Дело № 2-863/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«25» мая 2016 года г.Кинешма
Кинешемский городской суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Мяновской Н.К.,
при секретаре Брегеда Е.И.,
с участием представителя истца – и.о. заместителя Кинешемского городского прокурора Бойко А.Ю.,
представителя ответчика Муниципального образования «Городской округ Кинешма» в лице Администрации городского округа Кинешма по доверенности Брука С.С.,
представителя ответчика ООО «ЖРУ «Томна» по доверенности Комаровой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области 25 мая 2016 года дело по иску Кинешемского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Городской округ Кинешма» в лице Администрации городского округа Кинешма, Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-ремонтный участок «Томна» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
У С Т А Н О В И Л :
Кинешемский городской прокурор обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Городской округ Кинешма» в лице Администрации городского округа Кинешма, Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-ремонтный участок «Томна» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, просит обязать ответчиков в течение <данные изъяты> со дня вступления в законную силу решения суда обустроить контейнерную площадку по адресу: <адрес>, в соответствии с "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка по обращению жителей <адрес> по вопросу о переносе контейнерной площадки, было установлено, что вывоз мусора с контейнерной площадки осуществляется на основании договора, заключенного между <данные изъяты> и ООО «ЖРУ «Томна», являющейся обслуживающей организацией дома, контейнерная площадка расположена на расстоянии <данные изъяты> метров от угла дома, что противоречит требованиям СанПиН 42-128-4690-88 (п.2.2.3). В адрес Администрации городского округа Кинешма внесено представление об устранении нарушений, в целях их устранения проведено обследование, по результатам которого Администрацией городского округа Кинешмы в отношении ООО «ЖРУ «Томна» возбуждено административное производство по ч.1 ст.6.1 Закона Ивановской области «Об административных правонарушениях в Ивановской области» и выдано предписание об устранении нарушений. Соглашение о месте размещения контейнерной площадки в ходе обследования не достигнуто, вопрос не решен.
В судебном заседании представитель истца Кинешемского городского прокурора и.о. заместителя Кинешемского городского прокурора Бойко А.Ю. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Муниципального образования «Городской округ Кинешма» в лице Администрации городского округа Кинешма по доверенности Брук С.С. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.37-40), полагает, что обязанность обустройства контейнерной площадки по адресу: <адрес>, лежит на ООО «ЖРУ «Томна», как на управляющей организации, общество с заявлением о получении разрешения на размещение контейнерной площадки не обращалось.
Представитель ответчика ООО «ЖРУ «Томна» по доверенности Комарова Е.С. исковые требования признала, суду пояснила, что размещение контейнерной площадки на придомовой территории не представляется возможным, существующая контейнерная площадка расположена на землях, находящихся в муниципальной собственности, для ее переноса им необходимо совместно с Администрацией городского округа Кинешма определить место размещения контейнерной площадки, они обращались дважды с письмами с просьбой решить вопрос, Администрация городского округа Кинешма этот вопрос не решает. Существующая контейнерная площадка расположена на расстоянии <данные изъяты> метров от дома, что не соответствует требованиям СанПиН 42-128-4690-88, сдвинуть ее на несколько метров невозможно.
Выслушав представителей сторон, допросив свидетеля, специалиста, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ООО «ЖРУ «Томна» является управляющей компанией в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.59-69).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЖРУ «Томна» заключен договор № возмездного оказания услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов с <данные изъяты>, в соответствии с Приложением № к договору <данные изъяты> осуществляет вывоз мусора у многоквартирных домов, обслуживаемых ООО «ЖРУ «Томна», в том числе, по адресу: <адрес> (л.д.70-73).
Место сбора твердых бытовых отходов у <адрес> имеется – установлены <данные изъяты> контейнера (л.д.57-58), но оно не соответствует требованиям санитарных норм. Контейнерная площадка у <адрес> расположена от угла дома на расстоянии <данные изъяты> метров, что сторонами не отрицается, подтверждается представленными документами.
Между ответчиками имеются разногласия в том, каким образом и кем должно быть определено и установлено место расположения контейнерной площадки. ООО «ЖРУ «Томна» не оспаривает свою обязанность в обустройстве контейнерной площадки, но не может ее исполнить, поскольку Администрация не решает вопрос об определении места установки на землях, находящихся в муниципальной собственности. Администрация считает, что ООО «ЖРУ «Томна» должны обратиться с заявлением за разрешением на размещение площадки в соответствии с установленным Порядком, указав предлагаемые места расположения площадки.
В соответствии с п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об отходах производства и потребления" (далее – Федеральный закон №89-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Решением городской Думы городского округа Кинешма от 25.06.2014 N 68/674 (ред. от 29.04.2015) утверждены Правила благоустройства территории городского округа Кинешма", в соответствии с пунктом 5 которых установлен Порядок организации сбора, вывоза и размещения отходов.
