Решение по делу № 33а-8009/2019 от 07.02.2019

Судья Аулов А.А. дело № 33а-8009/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 марта 2019 г. город Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Кривцова А.С.

судей Борисихиной С.А., Кузьминой А.В.,

по докладу Кривцова А.С.,

при секретаре Маркиной И.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Толмачева О.В. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании решения незаконным,

с апелляционной жалобой Толмачева О.В. и апелляционной жалобой представителя Толмачева О.В. по доверенности Шилова М.В. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 27 ноября 2018 г.,

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

установила:

Толмачев О.В. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании решения незаконным.

В обоснование административных исковых требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью <...> кв.м., с кадастровым номером <...>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <...>. Указанный земельный участок был приобретен им по договору купли-продажи от <...> с расположенным на нем объектом незавершенного строительства жилым домом на стадии строительства, готовностью <...> %, с кадастровым номером <...>.

4 сентября 2018 г. он обратился в администрацию муниципального образования город-­курорт Анапа с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащему ему на праве собственности земельном участке, указав в нем все необходимые сведения, в том числе параметры предполагаемого строительства, с приложением необходимого пакета документов. Однако администрацией муниципального образования город-курорт Анапа в его адрес было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № 7 от 11 сентября 2018 г., из которого следует, что согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденным решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 г. № 424 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» (в редакции от 3 июля 2017 г. № 198), земельный участок, площадью <...> кв.м., с кадастровым номером <...>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <...>, расположен в зоне объектов санитарно-курортного назначения (Р-К1). Данная зона предназначена для сохранения экологически чистой окружающей среды, природных комплексов и условий (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия) и формирования объектов, используемых при лечении и профилактики заболеваний и организации отдыха и досуга населения. Кроме того, администрацией муниципального образования город­курорт Анапа указано, что градостроительным регламентом размещение объектов индивидуального жилищного строительства в указанной зоне не предусмотрено.

Полагая указанное решение органа местного самоуправления незаконным и нарушающим его права и законные интересы, административный истец обратился за защитой своих прав в судебном порядке.

Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 27 ноября 2018 г. в удовлетворении административных исковых требований Толмачева О.В. отказано.

Не согласившись с решением суда, Толмачев О.В. и представитель Толмачева О.В. по доверенности Шилов М.В. подали апелляционные жалобы, в которой просили решение Анапского городского суда отменить как незаконное и необоснованное, а административные исковые требования удовлетворить, указывая, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, нарушены нормы материального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Шилов М.В. поддерживал доводы апелляционной жалобы, полагая решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

Представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования город-курорт Анапа по доверенностям Грабченко В.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела отчетами об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором, об отложении судебного разбирательства не заявляли.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Как следует из материалов дела, Толмачеву О.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью <...> кв.м., с кадастровым номером <...>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости <...> от <...>

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости <...> от 23 ноября 2018 г. Толмачеву О.В. на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства, площадью застройки <...> кв.м., степенью готовности объекта незавершенного строительства <...>%, с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, при этом в разделе 1 (особые отметки) указано, что разрешение на возведение объекта литер «А» не предъявлено.

На основании договора купли-продажи от <...> Толмачев О.В. приобрел земельный участок площадью <...> кв.м., с кадастровым номером <...>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <...>, и размещенный на нем жилой дом в стадии строительства литер «А», общей площадью застройки <...> кв.м., степенью готовности объекта незавершенного строительством <...>%, с кадастровым номером <...>.

Согласно пп. 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Таким образом, предусмотренное пп. 2 пунктом 1 статьи 40 Земельного

кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил,

нормативов.

Исходя из положений пп. 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с положениями пунктов 2, 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Пунктами 7, 8, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены территориальные зоны - зоны, для которых в правил ах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты и правила землепользования и застройки ­документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений; градостроительный регламент ­устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процесс е их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения

Согласно пунктам 1 - 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.

Выдача разрешения на строительство регламентирована статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Частью 1 указанной статьи установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Из градостроительного плана земельного участка <...> от 10 августа 2018 г., подготовленного на основании заявления Толмачева О.В. 24 июля 2018 г. <...>, на земельный участок, площадью 698 кв.м., с кадастровым номером <...>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <...>, следует, что земельный участок расположен в территориальной зоне Р-К1, зона объектов санаторно-курортного назначения,

с основными видами разрешенного использования земельного участка: гостиничное обслуживание: размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания; туристическое обслуживание: размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов и баз отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них; размещения детских лагерей; курортная деятельность: использование, в том числе с их извлечением, для лечения и оздоровления человека природных лечебных ресурсов (месторождения минеральных вод, лечебные грязи, рапой лиманов и озер, особый климат и иные природные факторы и условия, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека), а также охрана лечебных ресурсов от истощения и уничтожения в границах первой зоны округа горно-санитарной или санитарной охраны лечебно­оздоровительных местностей и курорта; санаторная деятельность: размещение санаториев и профилакториев, обеспечивающих оказание услуги по лечению и оздоровлению населения; обустройство лечебно­-оздоровительных местностей (пляжи, бюветы, места добычи целебной грязи); размещение лечебно-оздоровительных лагерей; земельные участки (территории) общего пользования: размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользованиям, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства; и условно-разрешенными видами использования земельного участка: культурное развитие, религиозное использование, магазины, общественное питание, спорт.

Согласно генеральному плану, утвержденному решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14 ноября 2013 года № 404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-­курорт Анапа» (в редакции от 22 декабря 2016 года № 146), земельный участок полностью расположен в водоохранной зоне (Черное море). В границах указанного земельного участка расположен объект капитального строительства - объект незавершенного строительства, площадью застройки <...> кв.м., с кадастровым номером <...>.

Как установлено материалами дела и следует из уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, направленного Толмачевым О.В. в адрес администрации муниципального образования город-курорт Анапа 4 сентября 2018 г., Толмачев О.В. уведомил администрацию муниципального образования о планируемом строительстве жилого дома на земельном участке, площадью <...> кв.м., с кадастровым номером <...>, категория земель: земли населенных пунктов, расположенном по адресу: <...>, в следующих параметрах: жилой дом прямоугольной формы в плане, размером <...> м.; количество наземных этажей:<...>, предельная высота: 10 м.; площадь земельного участка, занятая под объектом капитального строительства: <...> кв.м.; размеры отступов от всех границ земельного участка до объекта капитального строительства: от южной границы земельного участка - не менее 3м.; от юго-западной границы земельного участка - не менее 3м.; от северо-западной границы земельного участка - не менее 10 м.; от восточной границы земельного участка - не менее 3 м.

Согласно уведомлению администрации муниципального образования город-курорт Анапа о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке <...> от 11 сентября 2018 г. по результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, площадью <...> кв.м., с кадастровым номером <...>, категория земель: земли населенных пунктов, расположенном по адресу: <...>, направленного Толмачевым О.В. 4 сентября 2018 г., зарегистрированного за <...>, администрация муниципального образования город-курорт Анапа уведомила о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке по следующим основаниям: согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденным решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 г. №424 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» (в редакции от 3 июля 2017 г. № 198), земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, расположен в зоне объектов санитарно-курортного назначения (Р-К1). Данная зона предназначена для сохранения экологически чистой окружающей среды, природных комплексов и условий (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия) и формирования объектов, используемых при лечении и профилактики заболеваний и организации отдыха и досуга населения. Градостроительным регламентом размещение объектов индивидуального жилищного строительства в указанной зоне не предусмотрено. Данный земельный участок расположен полностью в водоохраной зоне Черного моря.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа <...> от 20 ноября 2018 г. земельный участок, площадью <...> кв.м., с кадастровым номером <...>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <...>, по функциональному зонированию относится к зоне санаторно-курортных учреждений.

В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа данный земельный участок расположен в зоне объектов санаторно-курортного назначения, а также в границе водоохраной зоны Черного моря, в границе II зоны горно­санитарной охраны курорта (Р-К1), которая предназначена для сохранения экологически чистой окружающей среды, природных комплексов и условий (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия) и формирования объектов, используемых при лечении и профилактики заболеваний и организации отдыха и досуга населения.

Основные виды и параметры разрешенного использования земельных участков объектов капитального строительства следующие: гостиничное обслуживание: размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания; туристическое обслуживание: размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов и баз отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них; размещения детских лагерей; курортная деятельность: использование, в том числе с их извлечением, для лечения и оздоровления человека природных лечебных ресурсов (месторождения минеральных вод, лечебные грязи, рапой лиманов и озер, особый климат и иные природные факторы и условия, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека), а также охрана лечебных ресурсов от истощения и уничтожения в границах первой зоны округа горно-санитарной или санитарной охраны лечебно­-оздоровительных местностей и курорта; санаторная деятельность: размещение санаториев и профилакториев, обеспечивающих оказание услуги по лечению и оздоровлению населения; обустройство лечебно-оздоровительных местностей (пляжи, бюветы, места добычи целебной грязи); размещение лечебно-оздоровительных лагерей; земельные участки (территории) общего пользования: размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользованиям, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.

На основании изложенного, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку принадлежащий Толмачеву О.В. земельный участок находится в территориальной зоне Р-К1, и указанное обстоятельство отражено в градостроительном плане земельного участка, указанные в градостроительном плане земельного участка виды его разрешенного использования соответствуют требованиям правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, установленным применительно к территориальной зоне Р-Кl, у администрации муниципального образования город-курорт Анапа отсутствовали правовые основания для выдачи Толмачеву О.В. разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке.

Кроме того, несоответствие сведений относительно разрешенного вида использования земельного участка, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, градостроительному регламенту правового значения для разрешения административного спора не имеет и не влечет выдачу административному истцу испрашиваемого разрешения на строительство, поскольку в силу статьи 36 Градостроительного кодекса РФ разрешенные виды использования земельного участка определяются не сведениями Единого государственного реестра недвижимости, а градостроительным регламентом, при этом положения пункта l статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которые ссылается административный истец, действительно предоставляют собственнику земельного участка право возводить на участке здания и сооружения, однако ставят при этом реализацию такого право под условие соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, аналогичная норма предусмотрена и пп. 2 пункта l статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод, что у администрации муниципального образования город-курорт Анапа имелись достаточные основания для вынесения оспариваемого уведомления, а оспариваемое решение органа местного самоуправления, как направленное на выполнение императивных требований градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации, не может расцениваться как нарушающее права и законные интересы Толмачева О.В.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Анапского городского суда Краснодарского края от 27 ноября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Толмачева О.В. и апелляционную жалобу представителя Толмачева О.В. по доверенности Шилова М.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

РЎСѓРґСЊРё:

33а-8009/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Толмачев О.В.
Ответчики
Администрация МО город-курорт Анапа
Другие
Управление архитектуры и градостроительства Администрации МО г. анапа
Шилов М.В.
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Кривцов Анатолий Сергеевич
Дело на сайте суда
kraevoi.krd.sudrf.ru
07.07.2020Передача дела судье
07.07.2020Судебное заседание
07.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2020Передано в экспедицию
14.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее