Дело № 2-7844/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Благовещенск 05 октября 2018 года
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Першина А.В.,
при секретаре Калашниковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бондарь Алексея Сергеевича к администрации г. Благовещенска о признании решения администрации г. Благовещенска об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения незаконным, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии,
УСТАНОВИЛ:
Бондарь А.С. обратился в Благовещенский городской суд с исковым заявлением к администрации г. Благовещенска о признании решения администрации г. Благовещенска об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения незаконным, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии. В обоснование указав, что он является собственником изолированного жилого помещения по адресу: ***. Без наличия на то соответствующего разрешения были произведены самовольные перепланировка и переустройство данных жилых помещений путём замены кладки под окном при выходе на лоджию в кухне-столовой, с устройством «французского окна», демонтажа перегородки между ванной и туалетом, устройства новой перегородки в кухне-столовой, закладывания прежних дверных проемов в туалете и ванной. На заявление в Администрацию г. Благовещенска с просьбой о согласовании произведённой перепланировки и переустройства указанного жилого помещения был получен отказ от 31 января 2018 года № 18 в таком согласовании. Между тем, перепланировка и переустройство упомянутого жилого помещения произведена в соответствии с проектом, выполненным проектной организацией, имеющей лицензию на осуществление указанного вида деятельности; перепланировка не нарушает надёжности конструкций квартиры, прав и интересов, проживающих в ней граждан, а также каких-либо норм, действующих на территории Российской Федерации и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта, что подтверждается соответствующими заключениями и согласованиями проекта надзорными и контролирующими органами. В квартире истцом была разобрана подоконная часть наружной самонесущей стены, которая не является общим имуществом, поскольку не обслуживает другие помещения многоквартирного дома. Кроме того, наружные стены установлены на балки монолитного перекрытия. Перекрытие лоджии выполнено с перекрытием основного здания совместно. Поскольку общее имущество многоквартирного дома затронуто не было, решение общего собрания собственников многоквартирного дома о согласовании перепланировки, произведенной в квартире истца, не требуется. В силу ст. 29 п. 4 ЖК РФ перепланированное и переустроенное самовольно помещение может быть сохранено в перепланированном и переустроенном состоянии исключительно на основании решения суда. Именно в связи с этим Администрацией г. Благовещенска принято оспариваемое решение об отказе истцу в перепланировке жилого помещения от 31 января 2018 года № 18 со ссылкой на часть 1 ст. 26 ЖК РФ, поскольку согласование органом местного самоуправления самовольной перепланировки жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено. В то же время, в ст. 26 ЖК РФ указан только один орган, осуществляющий согласование переустройства и перепланировки, каким является орган местного самоуправления. Просит признать решение администрации г. Благовещенска № 18 от 31 января 2018 года об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: *** неправомерным, сохранить квартиру *** по адресу: *** в перепланированном и переустроенном состоянии.
Истец, представитель ответчика администрации г. Благовещенска, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствие со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель ответчика в письменном отзыве считает решение администрации г. Благовещенска об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения № 18 от 31 января 2018 года законным и обоснованным. Указывает, что из представленного технического паспорта, установлено, что в указанном жилом помещении произведены самовольные переустройство и перепланировка. Однако, в силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ согласование органом местного самоуправления самовольных переустройства и перепланировки жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, указано, что при производстве перепланировки и переустройства жилого помещения истцом было затронуто общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно ч. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размере общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Однако, решение общего собрания собственников многоквартирного дома по указанному адресу истцом не представлено.
Исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что Бондарь А.С. является собственником жилого помещения – квартиры ***, расположенного в многоквартирном доме по адресу: ***, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 30 июля 2018 года.
Как установлено в судебном заседании, и следует из материалов дела, в целях рационального использования жилого помещения была произведена перепланировка и переустройство данного жилого помещения путём разбора перегородок между туалетом и коридором, кухней-столовой и коридором, ванной и туалетом; возведения новых перегородок из ГВЛВ; разбора кладки под окном в самонесущей наружной стене; устройства «французского окна», разворота радиатора; пробития дверного проема в перегородке; зашития проема листами ГВЛ.