Администрация городского округа Кинешма в пределах своих полномочий организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов (п.п.259). Сбор и временное накопление ТБО, образующихся в результате деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно в специально отведенных и оборудованных для этих целей местах (п.п.260). Организация места сбора и (или) накопления отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности городского округа Кинешма, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется на основании разрешения на размещение места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов в соответствии с "Положением о порядке выдачи разрешений на размещение мест сбора и (или) накопления отходов на территории городского округа Кинешма", утвержденным постановлением администрации городского округа Кинешма от 20.12.2013 N 2883п. (п.п.261). Лица, в силу закона или договора принявшие на себя обязательства управлять/обслуживать многоквартирные дома, содержать территории, здания, строения, сооружения: производят сбор и (или) накопление отходов исключительно в местах сбора и (или) накопления отходов; самостоятельно отводят места для сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов на собственных территориях и оборудуют их контейнерами (мусоросборниками), либо получают разрешение на размещение места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности городского округа Кинешма, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, либо заключают договор с владельцем места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов в соответствии с действующим санитарным законодательством и нормативно-правовыми актами городского округа Кинешма; содержат места для сбора и (или) временного накопления твердых бытовых отходов в чистоте и порядке, очищают их от мусора и др. (п.п.263). Порядок организации деятельности в области обращения с отходами, в том числе порядок сбора отходов, требования к конструкции контейнеров, к размещению мест сбора и (или) накопления отходов, порядок организации вывоза и утилизации отходов, определяется федеральными законами, санитарными правилами (п.п.265). Сбор твердых бытовых отходов осуществляется в контейнеры, бункеры-накопители, размещенные в установленных местах (контейнерных площадках), в контейнеры-накопители мусоропроводов и пластиковые мешки (п.п.267). В районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных расстояний до места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов, разрыв сокращается в порядке, установленном санитарными правилами (п.п.268).Ответственность за организацию и состояние места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов возлагается на управляющую/обслуживающую организацию, товарищество собственников жилья, жилищный или иной кооператив, эксплуатационное предприятие, на хозяйствующий субъект, являющийся пользователем места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов или на территории которого расположено место сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов, а также на собственников жилых и нежилых помещений при непосредственном управлении многоквартирным домом и титульных домовладельцев, являющихся пользователями местом сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов (п.п.273).
Постановлением Администрации городского округа Кинешма от 23.12.2013 года №2897п утверждена схема мест сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов на территории городского округа Кинешма. В выкопировке из Приложения №1 к указанному постановлению содержится Экспликация контейнерных площадок, установленных на территории городского округа Кинешма (л.д.54-56).
Контейнерная площадка под литерой № расположена по <адрес>, в координатах не определена.
Постановлением администрации городского округа Кинешма от 20.12.2013 N 2883п (ред. от 27.06.2014) утверждено Положение о порядке выдачи разрешений на размещение мест сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов на территории городского округа Кинешма (далее – Порядок №2883п), которое определяет условия и процедуру выдачи, внесения изменений, аннулирования разрешений на размещение мест сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов, ликвидации места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов, учет мест сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов.
Разрешение на размещение места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов (далее - Разрешение) - документ, выдаваемый отходообразователю администрацией городского округа Кинешма в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства (далее - Уполномоченный орган), по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению с соблюдением установленных настоящим Положением процедур, удостоверяющий право размещения места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также обязанность отходообразователя по оборудованию и содержанию места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов и территории ее обслуживания (п.5).
Схема территориального размещения места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов - схема, представленная в произвольной форме, отражающая размещение места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов, существующие здания, дороги, зеленые насаждения (п.10).Содержание места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов - обеспечение надлежащего состояния оборудования и территории обслуживания места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством (п.11).
Обязательными условиям выдачи Разрешения являются: подача заявления в соответствии с пунктом 22 Положения; соответствие заявленного места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов требованиям, установленным действующим законодательством, отсутствие ранее выданного действующего Разрешения, совпадающего по территории обслуживания с заявленным местом сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов (п.13-15).
Размещение места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется на основании Разрешения, выданного Уполномоченным органом по заявлению отходообразователя (п.16).
Порядок подачи заявления установлен пунктом 22 Порядка.
Заявление на выдачу Разрешения подается отходообразователем или его представителем на основании доверенности, оформленной в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, в Уполномоченный орган, за подписью заявителя. К заявлению прилагаются следующие документы: документы, подтверждающие правовой статус заявителя: схема территориального размещения места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов с привязкой к существующим зданиям, строениям, сооружениям и обозначением подземных коммуникаций, подходов, подъездов к месту сбора твердых бытовых отходов; договор на вывоз твердых бытовых отходов с места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов, заключенный со специализированной организацией (при наличии действующего договора либо предварительный договор); документы, подтверждающие объем образования твердых бытовых отходов от потенциальных абонентов; действующие договоры управления и (или) договоры на оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Определение места размещения сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов осуществляется комиссией с оформлением Акта, (приложение 4). В состав комиссии входят представители Уполномоченного органа, специалисты администрации городского округа Кинешма, заявитель. В случае сокращения установленных санитарных разрывов от мест размещения сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов в состав комиссии входит представитель санитарно-эпидемиологического надзора (п.32).
