РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Череповец 15 марта 2023 года
Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи Ширяевской Н.П.
при секретаре Букиной Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Череповецкого района Вологодской области к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, обществу с ограниченной ответственностью «АНИКОР+» о признании незаконным бездействие и возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
прокурор Череповецкого района Вологодской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, обществу с ограниченной ответственностью «АНИКОР+» (далее – ООО «АНИКОР+») о признании незаконным бездействие, выраженное в неисполнении обязанностей по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности и возложении обязанности в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу направить в Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области предложения о включении в перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, в отношении объектов: газовая котельная, назначение - нежилое, 1-этажный, общая площадь 22,4 кв.м, кадастровый номер <№>, расположенная по адресу: <данные изъяты>; модульная газовая котельная, назначение – нежилое, 1-этажный, общая площадь
100,1 кв.м, кадастровый номер <№>, расположенная по адресу: <данные изъяты>.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлен факт неисполнения администрацией как собственником и ООО «АНИКОР+» как арендатором объектов топливно-энергетического комплекса требований законодательства об антитеррористической защищенности. Ненадлежащее исполнение возложенных законом обязанности влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности, охрану жизни и здоровья.
Представитель истца помощник прокурора Череповецкого района Шилов Н.С. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, пояснил, что довод ООО «АНИКОР+» об отсутствии оснований для обращения с заявлением, поскольку нормы носят рекомендательный характер, основан на неверном толковании законодательства.
Представитель ответчика ООО «АНИКОР+» Королёва О.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования не признают по изложенным в возражения на иск основаниям.
Представитель администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области Соловьев В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, представил возражения на иск, указав, что имущество для осуществления деятельности передано ООО «АНИКОР+», следовательно, они не являются надлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области Мазанова Е.М. в судебное заседание не явилась, представила отзыв на иск, указав, что предложений о включении указанных в иске объектов ТЭК в перечень не поступало.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченное к участию протокольным определением от 28 февраля 2023 года, Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность субъектов топливно-энергетического комплекса.
Антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта; безопасность объектов топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства; субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса (статья 2 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»).
Целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.
Основными задачами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются: категорирование объектов топливно-энергетического комплекса; разработка и реализация требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (статья 3 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»).
В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий проводится категорирование объектов с учетом установленных законодателем условий.
На основании положений статьи 12 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса; оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения; осуществлять меры по обеспечению безопасного функционирования объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций; обеспечивать готовность объектов топливно-энергетического комплекса к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения посредством осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных иными федеральными законами; обеспечивать проведение категорирования объектов топливно-энергетического комплекса; направлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, информацию об объектах топливно-энергетического комплекса, не подлежащих категорированию, для включения ее в реестр объектов топливно-энергетического комплекса.
Как следует из материалов дела и установлено судом, администрация Череповецкого муниципального района Вологодской области является собственником газовой котельной с кадастровым номером <№> и модульной газовой котельной с кадастровым номером <№>.
На основании заключенного <дата> года договора аренды указанные объекты переданы ООО «АНИКОР+».
Исходя из условий договора срок аренды составляет 10 лет, арендатор имеет право на получение помощи и содействия от арендодателя при получении разрешений, согласований и иных взаимоотношениях с третьими лицами по вопросам содержания, реконструкции и эксплуатации арендованного имущества (пункт 3.3.2 договора); арендатор обязан выполнять все распоряжения и предписания государственных надзорных и контрольных органов, в частности, пожарной охраны, санитарного надзора, ветеринарного надзора, охраны труда и других, касающиеся эксплуатации переданного в пользование имущества, требовать от арендодателя содействия в исполнении вышеуказанных распоряжений и предписаний, если арендатор не имеет возможности выполнить их самостоятельно (пункт 3.4.3 договора); своевременно принимать все возможные меры по предотвращению угрозы и против дальнейшего разрушения или повреждения имущества (пункт 3.4.9 договора).
В соответствии с положениями пункта 4.4 договора арендатор несет ответственность за сохранность арендуемого имущества.
Из представленного ответа Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области указанные объекты не включены в Перечень объектов топливно-энергического комплекса.
Администрация Череповецкого муниципального района Вологодской области как собственник и ООО «АНИКОР+» как арендатор с предложением о включении в Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области не обращались.
На основании установленных по делу обстоятельств, оценивая по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, исходя из того, что администрация Череповецкого муниципального района как собственник в силу прямого указания закона относится к субъекту топливно-энергетического комплекса и ООО «АНИКОР+» как арендатор владеет на законном праве объектами топливно-энергетического комплекса котельными в селе <данные изъяты> на праве долгосрочной аренды, обязаны содержать имущество в надлежащем состоянии, в том числе обеспечивать уровень антитеррористической защищенности объектов, поскольку в случае несанкционированного доступа на территорию объектов посторонних лиц с целью совершения противоправных действий ставится под угрозу бесперебойная подача тепловой энергии и горячего водоснабжения населению и социальным объектом, суд приходит к выводу о признании действий ответчиков ООО «АНИКОР+» и администрации Череповецкого муниципального района незаконными и возложении обязанности направить в Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области предложение о включении объектов в перечень объектов топливно-энергического комплекса.
Довод ответчика, что включение в перечень носит рекомендательный характер, основан на неверном толковании закона, поскольку на основании положений Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» относится к обязанности.
При этом суд полагает возможным установить срок исполнения администрацией Череповецкого муниципального района и ООО «АНИКОР+» обязанности в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области с предложением о включении в Перечень объектов топливно-энергетического комплекса объектов: газовая котельная, назначение - нежилое, 1-этажный, общая площадь 22,4 кв.м, кадастровый номер <№>, расположенная по адресу: <данные изъяты>; модульная газовая котельная, назначение – нежилое, 1-этажный, общая площадь 100,1 кв.м, кадастровый номер <№>, расположенная по адресу: <данные изъяты>, поскольку данный срок является разумным и обеспечивает баланс прав и законных интересов сторон, с учетом направленности на защиту прав и свобод неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Череповецкого района Вологодской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «АНИКОР+» (идентификатор – ИНН <№>) и администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области (идентификатор – ИНН <№>) о признании незаконным бездействие, выраженное в неисполнении обязанностей по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в собственности организации, и возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области и общества с ограниченной ответственностью «АНИКОР+», выраженное в неисполнении обязанностей по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, переданных по договору аренды: газовая котельная, назначение - нежилое, 1-этажный, общая площадь 22,4 кв.м, кадастровый номер <№>, расположенная по адресу: <данные изъяты>; модульная газовая котельная, назначение – нежилое, 1-этажный, общая площадь 100,1 кв.м, кадастровый номер <№>, расположенная по адресу: <данные изъяты>.
Возложить на администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области и общество с ограниченной ответственностью «АНИКОР+» обязанность в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу направить в Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области предложения о включении в перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, в отношении объектов: газовая котельная, назначение - нежилое, 1-этажный, общая площадь 22,4 кв.м, кадастровый номер <№>, расположенная по адресу: <данные изъяты>; модульная газовая котельная, назначение – нежилое, 1-этажный, общая площадь 100,1 кв.м, кадастровый номер <№>, расположенная по адресу: <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.П.Ширяевская
Текст мотивированного решения составлен 16 марта 2023 года.
Согласовано
Судья Н.П.Ширяевская