УИД: 11RS0001-01-2014-011690-74 Дело №2-5267/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Некрасовой О.С.,
при секретаре Катаржновой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
14 июля 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» к Матвееву Владимиру Владимировичу о сносе строений,
установил:
ООО «Газпром трансгаз Ухта» в лице филиала Микуньского линейного производственного управления магистральных газопроводов обратилось в суд с иском к Матвееву В.В. о сносе строений: ограждения, дома, бани, теплицы, расположенных на земельном участке № ... в зоне минимальных расстояний от оси газопровода – отвода «Микунь-Сыктывкар», указывая, что данные строения возведены с нарушениями норм проектирования застройки территории коллективных садов, зданий и сооружений, Правил охраны магистральных трубопроводов, расположены в зоне минимальных расстояний от оси газопровода-отвода «Микунь-Сыктывкар», создают реальную угрозу жизни и здоровью людей.
В судебном заседании представитель истца требования поддержали, ответчик в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Третьи лица в суд не явились, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства,, суд приходит к следующему.
Установлено, что 14.01.1971 Решением исполнительного комитета Сыктывкарского городского совета депутатов трудящихся Микуньскому РУССГ и ГП «Севергазцентр» (в настоящее время Микуньское Линейное производственное управление магистральных трубопроводов ООО «Газпром трансгаз Ухта» (далее - Микуньское ЛПУМГ) предоставлен земельный участок для строительства газопровода и отвода в постоянное пользование по всей длине трассы.
До принятия указанного решения в связи с планированием строительства магистрального газопровода «Микунь-Сыктывкар» Предприятием Р-6347 были произведены изыскания к проектному заданию, по результатам которых в 1968 году составлен отчет, что на протяжении всей линии трассы планируемого газопровода «Микунь-Сыктывкар» длиной 108 км. в охранной зоне газопровода строений, подлежащих сносу, не имелось.
30.09.1971 газопровод «Микунь-Сыктывкар» давлением 52 кгс/кв.см., диаметром трубы 530 мм, 1 класса опасности и 4 степени сложности был окончен строительством и введен в эксплуатацию.
В настоящее время газопровод-отвод «Микунь-Сыктывкар» принадлежит на праве собственности ОАО «Газпром» (запись в ЕГРП от 25.09.2006 №11-11-01/010/2006-708).
30.11.2015 по договору аренды имущества №01/1600-Д-19/16 ОАО «Газпром» передало указанный газопровод ООО «Газпром трансгаз Ухта» для использования в целях обеспечения основных видов деятельности арендатора, определенных его Уставом, к которым, в том числе, относится организация надежной и бесперебойной транспортировки газа и получение прибыли.
Земельный участок из земель населенных пунктов, представляющий собой единое землепользование, состоящее из 9 обособленных и 18 условных участков, общей площадью 77696 кв.м. по адресу: Республика ... по трассе газопровода ... 68,8-90,03 км находится в федеральной собственности и передан во владение и пользование ОАО «Газпром» на основании договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности №272 от 20.07.2007 сроком действия до 16.07.2056.
Обслуживание газопровода осуществляет Микуньское ЛПУМГ, силами которого было произведено закрепление всей трассы опознавательными знаками, информирующими о нахождении газопровода и с указанием его характеристик. Правильность нанесения трассы магистрального газопровода на карту землеустройства и землепользователей подтверждается актом комиссии Микуньского ЛПУМГ ООО «Севергазпром» от 19.06.2002.
Газопровод–отвод «Микунь-Сыктывкар» зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, эксплуатируемых ООО «Газпром трансгаз Ухта» как участок магистрального газопровода Микуньского ЛПУМГ (свидетельство о регистрации А25-00261 от 25.12.2015).
Постановлением главы Администрации г Сыктывкара от 14.12.1993 за № 12/2214 из земель акционерного общества «...» изъят земельный участок площадью 14,7 га и предоставлено ... в бессрочное пользование 4.31 га земель для размещения земельных участков общего пользования и 10.39 га членам СТ «...» под индивидуальные садовые участки в пожизненное наследуемое владение. Часть предоставленных СТ «...» земель находилась в 150-метровой зоне минимально допустимых расстояний. Территория дачного участка № ... входила в зону отведенных СТ «...» земель согласно проекта организации территории коллективного садоводческого товарищества «...» и располагалась в зоне минимальных расстояний от магистрального газопровода «....