Положение о комиссии по определению мест сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов на территории городского округа Кинешма (далее – Положение о комиссии) является Приложением №4 к Положению о порядке выдачи разрешений на размещение мест сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов на территории городского округа Кинешма.
Комиссия по определению мест сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов (далее по тексту - Комиссия) является постоянно действующим органом для рассмотрения вопросов, касающихся определения мест сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов и их утверждения. Комиссия формируется из специалистов администрации городского округа Кинешма: управление жилищно-коммунального хозяйства (Уполномоченный орган), отдел архитектуры и градостроительства, отдел земельных отношений, отдел муниципального контроля и охраны окружающей среды, и заявителя. Основными задачами Комиссии являются рассмотрение заявлений по вопросу определения мест сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности городского округа Кинешма, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В своей деятельности Комиссия руководствуется законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, настоящим Положением, Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
В соответствии со ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей,
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 включены работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе, организация мест накопления бытовых отходов (п.26).
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2.3 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
С учетом изложенного, суд считает, что обязанность по обустройству контейнерной площадки у <адрес> должна быть возложена на каждого из ответчиков.
Как установлено судом, ООО «ЖРУ «Томна» не имеет возможности отвести место для сбора твердых бытовых отходов на собственной территории, в связи с чем, дважды обращалось в Администрацию городского округа Кинешма с письмами об определении места накопления ТБО в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д.28-29). Имеющаяся контейнерная площадка, расположена на землях, собственность на которые не разграничена, и не соответствует требованиям пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, в части расстояния от нее до угла многоквартирного дома – менее <данные изъяты> метров. В соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 для устранения этого нарушения необходимо обустроить контейнерную площадку на расстоянии не менее <данные изъяты> метров от дома или комиссионно установить расстояние для разрыва между местом накопления твердых бытовых отходов и жилым домом.
С учетом п.32 Положения о порядке выдачи разрешений №2883п, п.2 Положения о комиссии ООО «ЖРУ «Томна» должно обратиться в Администрацию городского округа Кинешма с заявлением по вопросу определения места сбора твердых бытовых отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности городского округа Кинешма, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена по форме, установленной в Приложении №2 к Положению №2883п и в порядке, установленном п.22 Положения №2883п. Определение места размещения сбора твердых бытовых отходов осуществляется Комиссией по определению мест сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов с оформлением Акта. Состав комиссии формируется из специалистов администрации городского округа Кинешма: управление жилищно-коммунального хозяйства (Уполномоченный орган), отдел архитектуры и градостроительства, отдел земельных отношений, отдел муниципального контроля и охраны окружающей среды, и заявителя. Комиссия производит выезд на место и принимает решение, которое оформляется Актом определения места сбора твердых отходов.
В исключительном случае при невозможности определить место сбора отходов, исходя из сложившейся застройки, расстояние до места контейнерной площадки (существующей или вновь обустраиваемой) может быть установлено комиссионно.
Учитывая требования п.14 Положения о порядке выдачи разрешений №2883п, одним из обязательных условий выдачи разрешения является соответствие заявленного места сбора требованиям действующего законодательства. Поскольку имеющаяся контейнерная площадка не соответствует требованиям санитарного законодательства, получение на нее разрешения возможно только в случае если расстояние до места сбора твердых бытовых отходов будут установлены комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Вопрос о создании комиссии, которая установит расстояние для разрыва между местом накопления твердых бытовых отходов и жилым домом, подлежит разрешению на стадии принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения на размещение места сбора твердых бытовых отходов.
Таким образом, с учетом процедуры решения вопроса об устройстве места контейнерной площадки и необходимости каждым из ответчиков выполнить определенные действия, суд считает, что обязанность по обустройству контейнерной площадки должна быть возложена на Администрацию городского округа Кинешма и ООО «ЖРУ «Томна» совместно.
С учетом положений статьи 98, 103 ГПК РФ с ООО «ЖРУ «Томна» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при обращении в суд, в сумме <данные изъяты>. В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация городского округа Кинешма как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции. В связи с чем, государственная пошлина в сумме <данные изъяты> не подлежит взысканию с Администрации городского округа Кинешма.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кинешемского городского прокурора удовлетворить.
Обязать Муниципальное образование «Городской округ Кинешма» в лице Администрации городского округа Кинешма, Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-ремонтный участок «Томна» обустроить контейнерную площадку по адресу: <адрес>, в соответствии с "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, в срок два месяца со дня вступления в законную силу данного решения суда.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-ремонтный участок «Томна» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.К.Мяновская
Мотивированное решение составлено 30 мая 2016 года.