<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2020 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> РБ в составе судьи Болотовой Ж.Т., при секретаре Мункуевой Т.Б., с участием истца Осеева С.И., его представителя Гофланд В.В., представителя ответчиков Кауровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Осеева С. И. к ФГУ "Востокрегионжилье", Министерству обороны РФ о восстановлении в очереди нуждающихся в жилом обеспечении,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, истец просит восстановить его в очереди нуждающихся в жилищном обеспечении.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство Обороны РФ.
В судебном заседании истец Осеев С.И., его представитель Гофланд В.В. исковые требования уточнили, просят восстановить истца очереди нуждающихся в жилищном обеспечении в составе семьи из трех человек: Осеева С.И., Осеевой В.С., Осеевой В.С. Суду пояснили, что истец являлся военнослужащим в/ч <данные изъяты>, был исключен из списков личного состава в связи с организационно-штатными мероприятиями приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Срок службы по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Осеев С.И. с составом семьи из четырех человек был признан нуждающимся в жилищном обеспечении. В октябре 2013 г. Осеев С.М. исключен из очереди на жилищное обеспечение в связи с тем, что он является членом семьи собственника жилого помещения. Истец неоднократно пытался восстановиться в очереди нуждающихся, поясняя, что брак с бывшей женой давно расторгнут, квартиру на условиях военной ипотеки последняя приобрела в период фактического прекращения брачных отношений, однако в списках нуждающихся он восстановлен не был. Пытаясь защитить свои права Осеев С.И. обратился в суд с заявлением о вселении в квартиру бывшей жены, однако в удовлетворении иска ему было отказано. Считают, что истец имеет право на жилищное обеспечение путем получения жилищной субсидии на состав семьи из трех человек, т.е. его самого и двух дочерей В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Осеев С.И. неоднократно пытался восстановить свое нарушенное право, в том числе и в судебном порядке, но решить этот вопрос никак не удается. Просят иск удовлетворить.
Представитель ответчика ФГУ "Востокрегионжилье" Каурова О.Б. просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку в данном случае предусмотрен порядок обеспечения жильем органами местного самоуправления, т.к. он уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Осеев С.И. проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. На день увольнения его общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет 15 лет, в льготном – 22 года.
Согласно договору № найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, истец Осеев С.И. является нанимателем служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>15. Указанная квартира выделена на состав семьи 4 человека: супруга Осеева С.Д., дети В. и В..
Брак между Осеевым С.И. и Осеевой С.Д. расторгнут, что подтверждается свидетельством о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ
На основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» Осеев С.И. ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ супруга истца-Осеева С.Д. приобрела квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, 112 квартал, <адрес> блок 2, <адрес>, по программе накопительно-ипотечной системы военнослужащих, участником которой являлась она как имеющая статус военнослужащего.
В соответствии с согласием и нотариальным соглашением дети -Осеева В. С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., несовершеннолетняя Осеева В. С. остались проживать вместе с отцом по адресу: <адрес>
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации Согласно ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, исходя из анализа указанных выше норм права следует, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий, наличия оснований для признания за ним соответствующего статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие) и в соответствии с Законом о накопительно-ипотечной системе являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии ч. 1 ст. 4 Закона о накопительно-ипотечной системе реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа; выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
Кроме того, в силу п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона о накопительно-ипотечной системе каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
Соответственно, выделение военнослужащему или члену его семьи денежных средств в соответствии с Законом о накопительно-ипотечной системе является одной из форм реализации его права на жилище.
Согласно ч. 3 ст. 11 Закона о накопительно-ипотечной системе получение участником денежных средств, указанных в ч. 1 ст. 4 настоящего Закона, или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 настоящего Закона, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Таким образом, после получения Осеевой С.Д. денежных средств во исполнение обязательства по договору целевого жилищного займа в рамках ее участия в накопительно-ипотечной системе военнослужащих государство исполнило свои обязательства по жилищному обеспечению ответчика. То есть с этого момента Осеев С.И. являлся обеспеченным жильем по месту военной службы. Квартира, приобретенная Осеевой С.Д. в рамках накопительно-ипотечной системы военнослужащих, приобреталась в период нахождения Осеева С.И. и Осеевой С.Д. в законном браке, в связи с чем решением № от ДД.ММ.ГГГГ Осеев С.И. обоснованно был снят с учета лиц, нуждающихся в жилищном обеспечении, и оснований для его восстановления в очереди не имеется.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Осеева С.И. суд полагает необходимым отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Осеева С. И. к ФГУ "Востокрегионжилье", Министерству обороны РФ о восстановлении в очереди нуждающихся в жилом обеспечении оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Болотова Ж.Т.