединения к ОГАУЗ «ГКБ №3 им. Б.И. Альперовича».
Удовлетворяя требование в части обязания ответчика обеспечить Старикову А.П. на постоянной основе до отмены лечащем врачом парентеральным питанием, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по медицинским показаниям в соответствии с заключением врачебной комиссии от 03.10.2023 № /__/ по списку, суд указал, что рекомендации врачебных комиссий не исполнены в срок, право истца на получение парентерального питания, льготных лекарственных препаратов и медицинских изделий нарушено.
Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно положениям ст. 41 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (статья 1), который определяет, в том числе, права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав (пункт 2), а также права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья (пункт 4), права и обязанности медицинских и фармацевтических работников (пункт 5).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под лечением понимается комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (пункт 8); качеством медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (пункт 21).
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной государственной помощи.
В соответствии с п.п. 3 и 4 ст.36 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" паллиативная медицинская помощь оказывается в амбулаторных условиях, в том числе на дому, и в условиях дневного стационара, стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи. При оказании паллиативной медицинской помощи пациенту предоставляются для использования на дому медицинские изделия, предназначенные для поддержания функций органов и систем организма человека. Перечень таких медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а именно Приказом Минздрава России от 31 мая 2019 года N 348н "Об утверждении перечня медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых для использования на дому".
Согласно положениям ст. 37 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьей 6.1 названного Федерального закона определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8).
Паллиативная медицинская помощь на территории Томской области оказывается в соответствии с Положением об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охране здоровья, утв. приказом Минздрава России №345н, Минтруда России №372н от 31.05.2019, а также распоряжением Департамента здравоохранения Томской области от 29.03.2023 № 12.
Учитывая, что на сегодня Старикова А.П. ответчиком обеспечена лекарственными средствами и препаратами, то к доводам жалобы ответчика о том, что к их компетенции это не относится, судебная коллегия относится критически.
В то же время в силу требований статьи 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, статьи 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение суда должно быть исполнимым.
Резолютивная часть решения суда первой инстанции предусматривает, что учреждение обязано обеспечить Старикову А.П. парентеральным питанием, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями до отмены лечащим врачом в соответствие с заключением врачебной комиссии от 03.10.2023.
Приказ Минсоцразвития России и Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов" не предусматривает процедуры отмены лекарственных препаратов.
При назначении иного лечения, предыдущее назначение отменяется полностью. Соответственно, такая формулировка резолютивной части решения затрудняет исполнение решения. Как следует из пояснений представителя ответчика в суде апелляционной инстанции, в настоящее время Стариковой А.П. по причине изменения порядка ввода препаратов назначена иная терапия, изменился список препаратов и медицинских изделий, необходимых пациентке.
Учитывая изложенное, во 2 абзаце резолютивной части решения Кировского районного суда г. Томска от 6 декабря 2023 года слова «до отмены лечащим врачом» подлежат изменению на «до назначения другого препарата либо коррекции назначенного препарата».
Удовлетворяя частично требования о взыскании денежных средств, затраченных Стариковой А.П. на приобретение парентерального питания, медицинских изделий, лекарственных препаратов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при оказании медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и поскольку органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, взыскал убытки с ОГАУЗ «ГКБ № 3 им. Б.И. Альперовича».
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не согласилась.
Статьей 29Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласноч. 1 ст. 43данного Федерального закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи (часть 2).
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Пунктом 14 ч. 1 ст. 16 указанногоФедерального закона предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц медицинскими изделиями отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и п. 21.2 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена среди прочего организация обеспечения медицинскими изделиями.
Согласно п.1, 2 Положения о Департаменте здравоохранения Томской области, утвержденного Постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 № 56, Департамент здравоохранения Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета. Целью деятельности Органа является улучшение демографической ситуации путем обеспечения доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению Томской области.
Согласно п.п. 18, 35 ч.10 Положения о Департаменте здравоохранения Томской области, утв. Постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 № 56, для реализации указанных в п. 2 и 3 настоящего Положения цели и задач Орган выполняет следующие функции: осуществляет полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; выступает государственным заказчиком в сфере здравоохранения, организации лекарственного обеспечения (в части обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение льготных лекарственных препаратов), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд учреждений здравоохранения Томской области, подведомственных Органу, в том числе в рамках реализации мероприятий, предусмотренных региональным проектом «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» в пределах выделяемых бюджетных средств.
ОГБУЗ «МСЧ № 1» также совершало необходимые действия для получения соответствующей субсидии.