Данная перепланировка и переустройство, требующая внесения изменений в технический паспорт на жилое помещение в связи с изменением конфигурации помещения, и произведенная без согласования с органом местного самоуправления, являются в силу ст.29 ч. 1 ЖК РФ самовольной.
Истец обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением о согласовании перепланировки и переустройства квартиры *** по адресу ***.
Решением администрации г. Благовещенска № 18 от 31 января 2018 года в согласовании переустройства и перепланировки квартиры *** по адресу *** собственнику указанного жилого помещения было отказано, в связи с тем, что согласование органом местного самоуправления самовольной перепланировки жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено. При этом было разъяснено, что собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. В этих целях в соответствии с п. 3 ст. 29 ЖК РФ истцу был установлен срок – 9 месяцев со дня получения данного уведомления, в течение которого он обязан привести жилое помещение, расположенное по адресу: *** состояние, отраженное в проекте перепланировки «до перепланировки», о чем информировать администрацию г. Благовещенска и представить подтверждающие документы (технический паспорт). Обращено внимание, что перепланировкой было затронуто общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, однако решения общего собрания собственников многоквартирного дома представлено не было. Кроме того, не были представлены правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.
Согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов, кроме указанных.
В соответствие с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) в перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
При этом правила ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения спорного жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии по решению суда, в их системном толковании с другими нормами ЖК РФ, по мнению суда, не освобождают истца от обязанности представления предусмотренных законом документов, необходимых для проведения перепланировки, равно как и от получения необходимых согласований и разрешений в целях предотвращения нарушения прав и законных интересов граждан, а также обеспечения отсутствия угрозы их жизни и здоровью.
Постановлением мэра г. Благовещенска № 644 от 04.09.2009 года, в соответствии со ст. 14 ЖК РФ в целях упорядочения рассмотрения вопросов, связанных с переводом жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, а также переустройством и перепланировкой жилых помещений, утверждено Положение по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые.
В силу п. 1.2. указанного положения - подготовка проектной документации осуществляется физическими или юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование (лица, осуществляющие подготовку проекта) с обязательным ведением авторского надзора.
Согласно п. 1.3. Положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые, утвержденного Постановлением мэра г. Благовещенска № 644 от 04 сентября 2009 года (в редакции постановления от 27.05.2011 года), проектная документация должна соответствовать требованиям пожарных, санитарно-гигиенических норм, экологических и иных установленных законодательством требований, в том числе требований к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
Во исполнение требований ч. 2 ст. 26 ЖК РФ истцом представлен суду проект перепланировки квартиры ***, расположенной по адресу ***, выполненный ООО «Амургражданпроект» и технический паспорт на переустроенное и перепланированное жилое помещение.
Проектная документация по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подлежит согласованию лицом, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома (п. 2.1 постановления Мэра №644 от 04.09.2009 г.).
Согласно проекту перепланировки и переустройства квартиры *** по адресу ***, произведенная истцом перепланировка и переустройство согласованы с ООО «Риал», о чем имеется отметка управляющей компании, содержащая сведения о таком согласовании.
Согласно ч. 1 ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: непредставления определенных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документов; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Частью 4 ст. 29 ЖК РФ установлено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 2 квартал 2006 года, положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст.ст. 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Доказательств, подтверждающих, что произведенная перепланировка квартиры нарушает права и интересы других лиц, либо представляет угрозу жизни или здоровью людей ответчиком в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Пунктом 2.3. Положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые, утвержденного Постановлением мэра г. Благовещенска № 644 от 04 сентября 2009 года, установлено, что в случае если перепланировка и (или) переустройство жилого помещения затрагивают общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заказчик выносит на рассмотрение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вопрос о согласовании проектной документации по перепланировке и (или) переустройству в полном объеме в порядке, предусмотренном главой 6 Жилищного кодекса РФ. По результатам рассмотрения общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме выносит решение о согласовании либо отказе в согласовании проектной документации с указанием перечня работ, при проведении которых затрагивается общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Общим имуществом в смысле ч. 1 ст. 36 ЖК РФ признаются помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии с п.п. в, г п. 2 ч. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 44, 47 ЖК РФ принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и решение по данному вопросу, поставленного на голосование, принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме либо проводится в форме заочного голосования.