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.12.2014 собственником земельного участка № ... и расположенного на нем садового дома является Матвеев В.В.
Постановлением главы Администрации г. Сыктывкара от 23.02.1994 № 2/355 «Об условиях использования земельных участков в зонах газопровода» правление садоводческих товариществ обязано согласовать с Микуньским линейным производственным управлением магистральных газопроводов вопрос об условиях использования садовых земельных участков и пользования садовыми домиками, и другими постройками, находящимися между 50-ти метровой полосой охранной зоны и 150-ти метровой зоной минимальных расстояний от газопровода.
15.10.2014 специалистами ООО «...» кадастр» составлен Акт обследования охранной зоны и (или) зоны минимальных расстояний газопровода-отвода в районе расположения дачного участка № ...
Как следует из Акта на территории участка № ... расположены следующие строения и сооружения на минимальном расстоянии до оси газопровода: ограждение участка – на расстоянии 39,57 м, дом – 41,5 м, баня – 62,37 м., теплица – 55,08 м.
С учетом данных обстоятельств, ссылаясь на положения статей 28,32 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», СНиП 2.05.06-85 «Магистральные газопроводы», статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, ООО «Газпром трансгаз Ухта» просит возложить на ответчика обязанность произвести снос строений, препятствующих осуществлению мер по обеспечению безопасной эксплуатации газопровода.
Вместе с тем, в силу статьи 4 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Поскольку вышеуказанные федеральные законы не действовали ни на момент постройки газопровода, ни на момент возведения построек на садовом участке, ссылку истца на них как на основание для признании построек самовольными, суд считает необоснованной.
В соответствии с частью 6 статьи 53 Земельного кодекса РСФСР, собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами.
Согласно статье 83 Земельного кодекса РСФСР (абз. 4,5) зоны с особыми условиями использования земель устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Земельные участки, на которых устанавливаются указанные зоны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Предприятия, учреждения и организации, в интересах которых устанавливаются зоны с особыми условиями земель, обязаны обозначить границы зон специальными информационными знаками.Согласно СНиП 11-45-75 «Нормы проектирования магистральных трубопроводов», утвержденных постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 29.08.1975 №142, а затем СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», утвержденных постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 18.03.1985 №30, устанавливается минимальное расстояние 150 м. от оси магистрального газопровода первого класса условным диаметром от 300 мм до 600 мм до городов и других населенных пунктов; коллективных садов с садовыми домиками, дачных поселков.
Ранее действовавшими нормами СНиП II-Д.10-62 от 1963 (пункт 3.9 таблица 3) были установлены аналогичные минимальные расстояния.
При этом, согласно пункту 6 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 12.04.1979 №341, материалы фактического положения трубопровода (исполнительная съемка), оформленные в установленном порядке строительно-монтажными организациями и заказчиком, должны быть переданы в исполнительные комитеты районных (городских) Советов народных депутатов для нанесения их на районные карты землепользований.
Аналогичные нормы содержатся и в п.1.4 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24.04.1992 №9, согласно которому предприятия трубопроводного транспорта должны передать материалы фактического положения трубопровода (исполнительная съемка) с привязкой охранных зон, входящих в его состав коммуникаций и объектов, в соответствующие местные органы власти и управления для нанесения их на районные карты землепользователей.
В соответствии с пунктом 1.13 Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов, утвержденных Министерством газовой промышленности СССР 22.03.1988, после приема газопровода в эксплуатацию эксплуатирующая организация должна проконтролировать, чтобы в месячный срок фактическое положение газопровода было нанесено на карты землепользователей в исполнительных комитетах районных (городских) Советов народных депутатов.
Таким образом, действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений законодательство устанавливало не только ограничения при возведении строений на землях, граничащих с газопроводами, но и обязывало организации газовой промышленности предпринимать необходимые меры для безопасной эксплуатации газопроводов.
Согласно статье 109 Гражданского кодекса РСФСР (утвержденного ВС РСФСР 11.06.1964) самовольная постройка определялась как жилой дом (дача) или часть дома (дачи), построенные без установленного разрешения или без надлежаще утвержденного проекта, либо с существенными отступлениями от проекта или с грубым нарушением основных строительных норм и правил.
