Судья: Жданова Г.Ю. Дело № 33-3136/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 августа 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей: Уваровой В.В., Шефер И.А.,
при секретаре Пензиной О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску прокурора Кировского района г. Томска к областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница №3» об обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического
законодательства, к Администрации Томской области, Департаменту здравоохранения Томской области об обязании произвести солидарно финансирование работ
по апелляционному представлению прокурора Кировского района г. Томска Игловской Е.И. на решение Кировского районного суда г.Томска от 16 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи Уваровой В.В., пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Томской области Дашевской О.С., поддержавшей доводы апелляционного представления, объяснения представителя ответчика ОГАУЗ «Городская клиническая больница № 3» Титова М.С. (доверенность от 04.07.2016), согласившегося с доводами апелляционного представления, представителя ответчика Администрации Томской области Дюкановой Т.Я. (доверенность № 46 от 03.06.2016), представителя ответчика Департамента здравоохранения Томской области Сергеева А.В. (доверенность от 07.04.2016), возражавших против доводов апелляционного представления, судебная коллегия
установила:
прокурор Кировского района г.Томска обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» об
обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического
законодательства, к Администрации Томской области, Департаменту здравоохранения Томской области об обязании солидарно произвести
финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарно – гигиенических требований. В обоснование требований указано, что Прокуратурой Кировского района г.Томска проведена проверка в ОГАУЗ «Городская клиническая больница № 3» по размещенной в сети «Интернет» информации, в ходе которой в больнице установлены нарушения санитарно-гигиенических требований. В нарушение п.6.4, 6.20 СанПиН 2.1.3.2630-10 в помещениях инфекционного отделения ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» отсутствует механическая система вентиляции, в связи с чем удаление воздуха из помещений (боксов и боксированных палат) осуществляется за счет естественного воздухообмена через имеющиеся смонтированные каналы. Каналы смонтированы либо непосредственно в палатах, либо воздухообмен осуществляется через каналы санузлов. При этом в ряде помещений: на первом этаже в холерном боксе №1, в душевой персонала, в процедурном кабинете, в помещении исследования крови клинической лаборатории, санпропускнике № 1, на втором этаже в боксированной палате № 6, в нарушение пункта 6.20 СанПиН 2.1.3.2630-10 каналы вентиляции, обеспечивающие естественный воздухообмен, отсутствуют.
Кроме того, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» проведены лабораторно- инструментальные исследования, в результате которых установлено, что имеющиеся каналы вентиляции в палатах № 2,3,4,5,6 на первом этаже; № 1,2,3/4,5,7 на втором этаже, в палатах №1,2,3,4,5,6,7,8,9 на третьем этаже, в буфетной на третьем этаже не обеспечивают естественный воздухообмен и не соответствуют СанПиН 2.1.3.2630-10.
Невыполнение установленных законом санитарно-гигиенических требований
создает угрозу жизни и здоровью граждан, обращающихся за медицинской помощью, а также работников ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3».
Финансовое обеспечение деятельности ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» является расходным обязательством Администрации Томской области. В отношении здания по адресу: /__/, переданного в оперативное управление ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» Администрация Томской области обладает правами и обязанностями собственника. Уточнив исковые требования, истец просил возложить на ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» обязанность в срок не позднее 1 года со дня вступления в законную силу устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства: в холерном боксе №1, душевой персонала, в процедурном кабинете, в помещении исследования крови клинической лаборатории, санпропускнике №1, в палатах № 2,3,4,5,6, расположенных на первом этаже здания; в боксированной палате № 6, в палатах № 1.2,3,4,5,7, расположенных на втором этаже здания; в палатах № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, в буфетной, расположенных на третьем этаже здания инфекционного отделения ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» по адресу: /__/.
Обязать Администрацию Томской области, Департамент здравоохранения Томской области солидарно произвести финансирование работ по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований в здании инфекционного отделения ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» по адресу: /__/.
В судебном заседании представитель процессуального истца старший помощник прокурора Кировского района г.Томска Игловская Е.И. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» Титов М.С. исковые требования об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в здании инфекционного отделения ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» признал в полном объеме.
В судебном заседании представители ответчиков Администрации Томской области Суханов А.В., Департамента здравоохранения Томской области Сергеев А.В. исковые требования не признали.
B судебном заседании представитель ответчика Департамента финансов Томской области Суджанская И.В. исковые требования не признала, так как правовых оснований для возложения на Департамент финансов Томской области обязанности финансировать работы по устранению выявленных нарушений не имеется.
Решением Кировского районного суда от 16.05.2016 исковые требования прокурора Кировского района г. Томска к ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» об обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворены. На ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» возложена обязанность в срок не позднее 31 декабря 2019 года устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства: в холерном боксе №1, душевой персонала, в процедурном кабинете, в помещении исследования крови клинической лаборатории, санпропускнике №1, в палатах № 2,3,4,5,6, расположенных на первом этаже здания, в боксированной палате № 6, в палатах № 1,2,3,4,5,7, расположенных на втором этаже здания, в палатах № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, в буфетной, расположенных на третьем этаже здания инфекционного отделения ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» по адресу: /__/.
В удовлетворении требований прокурора Кировского района г. Томска к Администрации Томской области, Департаменту здравоохранения Томской области об обязании произвести солидарно финансирование работ отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, прокурор Кировского района Игловская Е.И. обратилась с апелляционным представлением, в котором просит вышеуказанное решение отменить в части отказа о возложении обязанности на Администрацию Томской области и Департамент здравоохранения Томской области произвести финансирование работ по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а также в части установления срока устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование доводов апелляционного представления приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления, и указывает, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлены нарушения санитарно-гигиенических требований в областном государственном автономном учреждении здравоохранения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Ссылаясь на п.1.5, 1.6 и 3.1 Устава ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3», указывает, что учредителем учреждения является Томская область, от имени которой функции и полномочия учредителя в пределах своей компетенции осуществляет Администрация Томской области. При этом имущество ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» является государственной собственностью Томской области и закреплено за учреждением на праве оперативного управления.
Обращает внимание на то, что финансовое обеспечение деятельности ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» является расходным обязательством Администрации Томской области, а согласно ч.2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Поскольку у ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» отсутствуют достаточные средства на приведение в соответствие санитарно-эпидемиологическим и техническим нормам здания больницы, обязанность по обеспечению финансирования мероприятий возлагается на собственника имущества – Администрацию Томской области, а также Департамент здравоохранения Томской области за счет средств областного бюджета.
Со ссылкой на положение о Департаменте здравоохранения Томской области, утв. постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 №56, Закон Томской области от 13.04.2004 №53-ОЗ «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Томской области», постановление Администрации Томской области от 26.10.2010 №209а (ред. от 11.08.2014) «О порядке формирования государственного задания в отношении областных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» указывает, что финансирование деятельности подведомственного учреждения относится к компетенции Департамента Здравоохранения Томской области, а выделение денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в обязанности учредителя – Администрации Томской области и уполномоченного органа по управлению областным государственным имуществом – Департамента здравоохранения Томской области.
Считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что учредитель не отвечает по обязательствам созданного им учреждения применительно к ст. 3, 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», поскольку в данном случае требования о финансировании вытекают не из гражданско-правовых отношений, а из требований об устранении нарушений в области санитарно-эпидемиологического законодательства.
Также отмечает, что, назначая срок для устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства не позднее 31.12.2019, суд первой инстанции не принял во внимание влияние установленных нарушений законодательства на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, здоровье граждан, а также не усмотрел в этих нарушениях угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, наступления тяжких последствий для неопределенного круга лиц в виде массовых заболеваний, ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки в муниципальном образовании.
