г. Сыктывкар Дело № 2-4141/2021 (33-6061/2021)
УИД 11RS0001-01-2021-004196-67
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Круковской А.В.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в судебном заседании 28.10.2021 дело по апелляционной жалобе ООО «Пригородный» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29.07.2021, которым взыскано с ООО «Пригородный» в пользу Гордиенко Анастасии Васильевны 40 578,74 руб. индексации заработной платы, 3 000 руб. компенсации морального вреда.
Взыскана с ООО «Пригородный» государственная пошлина в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» в размере 1 717,36 руб.
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснение представителя ответчика Панюкова А.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Гордиенко А.В. обратилась в суд с иском к ООО «Пригородный» о взыскании индексации заработной платы за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 40 578,74 руб., компенсации морального вреда в размере 30 000 руб.
В обоснование иска указано о том, что истец состояла с ответчиком в трудовых отношениях, однако в нарушении положений ст. 134 ТК РФ ей не произведена и не выплачена индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
К участию в деле привлечена Государственная инспекция труда по Республике Коми.
Суд постановил приведенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> истец состояла с ответчиком в трудовых отношениях, индексация заработной платы за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> истцу не производилась.
В соответствии с разделом 4 трудового договора истцу установлен оклад 16 950 руб., районный коэффициент к заработной плате – 1,2, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 50%, премия фиксированная – 40%.
Также трудовым договором (пунктом 4.1) предусмотрено, что при повышении оплаты труда в целом по организации, включая изменения в связи с инфляцией, должностной оклад (тарифная ставка) работника изменяется (Том 1, л.д. 12).
<Дата обезличена> утверждено Положение об оплате труда работников ООО «Пригородный» на 2019-2021 годы.
В соответствии с разделом 5 Положения «Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы» к мерам, обеспечивающим повышение уровня реального содержания заработной платы, относятся: надбавка за непрерывный стаж работы на данном предприятии; дополнительная натуральная оплата; предоставление скидок на собственную продукцию; выдача новогодних подарков работникам, имеющим детей до 14 лет; выдача беспроцентных займов и материальной помощи.
Пунктом 5.1 указанного Положения установлено, что надбавка за непрерывный стаж работы в данном хозяйстве выплачивается постоянным работникам, находящимся в штате хозяйства в следующих размерах от суммы заработной платы: проработавшим непрерывно в данном хозяйстве от 1 года до 5 дет – 10%; от 5 до 10 лет – 12 %, от 10 до 15 лет – 15%; свыше 15 лет – 18%.
Коллективным договором ООО «Пригородный» на 2018-2021 годы установлены следующие положения:
- в месячную начисленную заработную плату включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях, иные компенсационные выплаты (п. 3.2);
- всем постоянным работникам, находящимся в штате предприятия, ежемесячно выплачивается надбавка за непрерывный стаж работы в данном предприятии согласно Положения о порядке и условиях выплаты надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в данном хозяйстве (п/п «и» п. 3.15);
- доля заработной платы, выплаченной в неденежной форме, не может превышать 20% от общей суммы заработной платы (п. 3.18);
- работодатель разрабатывает и реализует меры по повышению эффективности производства, роста производительности труда и на их основе обеспечивает сближение минимальной тарифной ставки и величины прожиточного минимума. Пересмотр минимального размера оплаты труда может производиться по согласованию между работодателем и представителя от рабочих по инициативе любой из сторон и при наличии финансовых возможностей Общества (п. 3.23);
- ежегодно на совместном заседании администрации и представителя от рабочих стороны обязуются рассматривать достигнутый уровень оплаты труда по категориям работников и результатам хозяйственной деятельности предприятия. О результатах анализа и принятых решениях информировать коллективы структурных подразделений (п. 3.26).
Разрешая спор и удовлетворяя требования Гордиенко А.В. об индексации заработной платы, суд первой инстанции исходил из того, что проведение индексации заработной платы является обязанностью ответчика, доказательств проведения которой ответчиком не представлено.
При этом суд, отклоняя доводы ответчика о том, что работодателем установлены иные способы обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы, отличные от индексации, исходил из того, что Положение об оплате труда ответчика не определяет периодичность повышения реального уровня заработной платы, ответчиком определены лишь виды дополнительных гарантий/стимулирования работников, включая надбавку за непрерывный стаж работы, которые не относятся к обеспечению повышения уровня заработной платы в связи с ростом потребительских цен в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса РФ определено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Трудового кодекса РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Частью 3 статьи 11 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников статьей 130 Трудового кодекса РФ в том числе включены меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, а также ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В силу статьи 134 Трудового кодекса РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 6 статьи 135 Трудового кодекса РФ).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса РФ) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса РФ должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Предусмотренное статьей 134 Трудового кодекса РФ правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (определения Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 № 913-О-О, от 17.07.2014 № 1707-О, от 19.11.2015 № 2618-О).
Из содержания приведенных выше нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ следует, что статьей 134 Трудового кодекса РФ установлена императивная обязанность работодателей, в том числе не относящихся к бюджетной сфере, осуществлять индексацию заработной платы работников в целях повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности.
При этом порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.
Таким образом, на работодателя возложена обязанность по осуществлению индексации заработной платы работников, порядок которой должен быть предусмотрен в коллективном договоре, соглашении либо ином локальном нормативном акте (ст. ст. 8, 40, 45, 134 Трудового кодекса РФ).
Отсутствие локального нормативного акта, устанавливающего сроки, порядок и условия проведения индексации заработной платы работников, не является основанием не проводить индексацию (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2019 № 89-КГ18-14).
Порядок и сроки проведения индексации в ООО «Пригородный» не установлены, в связи с чем суд обоснованно пришел к выводу о том, что истцом не пропущен срок обращения в суд, установленный статьей 392 Трудового кодекса РФ.
Разрешая исковые требования по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции руководствовался расчетом индексации за спорный период, составленным специалистами ФИО7 и ФИО8
Доводы ответчика, в том числе в апелляционной жалобе сводятся к тому, что в обеспечение требований статьи 134 ТК РФ (об индексации заработной платы в связи с инфляцией) разделом 5 Положения об оплате труда работников ООО «Пригородный» на 2019-2021 годы предусмотрена выплата работникам надбавки за непрерывный стаж работы, а также выдача продуктов питания в качестве дополнительной натуральной оплаты труда.
При этом ответчик ссылается на Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017, в котором указано, что исходя из буквального толкования положений ст. 134 ТК РФ индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.
Судебная коллегия, отклоняя доводы ответчика, соглашается с выводами суда в том, что указанные в разделе 5 Положения об оплате труда работников ООО «Пригородный» на 2019-2021 годы гарантии и компенсации, в том числе надбавка за непрерывный стаж работы, не имеют отношения к обеспечению повышения уровня заработной платы в связи с ростом потребительских цен, поскольку не обеспечивают периодического повышения заработной платы.
В силу пункта 5.1 Положения надбавка за непрерывный стаж работы выплачивается постоянным работникам, находящимся в штате хозяйства в следующих размерах от суммы заработной платы: проработавшим непрерывно в данном хозяйстве от 1 года до 5 дет – 10%; от 5 до 10 лет – 12 %, от 10 до 15 лет – 15%; свыше 15 лет – 18%.
Таким образом, размер надбавки зависит от стажа работы работника и не обеспечивает повышения заработной платы в связи с инфляцией.
Размер надбавки очевидно не покрывает рост потребительских цен в связи с инфляцией, что подтверждается указанным заключением специалистов.
Кроме того, установленная в пункте 5.1 надбавка не может быть отнесена к порядку индексации заработной платы, поскольку исходя из периодов ее повышения, она носит стабильный характер периодами по 5 лет, а после стажа работы свыше 15 лет, она более не повышается.
То есть, данная надбавка не обеспечивает сущности индексации заработной платы - ее периодического повышения в связи с инфляцией.
Также нельзя отнести к индексации заработной платы в соответствии со ст. 134 ТК РФ предоставление работникам продуктов, которые предусмотрены пунктом 5.2 Положения и имеют конкретный размер (вес) предоставления, а также выдачу новогодних подарков работникам, имеющим детей.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на субъективной оценке установленных по делу обстоятельств и на неправильном толковании норм приведенного законодательства, а поэтому подлежат отклонению.
Все доводы жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29.07.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Пригородный» - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 01.11.2021.
Председательствующий
Судьи