На момент возведения на спорном земельном участке строений действовало Постановление Совета Министров РСФСР, ВЦСПС от 18.03.1966 №261 «О коллективном садоводстве рабочих и служащих в РСФСР», в соответствии с пунктом 3 которого членам товарищества в соответствии с проектом организации территории коллективного сада разрешено возводить садовые домики летнего типа площадью от 12 дор 25 кв.м. с терассами площадью до 10 кв.м. на семью.
Пункт 3.1 «ВСН 43-85. Застройка территорий садоводческих товариществ, здания и сооружения. Нормы проектирования» (утв. Приказом Госгражданстроя СССР от 11.12.1985 г. №404), утративших силу в 1998 году, также предусматривал, что на индивидуальных земельных участках, входящих в состав садоводческих товариществ, допускалось строительство летних садовых домиков, хозяйственных строений, погреба, неотапливаемой теплицы по типовым проектам в соответствии с проектом организации и застройки территорий садоводческого товарищества.
С момента возведения садового дома СТ «...» не ставило вопроса о признании строений Матвеева В.В. самовольными строениями, возведенными в нарушение установленных правил и норм.
В ходе рассмотрения дела установлено, что земельный участок Матвеева В.В. площадью 630 кв.м. расположен на землях населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения садоводства. Какие-либо ограничения (обременения) в отношении указанного земельного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Государственном кадастре недвижимости, отсутствуют.
Документы, свидетельствующие об установлении границ охранной зоны газопровода либо отнесения земельного участка Матвеева В.В. к землям транспорта, истцом в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлены.
При этом, согласно акту о нанесении на районные карты землеустройства и землепользователей трассы газопровода от 19.06.2002, границы фактического местоположения газопровода-отвода «Микунь-Сыктывкар» правильно нанесены на вышеуказанные карты.
Однако, доказательств представления в местные органы власти данных о трассировке и точном расположении газопровода после окончания его строительства, материалы дела не содержат.
Из представленных в материалах дела документов, показаний свидетеля следует, что освоение земельного участка с возведением строений производилось в 1968-1972 г.г., до обращений истца в СМИ предупреждением об опасности возведения строений.
По информации АМО ГО «Сыктывкар» в документах администрации отсутствует информация – сведения об уведомлении собственников СТ «...» о невозможности возведения строений на земельных участках, о наличии препятствий для строительства в связи со строительством газопровода-отвода .... В ходе рассмотрения настоящего спора судом стороной истца указано, что такие уведомления в адрес ответчика не направлялись.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что на момент нанесения границ фактического расположения газопровода – отвода на районную карту землепользователей, застройка земельного участка ответчика уже была произведена, при этом сведения о прохождении газопровода на вышеуказанном расстоянии при возведении объектов недвижимости на местности отсутствовали.
Таким образом, на момент возведения построек и освоения земельного участка ответчиком, постройки не являлись самовольными, так как порядок их возведения был соблюден, строения возведены на земельном участке, предназначенном для садоводства и огородничества, на котором действующее законодательство разрешало членам товарищества его строительство, тогда как охранная зона газопровода нанесена на карту горазда позднее.
В связи с этим, Матвеев В.В. не обязан была получать какие-либо разрешения на возведение построек на своем земельном участке, в том числе, согласование возведения этих построек газоснабжающей организацией.
Доказательства своевременного соблюдения истцом, являющимся предприятием трубопроводного транспорта, Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов, в деле отсутствуют.
При этом представленная истцом переписка Микуньского ЛПУМГ с Сыктывкарским горисполкомом (1973-1992 гг.) содержит лишь информацию о необходимости соблюдения зоны минимально-допустимых расстояний и охранной зоны газопровода-отвода ... и ГРС, без указания на их фактическое местоположение, а поэтому в силу ст.60 ГПК РФ не может быть признана достаточным и допустимым доказательством соблюдения вышеуказанных Правил.
Поскольку ответчик не знал и не мог знать о действии ограничений в отношении принадлежащего ему недвижимого имущества, а противоправность возведения построек истцом не доказана, правовых оснований для возложения на Матвеева В.В. обязанности по сносу строений не имеется.
Указанный вывод соответствует и пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым (абз.2) не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
С учетом изложенного суд полагает возможным отказать в удовлетворении требований ООО «Газпром трансгаз Ухта»к ответчику..
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта», ..., в удовлетворении требований к Матвееву Владимиру Владимировичу, ... о возложении обязанности снести строения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья - О.С. Некрасова
Решение суда принято в окончательной форме 20 июля 2022 года