Дело № 2а-5453/2018г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 октября 2018 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Двухжиловой Т.К.
при секретаре Митрохиной А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Горшковой Елены Юрьевны к Администрации г.о. Балашиха Московской о признании незаконным решения об отказа в постановке на учет и обязании осуществить постановку на учет,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Горшкова Е.Ю. обратилась в суд с настоящим иском к ответчику указывая на то, что Горшкова Е.Ю. ДД.ММ.ГГГГ г. через МБУ «МФЦ городского округа Балашиха» обратилась в Администрацию г.о. Балашиха с заявлением о постановке на учет ее многодетной семьи в целях бесплатного предоставления земельного участка в соответствии с Законом Московской области от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области». К заявлению приложила документы, содержащие сведения подтверждающие соответствие многодетной семьи условиям, установленным частью 3 статьи 3 указанного Закона. Комитетом по управлению имуществом Администрации г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты> заявителю направлено извещение об отказе в постановке на учет ее многодетной семьи в целях бесплатного предоставления земельного участка по основанию проживания семьи по разным адресам. Истец считает данный отказ не основным на законе, противоречащим Закону Московской области <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г. "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области", поскольку вся семья проживает на территории Московской области более 5 лет по одному адресу не смотря на различную регистрации, просит его отменить и обязать ответчика осуществить постановку на учет в целях получения земельного участка в собственность бесплатно с даты подачи заявления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца Горшковой Ю.Ю. полностью поддержала доводы уточненного заявления.
Представитель Администрации г.о.Балашиха в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, возражений на административный иск не представил.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу КАС РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке КАС РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из положений КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 годаN 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
В силу положений КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагаются на орган, принявший оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Аналогичное указание содержится в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2.
Вместе с тем указанные положения не освобождают заявителя от обязанности представить доказательства тех обстоятельств, что оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц нарушены права и свободы заявителя, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод, либо на заявителя незаконно возложена какая-либо обязанность или ответственность.
В силу пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит, в частности, выяснять соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом, следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органами местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что Горшкова Е.Ю. ДД.ММ.ГГГГ г. через МБУ «МФЦ городского округа Балашиха» обратилась в Администрацию городского округа Балашиха по вопросу постановки на учет ее многодетной семьи в целях бесплатного предоставления земельного участка в соответствии с Законом Московской области от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области».
К заявлению приложила документы, содержащие сведения подтверждающие соответствие многодетной семьи условиям, установленным частью 3 статьи 3 указанного Закона.
Комитетом по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> заявителю направлено извещение об отказе в постановке на учет ее многодетной семьи в целях бесплатного предоставления земельного участка по основанию проживания семьи по разным адресам.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела административный истец Горшкова Е.Ю. ее сын Горшков Егор Васильевич ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ее дочь Горшкова Юлия Васильевна ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированы по адресу: <адрес>, в то время как супруг административного истца Горшков Василий Геннадьевич и дочь административного истца Горшкова Василиса Васильевна ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированы по адресу: <адрес>
Супруги Горшковы имеют статус многодетной семьи.
Как пояснила в судебном заседании представитель административного истца, фактически Горшковы всей семьей проживают по адресу: <адрес>. Проживание семьи носит постоянный характер, так как иного жилого помещения они не имеют.
В соответствии с подп.2 п.1 ст.3 Законом Московской области от 01.06.2011 № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 6 настоящего Закона в том числе, когда родители либо одинокая мать (отец), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, зарегистрирован(ы) по месту жительства на территории Московской области не менее 5 лет.
Статьей 3 установлены условия бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков.
Право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 6 настоящего Закона:
1. Земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом.
2. Предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
3. Право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 6настоящего Закона:
1) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;
2) родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет;
3) трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области;
4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;
5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области;
6) члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.
4. В случае, если один из членов многодетной семьи, отвечающей условиям, установленным частью 3настоящей статьи, имеет на праве аренды земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, право на бесплатное получение в долевую собственность в равных долях такого земельного участка имеют все члены многодетной семьи в случае, если размер земельного участка соответствует размерам, установленным статьей 4 настоящего Закона.
5. Земельные участки бесплатно предоставляются в собственность многодетным семьям однократно.
6. Земельные участки бесплатно предоставляются членам многодетных семей в долевую собственность в равных долях.
Буквальное толкование п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона МО от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" позволяет сделать вывод, что право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи при условии, что родители либо одинокая мать (отец), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области непрерывно в течение 5 лет, предшествовавших подаче заявления о постановке на учет. При этом, проживание может иметь место по разным адресам, но все они - в пределах Московской области.
Таким образом, регистрация по месту жительства членов семьи административного истца по двум адресам одного и того же муниципального образования не может служить основанием для отказа в постановке на учет в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Регистрация Горшковой Е.Ю. и ее двоих несовершеннолетних детей по месту жительства носит заявительный характер, в соответствии с Законом Российской Федерации № 5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правилами регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713и может не совпадать с местом жительства.
Многодетная семья Горшковых проживает на территории городского округа Балашиха Московской области более пяти лет, на момент подачи заявления дети не достигли возраста 18 лет, вся семья является гражданами РФ и имеет право на предоставление земельного участка на территории Московской области в силу указанного Закона. Ранее земельный участок многодетной семье не предоставлялся, члены данной семьи не имеют земельных участков в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области а также не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области – доказательств обратного суду не представлено.
Отказ заявителю в постановке на учет как многодетной семье в целях предоставления земельного участка не соответствует закону, который не содержит требования о наличии у детей и их родителей регистрации по одному адресу, а имеется лишь указание о регистрации лиц на территории Московской области. Регистрация супругов по разным адресам не свидетельствует об их раздельном проживании и не может служить основанием для отказа в постановке семьи на учет, так как данная семья отвечает всем требованиям предусмотренным ст.3 Закона Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области».
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175 -180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 08.10.2018░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.