Из системного анализа норм ч. 1 ст. 46, п. 1 ч. 2 ст. 44, ч. 3ст. 36 ЖК РФ следует, что большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение лишь о проведении такой реконструкции многоквартирного дома, которая не влечет за собой уменьшение общего имущества многоквартирного дома. В том же случае, когда реконструкция предполагает уменьшение размера общего имущества, решение о ее проведении в силу императивной нормы ч. 3 ст. 36 ЖК РФ может быть принято лишь при условии получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, что соответствует общей норме ст. 247 ГК РФ, в соответствии с которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Как усматривается из проекта перепланировки и переустройства квартиры *** по адресу ***, в ней выполнены следующие виды работ: разобраны перегородки между туалетом и коридором, кухней-столовой и коридором, ванной и туалетом; выполнены новые перегородки из ГВЛВ; пробит дверной проем в перегородке; зашит проем листами ГВЛ; разобрана кладка под окном в самонесущей наружной стене, выполнено «французское окно». Кроме того, в проекте перепланировки и переустройства указано, что наружные стены здания устанавливаются на балки монолитного перекрытия, перекрытие лоджии выполнено с перекрытием основного здания совместно.
Согласно техническому заключению ООО «Амургражданпроект» в *** перепланировка выполнена согласно разработанному проекту, все конструкции квартиры (наружные и внутренние стены, железобетонное перекрытие, оконные и дверные заполнения в остальных помещениях) после перепланировки оставлены без изменения. Техническое состояние конструкций квартиры после проведённой перепланировки исправное, которое характеризуется отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплутационной пригодности. Данная перепланировка не является реконструкцией, выполненные изменения не затрагивают конструктивные характеристики надежности и безопасности, не превышают предельные параметры разрешенного строительства, установленные градостроительным регламентом, что соответствует п. 4 ст. 17, ст. 51 ГрК РФ и не требует получение разрешения на строительство. Таким образом, произведенная перепланировка не снижает несущей способности строительных конструкций существующего здания и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта. Объективных причин, препятствующих дальнейшей эксплуатации обследованной квартиры *** в монолитном здании по назначению, не установлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что демонтированная подоконная часть самонесущей наружной стены, не является несущей конструкцией, её демонтаж не повлёк дополнительной нагрузки на верхние и нижние этажи дома, в связи с чем права и охраняемые законом интересы иных собственников помещений многоквартирного жилого дома по *** данной перепланировкой затронуты не были.Кроме того, демонтированная истцом самонесущая наружная стена не является общим имуществом многоквартирного дома, поскольку данная стена не обслуживает другие жилые помещения, а находится внутри квартиры, принадлежащей истцу.
Учитывая установленные судом обстоятельства о том, что в результате произведённой перепланировки не затронуто общее имущество собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***, суд приходит к выводу о том, что представление решения общего собрания собственников указанного многоквартирного жилого дома о согласовании проектной документации по перепланировке жилого помещения – ***, не требуется, в связи с чем доводы представителя ответчика – администрации г. Благовещенска в данной части суд находит несостоятельными.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истцом были получены и представлены суду все документы и согласования, необходимые для проведения перепланировки и переустройства указанного жилого помещения.
Учитывая отсутствие в связи с осуществлением перепланировки нарушения прав и законных интересов граждан, равно как и создания перепланировкой угрозы их жизни или здоровью, что подтверждается техническим заключением по обследованию строительных конструкций после перепланировки помещения – квартиры *** в существующем жилом здании по ***, составленного ООО «Амургражданпроект», а также то обстоятельство, что решением администрации г. Благовещенска об отказе в согласовании перепланировки нарушаются права и законные интересы истца на получение в установленном законом порядке согласования перепланировки жилого помещения и создаются препятствия для внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, суд полагает, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Исковое заявление Бондарь Алексея Сергеевича к администрации г. Благовещенска о признании решения администрации г. Благовещенска об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения незаконным, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии - удовлетворить.
Признать решение № 18 от 31 января 2018 года администрации г. Благовещенска об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения - квартиры ***, расположенной по адресу: ***, неправомерным.
Сохранить квартиру ***, расположенную по адресу *** в перепланированном и переустроенном состоянии.
Данное решение является основанием для внесения органами, осуществляющими технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение, расположенное по адресу: ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий А.В. Першин