Решение по делу № 2а-1412/2018 от 04.04.2018

В окончательной форме решение суда принято 25 мая 2018 года

                                       Дело № 2а-1412/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта                                24 мая 2018 г.

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В., с участием: истца – Попелянского В.А., представителя истца – Мневца А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Попелянского Владимира Антоновича к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным отказа, понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л :

    Попелянский В.А. обратился в суд с иском о признании незаконным отказа администрации города Ялта, изложенного в письме Департамента имущественных и земельных отношений от 26 февраля 2018 года № 01/3-06/28 по утверждению схемы расположения земельного участка площадью 1015 кв. метров, расположенного в <адрес>, для обслуживания жилого дома и противооползневых сооружений; возложении на администрацию города Ялта обязанности в течение 10 дней утвердить схему расположения вышеуказанного земельного участка.

    Исковые требования мотивированы тем, что он является собственником жилого дома расположенного в <адрес> и земельного участка площадью 345 кв. метров, предназначенного для обслуживания вышеуказанного дома. Противооползневым управлением ему было выдано предписание на выполнение противооползневых работ по закреплению склона, путем возведения бутовых подпорных стен и устройства водоотвода, в целях исполнения которого на земельном участке, примыкающем к участку истца, им были возведены строения, пристройки и внутридворовые сооружения, необходимые для обслуживания жилого дома. 16 января 2018 года истец направил в Администрацию города Ялта заявление о согласовании схемы расположения земельного участка площадью 1015 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, который необходим для обслуживания сооружений, прилегающих к жилому дому. Вместе с тем, письмом Департамента имущественных и земельных отношений от 26.02.2018 года ему было отказано в согласовании схемы расположения земельного участка в связи с отсутствием на земельном участке объектов капитального строительства, строений, сооружений, принадлежащих ему на праве собственности. Считает отказ незаконным, поскольку объекты, для обслуживания которых ему необходим земельный участок, являются неотъемлемой частью жилого <адрес> и указаны в техническом паспорте на домовладение, с определением границ земельного участка органом БТИ в 2008 году.

Истец и его представитель в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.

    Представители ответчиков в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. От представителя Администрации города Ялта поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении иска просил отказать.

    От Департамента имущественных и земельных отношений поступили письменные пояснения на иск, из которых следует, что на представленной истцом в Департамент схеме расположения земельного участка площадью 1015 кв. метров отсутствовали объекты капитального строительства, строения и сооружения, в связи с чем право на утверждение схемы расположения земельного участка и заключение договора аренды без проведения торгов у Попелянского В.А. отсутствует. Представитель ответчика просил рассмотреть дело в отсутствие Департамента.

Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 г. N 78 к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке установленном Ялтинским городским советом.

Решением 1-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского Совета № 131 от 28.11.2014 года учрежден Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, утверждено Положение о Департаменте.

В соответствии с п. 1.1 Положения, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым является функциональным органом и входит в структуру администрации города Ялты Республики Крым, осуществляет полномочия в сфере имущественных и земельных отношений в соответствии с Уставом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

В соответствии с п. 2.2 Положения, одной из основных задач Департамента является подготовка материалов по вопросам распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками на территории муниципального образования городского округа Ялта.

Судом установлено, что Попелянский В.А. является собственником жилого <адрес>, общей площадью 390,30 кв. метров и земельного участка площадью 345 кв. метров, расположенного в <адрес>, к.н. , на основании договоров купли – продажи от 15.03.2016 года, о чем 27.04.2016 года сделаны записи о регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

17.08.2008 года Крымским противооползневым управлением было выдано предписание о необходимости закрепить подрезки склона с северной стороны ЖСТ «Лаванда» (в районе участков ,), подпорными стенами с устройством застенного дренажа и засыпкой пазух грунтом с уплотнением.

Согласно оценочному акту на строения, служебные пристройки и внутридворовые сооружения домовладения по <адрес>, изготовленному БТИ в городе Ялта, на прилегающем к дому земельном участке возведены дополнительно следующие сооружения: ограждение , калитка , ограждения и ; подпорная стена , ограждения и , ступени , калитка , ограждение , подпорная стена , емкость для воды , компостная яма .

17 января 2018 года Попелянский В.А. обратился в администрацию города Ялта с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1015 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – для обслуживания противооползневых и жилого дома.

26 февраля 2018 года Департамент имущественных и земельных отношений возвратил поданные Попелянским В.А. документы без рассмотрения, указав, что на предоставленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1015 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют объекты капитального строительства, строения, сооружения, принадлежащие заявителю на праве собственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии вынесенного ответчиком решения требованиям действующего законодательства, судом установлено следующее.

Частью 1 ст. 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности может быть осуществлено в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Частью 3 ст. 11.10 Земельного Кодекса установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (ч. 4 ст. 11.10 ЗК).

Порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории утвержден Постановлением Совета Министров Республики Крым № 44 от 16 февраля 2015 года (далее – Порядок № 44).

Согласно п. 2 Порядка № 44, обеспечение подготовки проекта межевания территории, схемы расположения земельного участка осуществляется органом местного самоуправления – в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.

Подготовка схемы расположения земельного участка и проекта межевания территории может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом в случаях, установленных законом (пункт 3 Порядка № 44).

В соответствии с ч. 4 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов (часть 5 ст. 11.10 ЗК).

Таким образом, действующим законодательством установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования может быть обеспечена гражданином либо в случае возможности предоставления ему испрашиваемого земельного участка без проведения торгов; либо для проведения аукциона, но за исключением случаев образования земельного участка в границах населенного пункта.

Основания предоставления земельного участка без проведения торгов предусмотрены пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6, пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

Согласно пункту 1 ст. 39.20 ЗК Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Из обращения истца об утверждении схемы расположения земельного участка, направленного им в адрес главы администрации города Ялта следует, что он претендует на предоставление ему земельного участка, смежного с земельным участком, который уже находится в его собственности, с целью обслуживания вспомогательных сооружений, возведенных им на дополнительно занятом земельном участке.

При этом он претендует на предоставление ему земельного участка без проведения торгов по основаниям п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК, как собственник здания, расположенного на испрашиваемом земельном участке.

Вместе с тем, подпорная стена, ограждения, калитка и иные подобные сооружения являются вспомогательными объектами, предназначенными исключительно в целях обеспечения использования основного объекта, то есть дома, не имеют самостоятельного значения, в силу чего предоставление для их обслуживания отдельного земельного участка, без проведения торгов, действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, в данном случае действующим на территории Республики Крым федеральным и региональным законодательством не установлено право Попелянского В.А., как заинтересованного лица, на обеспечение подготовки схемы расположения земельного участка, в отношении которого им было подано заявление в администрацию города Ялта.

Статьей 39.2 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Пунктом 4 ст. 18 Закона Республики Крым «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» № 66-ЗРК/2015 от 15 января 2015 года установлено, что аукционы по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или передаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до 1 января 2019 года могут быть проведены только по инициативе уполномоченного органа.

Таким образом, в настоящем случае, для образования земельного участка путем его выдела из земель, находящихся в муниципальной собственности, подготовка схемы расположения испрашиваемого истцом земельного участка может быть обеспечена органом местного самоуправления, в случае принятия уполномоченным органом решения о проведении аукциона по его продаже или передаче в аренду.

Основания для подготовки истцом самостоятельно схемы расположения вновь образуемого земельного участка, в целях его предоставления для обслуживания подпорной стены и иных сооружений, отсутствуют.

В тоже время, поскольку подпорная стена и иные сооружения являются вспомогательными сооружениями принадлежащего истцу жилого <адрес>, земельный участок, необходимый для их обслуживания, также может быть образован путем перераспределения земель, порядок предоставления которых установлен ст. 39.29 Земельного Кодекса РФ.

Истец с заявлением о перераспределении земельных участков в целях заключения соответствующего соглашения в Администрацию города Ялта не обращался.

Таким образом, судом установлено, что в настоящем случае у Администрации города Ялта отсутствовали основания для обеспечения подготовки, а также утверждения подготовленной истцом схемы расположения земельного участка, в связи с чем доводы Попелянского В.А. о нарушении ответчиками требований земельного законодательства при рассмотрении его заявления, суд считает необоснованными.

Исходя из вышеизложенного, исковые требования Попелянского В.А. не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска Попелянского Владимира Антоновича к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным отказа, понуждении к совершению действий.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья                                Ю.С. Кононова

2а-1412/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Попелянский В.А.
Ответчики
Администрация г. Ялты
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Кононова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
yalta.krm.sudrf.ru
04.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
06.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2018[Адм.] Судебное заседание
24.05.2018[Адм.] Судебное заседание
25.05.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее