Дело № 2а-2636/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 октября 2017 года г. Саки
Сакский районный суд Республики Крым в составе судьи Гончарова В.Н., при секретаре Паладий Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гуменюк Александра Викторовича к Администрации г. Саки Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления от 31 августа 2017 года №1129, понуждении осуществить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
В сентябре 2017 года Гуменюк А.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Саки Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления Администрации г. Саки Республики Крым от 31.08.2017 года №1129 «Об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка в аренду Гуменюку А.В.», понуждению Администрации г. Саки Республики Крым принять решение в течении одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда передать Гуменюку А.В. в аренду земельный участок площадью 238 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, под размещение и обслуживания летней площадки.
Исковые требования мотивированы тем, что истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание кафе с летней площадкой лит. «И», расположенное по адресу: <адрес>, 83а.
В августе 2017 года истец обратился в адрес Администрации г. Саки Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории, под размещение и обслуживание летней площадки.
Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: РК <адрес>, ул. <адрес>, площадью 238 кв.м., номер кадастрового квартала №, в виду отсутствия регистрации права собственности на сооружение – летнюю площадку, расположенную на земельном участке.
С указанным постановлением истец не согласен, поскольку согласно решения Сакского горрайонного суда АР Крым от 17.07.2007 года, а также определения об исправлении описок от 31.08.2007 года, является собственником нежилого здания кафе лит. «И» с летней площадкой.
Право собственности истца зарегистрировано в Евпаторийском МБРТИ, 01.08.2008 года.
Кадастровым инженером подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 238 кв.м., с учетом площади необходимой для размещения и обслуживания летней площадки в соответствии с фактическим размером занятого земельного участка занятого под ее размещением.
В судебное заседание 17.10.2017 года стороны не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Так, судом установлено, что согласно копии выписки регистрации прав на недвижимое имущество истец является собственником нежилого здания расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, площадью 144,9 кв.м.
Согласно копии решения Сакского горрайонного суда АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ, а также определения об исправлении описок от 31.08.2007 года истец, является собственником нежилого здания кафе лит. «И» с летней площадкой.
Согласно схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, составленного кадастровым инженером ФИО3., площадь земельного участка составляет 238 кв.м.
Из ответа начальника отдела архитектуры, градостроительства и наружной рекламы ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №.2-31/291 следует, что испрашиваемый земельный участок площадью 238 кв.м., по ул. <адрес> для обслуживания нежилого здания кафе с летней площадкой расположен в сложившейся застройке г. Саки. В связи с тем, что заявителем были предоставлены документы только на кафе, на летнюю площадку документы предоставлены не были, отделом не согласовывается схема земельного участка.
Согласно постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: РК <адрес>, ул. <адрес>, площадью 238 кв.м., номер кадастрового квартала №, в виду отсутствия регистрации права собственности на сооружение – летнюю площадку, расположенную на земельном участке.
Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации основания возникновения права на землю предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 3 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.14 Земельного кодекса РФ согласно которого, подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.
Таким образом, судом установлено, что истица, являясь собственником нежилого здания кафе лит. «И», обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ при наличии документов предусмотренных перечнем документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 12 января 2015 г. N 1.
Согласно частей 7,8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса. Таким образом, судом установлено, что административным ответчиком принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, в частности, «отсутствие права собственности на летнюю площадку», однако указанные основания не согласовываются с вышеперечисленными требованиями законодательства.
Кроме того, согласно подпункта 4 пункта 16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Аналогичные положения предусмотрены части 2 статьи 15 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" Основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а также в предоставлении земельного участка, кроме случаев, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, также являются: 1) несоответствие места расположения земельного участка действующей градостроительной документации; 2) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных настоящим Законом.
Кроме того, отказывая в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, административный ответчик не указал конкретно, какие именно нарушения требований законодательства допущены административным истцом при разработке схемы расположения земельного участка.
Частью 1 статьи 218 КАС предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно подпункту 9 части 2 статьи 227 КАС РФ случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Таким образом, судом установлено, что Постановление Администрации г. Саки Республики Крым №1129 от 31 августа 2017 года «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка Гуменюку А.В.» не соответствует нормативно-правовому акту, а именно: Земельному кодексу Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что обжалуемое решение административного ответчика принято с нарушением действующего земельного законодательства, а также, нарушает права и законные интересы собственника недвижимого имущества в реализации прав на земельный участок.
Между тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части возложении на административного ответчика обязательства передать административному истцу земельный участок в аренду, поскольку право на предоставление земли в аренду относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления в порядке предусмотренном земельным законодательством.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению в части.
Кроме того, административным ответчиком не предоставлено доказательств опровергающих выводы суда в соответствии со ст. 62 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 174, 180, 218 227,298 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гуменюка Александра Викторовича – удовлетворить в части.
Признать незаконным и отменить постановление Администрации г. Саки Республики Крым №1129 от 31 августа 2017 года «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка Гуменюку А.В.».
Обязать Администрацию г. Саки Республики Крым в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес> на кадастровом плане территории № площадью 238 кв.м., в аренду Гуменюку Александру Викторовичу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Сакский районный суд в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья В.Н. Гончаров
Решение изготовлено в окончательной форме 20.10.2017 года.
Судья В.Н. Гончаров