С целью обеспечения Стариковой А.П. 19.05.2023 в адрес Департамента здравоохранения Томской области было направлено обращение с просьбой выделить финансирование на обеспечение Стариковой А.П. лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и парентеральным питанием. Финансирование поступило только в ноябре 2023 года на основании соглашения о выделении субсидии для адресного обеспечения паллиативных больных парентеральным, энтеральным питанием, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями № 156ц от 30.10.2023 в размере 1182 629,37 руб. (потребность на 2023 год) и только после представления прокурора.
Так как ОГАУЗ «ГКБ № 3 им. Б.И. Альперовича» не является органом исполнительной власти Томской области, у учреждения отсутствует обязанность по обеспечению оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой на основании вышеуказанных нормативных актов. В связи с чем удовлетворение требование о взыскании с ответчика убытков основано на неправильном толковании норм материального права.
Позиция прокурора о том, что, выплатив убытки Стариковой А.П., ОГАУЗ «ГКБ № 3 им. Б.И. Альперовича» может обратиться к Департаменту здравоохранения Томской области о компенсации за счет бюджета Томской области, не основана на законе, поскольку у Томской области не возникает обязанности компенсировать расходы юридического лица, взысканные на основании решения суда.
Судебная коллегия не учитывает доводы прокурора, указанные в пояснениях, поданных в суд апелляционной инстанции, со ссылкой на нарушение ответчиком пунктов 8-14 Алгоритма организации оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению на территории Томской области, утвержденного распоряжением Департамента здравоохранения Томской области от 29.06.2018 № 579, п.п. 15, 17 Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, утвержденных Приказом Минздрава России № 345н, Минтруда России № 372н от 31.05.2019, полагающим, что бездействие ответчика выражено в том, что им не приняты меры по организации рассмотрения врачебной комиссией вопроса о признании пациента паллиативным.
Основными задачами гражданского судопроизводства, сформулированными в статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 196 названного кодекса при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 3).
С учетом требований части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право определения предмета и основания иска, способа защиты гражданских прав принадлежит только истцу, в связи с чем исходя из заявленных требований все иные формулировки и толкование требования судом, а не истцом означают фактически выход за пределы заявленного истцом к ответчику требования.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» предусмотрено, что при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела. Таким образом, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, исходя из его предмета и основания, возражений ответчика относительно иска.
Предмет или основание иска по правилам ст. 39 ГПК РФ истцом не изменялись.
С учетом приведенных выше норм процессуального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации деятельность суда заключается в даче правовой оценки требованиям истца, обратившегося за защитой, и в создании необходимых условий для объективного и полного рассмотрения дела. При этом суд не наделен правом самостоятельно по собственной инициативе изменять предмет и основание исковых требований. Иное означало бы нарушение важнейшего принципа гражданского процесса - принципа диспозитивности.
Поскольку основание иска в виде бездействия, выразившегося в не принятии меры по организации рассмотрения врачебной комиссией вопроса о признании пациента паллиативным, в суде первой инстанции не заявлялось, доказательств не представлялось, ответчик был лишен возможности представить доказательства обратному, в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ в суде апелляционной инстанции не могут быть изменены основания иска, заявление нового основания прокурором не основано на законе и противоречит основополагающим принципам процесса.
Учитывая изложенное, решение суда в части взыскания с областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 3 им. Б.И. Альперовича» в пользу Стариковой Антонины Петровны денежных средств, затраченных на приобретение парентерального питания в размере 54 857,40 руб., лекарственных препаратов в размере 102 581,17руб., медицинских изделий в размере 5 698,61 руб., подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении данного требования.
Истец не лишен возможности обратиться с соответствующими требованиями к Департаменту здравоохранения Томской области.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
во 2 абзаце резолютивной части решения Кировского районного суда г. Томска от 6 декабря 2023 года слова «до отмены лечащим врачом» изменить на «до назначения другого препарата либо коррекции назначенного препарата».
Решение Кировского районного суда г. Томска от 6 декабря 2023 года в части взыскания с областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 3 им. Б.И. Альперовича» в пользу Стариковой Антонины Петровны денежных средств, затраченных на приобретение парентерального питания в размере 54 857,40 руб., лекарственных препаратов в размере 102 581,17руб., медицинских изделий в размере 5 698,61 руб., отменить, принять новое решение, которым указанные требования оставить без удовлетворения.
В остальной части решение Кировского районного суда г. Томска от 6 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 3 им. Б.И. Альперовича» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи