ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-3029/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 апреля 2022 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу Максимова Александра Николаевича на вступившие в законную силу постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Республике Татарстан от 28 сентября 2021 года № 1675210350024600010, решение судьи Сабинского районного суда Республики Татарстан от 25 ноября 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 9 февраля 2022 года, вынесенные в отношении Максимова Александра Николаевича, исполнявшего на момент совершения административного правонарушения обязанности конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» (далее - ООО «ВИМ-АВИА», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Республике Татарстан от 28 сентября 2021 года № 1675210350024600010, оставленным без изменения решением судьи Сабинского районного суда Республики Татарстан от 25 ноября 2021 года, решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 9 февраля 2022 года, Максимов А.Н., исполнявший на момент совершения административного правонарушения обязанности конкурсного управляющего ООО «ВИМ-АВИА», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Максимов А.Н. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Проверив материалы дела, с учетом доводов жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов более чем на тридцать дней, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном регулировании», целью которого является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества (статья 2 и преамбула указанного Федерального закона № 173-ФЗ).
Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации в силу положений статьи 25 настоящего Федерального закона № 173-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 12 указанного Федерального закона № 173-ФЗ резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Предусмотренный указанным Федеральным законом № 173-ФЗ порядок представления налоговым органам названных отчетов и подтверждающих документов установлен Правилами представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 года № 819 (далее по тексту - Правила).
Согласно пункта 4 указанных Правил юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
В силу пункта 7 вышеуказанных Правил подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В случае выявления налоговым органом неправильных сведений, указанных резидентом в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления резидентом подтверждающих банковских документов, представления резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета и подтверждающих банковских документов письменно уведомляет резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов, что следует из пункта 10 настоящих Правил.
Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере», функции органа валютного контроля переданы Федеральной налоговой службе.
Из материалов дела усматривается, что Максимов А.Н., являясь конкурсным управляющим ООО «ВИМ-АВИА» (в период с 26 сентября 2018 года по 3 марта 2020 года), в нарушение требований части 7 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ и пункта 4 названных Правил в срок до 30 октября 2019 года не представил в налоговый орган отчет за 3 квартал 2019 года о движении денежных средств по счету № 65160154700000787 в банке «Shanghai Pudong Development bank» (Китайская Народная Республика, дата открытия 27 июня 2016 года).
Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней послужили основанием для привлечения Максимова А.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении № 16752103500246000002 от 24 февраля 2021 года; письменными объяснениями Максимова А.Н. к протоколу об административном правонарушении; предписанием № 1675210350024600006 от 8 апреля 2021 года; сведениями об открытых обществом счетах в банках за пределами Российской Федерации, среди которых фигурирует и банк «Shanghai Pudong Development bank» и другими материалами дела, которые получили надлежащую правовую оценку нижестоящими судебными инстанциями в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о необоснованной переквалификации должностным лицом действий Максимова А.Н. с части 6.5 на часть 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагая, что таким правом наделен только судья, основаны на неверном толковании норм Кодекса об административных правонарушениях.
Условия и порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, урегулированные главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, носят универсальный характер и в равной степени подлежат применению как судами, так и несудебными (административными) органами. При этом, исходя из общих принципов юридической ответственности и стандартов обеспечения права на защиту, следует принимать во внимание, что изменение квалификации действий (бездействия) лица, подвергаемого административному преследованию, данной в протоколе об административном правонарушении, на другую статью (часть статьи) Кодекса возможна в том случае, если она предусматривает состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, а определенные ее санкцией вид и размер наказания не усилят степень государственно-принудительного воздействия на виновного.
Учитывая вышеизложенное, с учетом установленных обстоятельств совершения административного правонарушения, действия Максимова А.Н. должностным лицом обоснованно были переквалифицированы на часть 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, об отсутствии доказательств, подтверждающих правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, невозможности своевременного представления Максимовым А.Н. отчета по объективным причинам, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных в дело доказательств, при этом, данные доводы были предметом тщательной проверки при пересмотре дела судьями районного и верховного судов и обоснованно были отклонены. Объективных оснований, позволяющих усомниться в правильности указанных выводов судей, не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств, а также толкованием правовых положений, регулирующих указанные правоотношения, основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в отсутствие Максимова А.Н., извещенного надлежащим образом, с соблюдением требований части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Максимова А.Н. вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание Максимову А.Н. назначено в соответствии с санкцией части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, всем доводам жалоб дана полная и объективная оценка, что нашло отражение в судебных решениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых решений, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Республике Татарстан от 28 сентября 2021 года № 1675210350024600010, решение судьи Сабинского районного суда Республики Татарстан от 25 ноября 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 9 февраля 2022 года, вынесенные в отношении Максимова Александра Николаевича, исполнявшего на момент совершения административного правонарушения обязанности конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «ВИМ-АВИА», по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Максимова А.Н. - без удовлетворения.
Судья Л.А. Трескунова