В письменных возражениях на апелляционное представление представитель ответчика Администрации Томской области Суханов А.В. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционное представление в отсутствие представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражения на него, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования прокурора в части возложения на ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» обязанности в срок не позднее 31 декабря 2019 года устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства: в холерном боксе №1, душевой персонала, в процедурном кабинете, в помещении исследования крови клинической лаборатории, санпропускнике №1, в палатах № 2,3,4,5,6, расположенных на первом этаже здания, в боксированной палате № 6, в палатах № 1.2,3,4,5,7, расположенных на втором этаже здания, в палатах № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, в буфетной, расположенных на третьем этаже здания инфекционного отделения ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» по адресу: /__/, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств дела, бесспорно подтверждающих наличие в здании инфекционного отделения ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» по адресу: /__/, нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и признания данного факта ответчиком ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3».
Учитывая, что решение суда первой инстанции в данной части сторонами по делу не оспаривается, судебная коллегия оценки в данной части решению суда не дает.
Вместе с тем довод апелляционного представления прокурора Кировского района г. Томска об изменении срока, установленного судом первой инстанции для устранения нарушений требований санитарно – эпидемиологического законодательства, заслуживает внимания.
Назначая срок для устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства не позднее 31.12.2019, суд первой инстанции не принял во внимание влияние установленных нарушений законодательства на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, здоровье граждан, а также не усмотрел в этих нарушениях угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, наступления тяжких последствий для неопределенного круга лиц в виде массовых заболеваний, ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки в муниципальном образовании.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с предложенным в апелляционной представлении прокурора Кировского района г. Томска сроком для устранения нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства в один год с момента вступления решения суда первой инстанции в законную силу, поскольку является разумным с учетом имеющейся угрозы для неопределенного круга лиц.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора в части возложения на Администрацию Томской области и Департамент здравоохранения Томской области обязанности солидарно профинансировать работы по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные требования преждевременны, а решение суда не должно подменять установленную законом процедуру и порядок обращения Учреждения за получением необходимого финансирования на проведение капитального ремонта.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 11, пунктов 1 и 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно- технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В развитие приведенным выше нормам действующего законодательства постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 58 утверждены СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 52-ФЗ (п. 2 в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане, как указано выше, обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
В соответствии с п. 4 ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В силу ч. 2, 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем (соответствующим органом, осуществляющий функции и полномочия учредителя).
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
В соответствии со ст. 3 Закона Томской области от 11.10.2007 № 231-ОЗ (ред. от 13.04.2016) «О бюджетном процессе в Томской области» главный распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 3» распоряжением администрации г. Томска № р1128 от 28.10.2013 передано из муниципальной в государственную собственность Томской области (л.д. 57).
Распоряжением Администрации Томской области № 930-ра от 12.12.2013 данное учреждение здравоохранения безвозмездно принято в государственную собственность Томской области, внесено в реестр государственного имущества, а Департамент здравоохранения Томской области выступил его учредителем (л.д. 59).
Согласно провоподтверждающим документам областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница № 3» на праве оперативного управления принадлежит нежилое трехэтажное здание площадью /__/ кв.м по адресу: /__/, в котором Учреждением оказывается медицинская помощь населению г.Томска.
Как следует из Устава ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3», утвержденного распоряжением Департамента здравоохранения Томской области от 13.12.2013 № 780, учредителем медицинского учреждения является Томская область.
При этом функции учредителя от имени Томской области в пределах своих полномочий осуществляет Департамент здравоохранения Томской области (как отраслевой орган исполнительной власти Томской области).
Соответственно, объем ответственности Департамента здравоохранения Томской области за выявленные в учреждении здравоохранения нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства определяется тем, что данный государственный орган по отношению к подведомственному медицинскому учреждению осуществляет функции учредителя и является главным распорядителем денежных средств.
Из устава ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» следует, что контроль за деятельностью учреждения осуществляется учредителем и другими органами государственной власти в пределах их компетенции, определенной законами и иными нормативными правовым актами Российской Федерации и Томской области (п. 4.4). Контроль за эффективностью использования и сохранностью областного государственного имущества, закрепленного за учреждением, осуществляет уполномоченный областной орган по управлению областным государственным имуществом в пределах его компетенции (п.4.5).
Полномочия Департамента здравоохранения Томской области закреплены в положении о Департаменте здравоохранения Томской области, утвержденном постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 №56.
В соответствии с пп. 32, 33, 34 Департамент здравоохранения Томской области выполняет функции главного распорядителя средств областного бюджета в отношении подведомственных учреждений, реализует в отношении подведомственных ему областных государственных учреждений функции и полномочия учредителя, указанные в Законе Томской области от 13 апреля 2004 года № 53-ОЗ «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Томской области», организует в пределах выделенных бюджетных ассигнований безопасную эксплуатацию зданий и сооружений подведомственных ему областных государственных учреждений.
Из предписания главного специалиста - эксперта отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области № 80-ОКГ от 29.10.2012 следует, что в установленный в предписании срок ревизия, реконструкция, ремонт и монтаж вентиляционных систем в помещении ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» произведен не был (л.д. 28).
Из объяснений главного врача ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3», данных помощнику прокурора Кировского района г. Томска 21.09.2015 (л.д. 26), служебной записки заместителя главного врача ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» от 07.08.2014 (л.д. 31), обращения главного врача ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» в адрес начальника Департамента здравоохранения Томской области от 07.08.2014 (л.д. 45), обращения главного врача ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» в адрес начальника Департамента здравоохранения Томской области от 05.11.2014 (л.д. 47), обращения главного врача ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» в адрес начальника Департамента здравоохранения Томской области от 18.03.2015 (л.д. 48), ответа начальника Департамента здравоохранения Томской области на обращение главного врача ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» от 11.08.2014 следует, что учреждение в рамках имеющихся финансовых средств провело в 2014 году часть мероприятий по устранению нарушений требований санитарного законодательства, учитывая, что имеющегося финансирования недостаточно, неоднократно обращалось в отраслевой орган исполнительной власти Томской области с просьбой о необходимости проведения капитального ремонта (восстановление систем вентиляции), а также включения больницы в перечень предложений о проведении капитального ремонта. Приложенные учреждением к заявкам документы, планы проведения мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства свидетельствует о максимальном исполнении учреждением своих обязанностей по сохранению имущества, вверенного в оперативное управление.
Указание в решении суда первой инстанции на несоблюдение ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» действий, предусмотренных п. 5 Порядка организации проведения капитального ремонта областных объектов недвижимого имущества от 24.04.2013 № 357-ра, не освобождает учредителя бюджетного учреждения и главного распорядителя бюджетных средств в лице Департамента здравоохранения Томской области от обязанности по недопущению и устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, которое стало существовать с 2013 года, когда учреждение здравоохранения было передано в собственность Томской области, между тем до настоящего времени нарушения не устранены, чем нарушаются права пациентов лечебного учреждения на охрану здоровья, а также требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В свою очередь, сведений о том, что областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница №3» через Департамент здравоохранения Томской области как учредителя и главного распорядителя выделялись достаточные денежные средства для финансирования расходов на устранение нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в рамках необходимого государственного задания, в материалах гражданского дела не имеется.
Оценивая во взаимосвязи установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия учитывает, что областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 3» является бюджетным учреждением и финансируется за счет средств бюджета Томской области, что следует из Устава, а для устранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований необходимо значительное финансирование, в связи с чем обязанность обеспечить финансирование заявок больницы по выполнению требований предписания, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, надлежит возложить на Департамент здравоохранения Томской области как учредителя и главного отраслевого распорядителя бюджетных средств.
Вместе с тем судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора о возложении на Администрацию Томской области обязанности профинансировать работы по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований в здании ОГАУЗ «Городская клиническая больница №3» по адресу: /__/, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 5 ░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №3» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░. 210 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 14 ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13.04.2004 №53-░░ (░░░. ░░ 13.04.2016) «░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №3», ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░. 1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░).
░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 210 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №3» ░░ ░░░░░░: /__/, ░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░ ░░ 16 ░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №3» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 31 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░ ░░ 16 ░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 3» ░░ ░░░░░░: /__/.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░ ░░ 16 ░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: