Решение по делу № 2-92/2016 (2-2632/2015;) от 02.12.2015

Дело № 2-92/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Тимофте В.К.,

при секретаре Стасюк И.В.,

с участием истца Хозяиновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воркуте

17 февраля 2016 г. дело по иску Хозяиновой И.В. к администрации муниципального образования городского округа "Воркута" о предоставлении благоустроенного жилья в собственность

УСТАНОВИЛ:

Хозяинова И.В. просит обязать администрацию МО ГО "Воркута" предоставить ей в собственность благоустроенное и равнозначное жилое помещение взамен непригодного для проживания, расположенного по адресу: ...; возложить на администрацию МО ГО "Воркута" все судебные расходы понесенные собственником жилого помещения непригодного для проживания.

В обоснование иска указала, что жилое помещение ... в ..., собственником которого она является, признано непригодным для проживания, подлежит расселению до ... года. Ответчиком меры к обеспечению ее пригодным для проживания жильем не принимаются.

Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Суд полагает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения истца, суд считает иск в пределах указанных в заявлении требований и оснований не подлежащим удовлетворению.

Из представленных суду документов следует, что Хозяинова И.В. является собственником квартиры по адресу: ... на основании договора дарения жилого помещения (квартиры) от .... Право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми ....

В указанной квартире зарегистрированы: дети Э., ... г.р., А., ... г.р., муж Х., в качестве родственников - К. и К., родственник К. зарегистрирован временно с ... по ....

Заключением ... от ... межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации МО ГО "Воркута" ... от ..., признала жилые помещения ... в ... непригодными для проживания.

Аналогичные заключения: признать жилое помещение ... в ... непригодным для проживания приняты ... и ... межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации МО ГО "Воркута" ... от ....

Из актов обследования дома и жилого помещения от ... и ... следует, что дом кирпичный, 1985 года постройки, 5-ти этажный, 4-х подъездный. Процент износа 50 % по состоянию на 2008 г. по данным БТИ. Дом оборудован центральным теплоснабжением, горячим и холодным водоснабжением, канализацией, электроосвещением и электрооборудованием. Обследуемая квартира двухкомнатная, расположена на 4 этаже. При визуальном осмотре жилого помещения выявлено следующее: в подъезде наблюдается выкрашивание цементно-песчаного раствора кирпичной кладки. По внутренним межкомнатным перегородкам наблюдаются вертикальные и горизонтальные трещины. В районе балконной двери наблюдается осыпание штукатурно-окрасочного слоя стены. В жилых комнатах незначительная деформация оконных блоков, перекос дверного проема. На потолке отслоение штукатурно-окрасочного слоя.

Межведомственная комиссия пришла к выводу, что для обеспечения безопасности или создания нормальных условий постоянного проживания необходимо произвести капитальный ремонт дома и инженерных сетей, что экономически нецелесообразно в связи с износом жилого дома более 50%.

К аналогичному выводу пришла межведомственная комиссия ... по результатам обследования спорного жилого помещения на основании определения Воркутинского городского суда от ....

Постановлением администрации МО ГО "Воркута" от ... ... утвержден протокол ... от ... общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута", согласно которому Хозяиновой И.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Основанием для отказа указан п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ "не предоставлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении" (отсутствует уведомление о признании малоимущей).

Согласно ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и т.д.

Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи случаев. Категориям граждан, указанным в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Из содержания вышеизложенных норм следует, что жилищное законодательство не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, жилое помещение которых стало непригодным для проживания, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Факт того, что Хозяинова И.В. не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, еще не является основанием для отказа в удовлетворении ее требований. Для того чтобы у ответчика возникла обязанность по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма необходимо, чтобы истец был в установленном порядке признан малоимущим.

В отзыве на иск ответчик сообщил, что Хозяинова И.В. не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Сведений об обжаловании постановления администрации МО ГО "Воркута" от ... ... в части отказа в принятии Хозяиновой И.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении материалы дела не содержат. Исковое заявление сведений о признании Хозяиновой И.В. малоимущей и постановке ее на учет не содержит, истцом таких доказательств к исковому заявлению не приложено.

Данное обстоятельство (наличие статуса малоимущей) следует и из содержания определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 г. N 376-О-П, согласно которому федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.

Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

Поскольку Хозяиновой И.В. на момент рассмотрения дела не было представлено документов, подтверждающих признание ее в установленном законом порядке малоимущей, основания для предоставления ей жилого помещения по договору социального найма отсутствуют.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

То есть, если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Из положений названного Закона следует, что федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения, граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством. В силу п. 3 ст. 2 вышеназванного Закона, под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации в равной мере.

Таким образом, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ. По смыслу указанной правовой нормы, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения допускается как путем заключения соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Доказательств включения ... в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не представлено. На не включение спорного дома в региональную адресную программу ссылается и ответчик. Избранный истцом способ защиты права не является надлежащим (аналогичная правовая позиция изложена в ответе на вопрос N 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012).

Напротив, как следует из отзыва ответчика жилой дом ... по ... многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Коми, подлежащих капитальному ремонту, утвержденный Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 N 572 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2014 - 2043 годы".

Следует также учесть требования п. 38 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, по которым жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получившие повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.

Непригодность многоквартирного дома и жилого помещения определяется степенью износа жилья (крайняя степень - аварийность), а именно наличием неустранимых неисправностей инженерных сетей, несоблюдением строительных норм при застройке близлежащей к дому территории и прочее.

Пункт 49 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, устанавливает, что соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления на основании полученного заключения принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Во исполнение указанной нормы и протестов прокуратуры города Воркуты постановлением администрации МО ГО "Воркута" от ... ... в постановление от ... ... "Об утверждении адресной программы переселения граждан из домов аварийных и непригодных для проживания" внесены изменения.

Квартиры с ... по ... в ... включены в список жилых помещений, признанных непригодными для проживания, подлежащими расселению до ... года. В категорию многоквартирных жилых домов первоочередного переселения граждан, признанных аварийными и подлежащими сносу (I) дом ... по улице ... не включен. Аварийным и подлежащим сносу заключениями межведомственной комиссии дом не признан. Заключения межведомственной комиссии об экономической нецелесообразности проведения капитального ремонта неравнозначно понятию "ремонту или реконструкции не подлежит", при наличии которого в соответствии с п/п. 1 п. 2 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В заключениях межведомственной комиссии отсутствует вывод о крайней степени износа жилья - аварийности из-за снижения несущей способности и эксплуатационных характеристик строительных конструкций дома, невозможности ремонта или реконструкции дома, указано лишь на экономическую нецелесообразность проведения капитального ремонта дома, квартиры.

В отличие от раздела I "Многоквартирные жилые дома первоочередного переселения граждан, признанные аварийными и подлежащими сносу" Адресной программы переселения граждан раздел II указанной программы "Жилые помещения, признанные непригодными для проживания" не содержит указаний на предоставление гражданам жилых помещений в первую очередь либо вне очереди взамен признанных непригодными для проживания.

В соответствии с п. 34 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, жилые помещения, расположенные в кирпичных домах, являются аварийными и подлежащим сносу или реконструкции только при наличии деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительной степени биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.

При указанных обстоятельствах и с учетом приведенных выше положений материального закона оснований для удовлетворения иска Хозяиновой И.В. о возложении на администрацию МО ГО "Воркута" обязанности: предоставить ей в собственность благоустроенное и равнозначное жилое помещение взамен непригодного для проживания, расположенного по адресу: ... не имеется. Соответственно в удовлетворении требования о выплате всех судебных расходов (расходов по уплате государственной пошлины при подаче иска), понесенных собственником непригодного для проживания жилого помещения, также следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ :

Отказать Хозяиновой И.В. в удовлетворении иска о возложении на администрацию МО ГО "Воркута" обязанности: предоставить ей в собственность благоустроенное и равнозначное жилое помещение взамен непригодного для проживания, расположенного по адресу: ...; выплатить все судебные расходы, понесенные собственником непригодного для проживания жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца после даты изготовления мотивированного решения. Судья _____________

Мотивированное решение изготовлено 24.02.2016.

2-92/2016 (2-2632/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Хозяинова И.В.
Ответчики
Администрация МО ГО "Воркута"
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
02.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2015Передача материалов судье
04.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2015Судебное заседание
16.02.2016Производство по делу возобновлено
17.02.2016Судебное заседание
24.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее