Д
Дело № 2-383/2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Юхниной О.С.,
при секретаре Семёновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Усинск 26 августа 2015 года дело по иску Пономарева Д. А., Пономаревой Л. И. к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» о возложении обязанности произвести перерасчет, выполнить определенные действия, взыскании убытков, признании финансового результата недействительным,
установил:
Пономаревы обратились в суд с иском, в котором указали, что между собственниками многоквартирного жилого дома (далее - МКД) ... в г.Усинске и ответчиком действует договор на управление МКД. При этом на общем собрании собственников жилых помещений определен размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в размере ... руб./кв.м. В то же время, ответчик выставляет оплату с ... г. в размере ... руб./кв.м, с ... г. - ... руб./кв.м. Кроме того, согласно «Финансовому результату» (отчету) за период с ... г. по ... г., ответчиком выполнены работы по содержанию жилого фонда в размере ... руб., в то время как они должны обслуживать только нежилые помещения - общее имущество собственников. Также ответчиком в отчете указаны затраты на сантехника - ... руб. за год, что явно завышено, по сравнению с оплатой услуг электрика (... руб. в год), а также затраты на дератизацию в размере ... руб., которые фактически не производились. Просили произвести перерасчет, исключив из стоимости услуг вышеуказанные неподтвержденные затраты в общей сумме ... руб. Также просили обязать ответчика выполнить поверку ОПУ теплоэнергии и взыскать с ответчика убытки в общей сумме ... руб., представляющие собой плату за теплоэнергию за ... г., поскольку ответчиком не была выполнена обязанность по передаче показаний ОПУ в ООО «Усинская тепловая компания».
В дальнейшем уточнили исковые требования. Просили обязать ответчика согласовать порядок, дату, время, ответственных лиц для снятия и сдачи показаний счетчиков ООО «Усинская тепловая компания» (вместо требования об обязании ответчика выполнить поверку ОПУ теплоэнергии) и взыскать убытки в виде оплаты за отопление за ... г. в сумме ... руб., за ... г. в сумме ... руб.
В судебном заседании от дд.мм.гггг. истец Пономарев Д.А. также просил признать недостоверным оспариваемый финансовый результат.
В настоящем судебном заседании стороны, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора - ООО «УГИЦ» участия не приняли. Истица Пономарева Л.И., третье лицо, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, остальные о причинах неявки не сообщили. Суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица ООО «Усинская тепловая компания» Когут М.Л. в судебном заседании соглашался с требованиями истцов в части перерасчета платы за содержание и ремонт жилого помещения, исходя из ... руб./кв.м, указав, что ответчик не мог самовольно изменять данный размер. В остальном просил принять решение на усмотрение суда.
Суд, заслушав объяснения представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.
В соответствии со ст.162 ЖК РФ (в редакции на 01.02.2013), договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет.
Истцы являются сособственниками ... МКД№ по ....
Согласно протоколу общего собрания от дд.мм.гггг., выбран способ управления МКД - управляющей компанией, с дд.мм.гггг. (в экземпляре ответчика - с дд.мм.гггг.) решено заключить договор на управление МКД с ответчиком. Утвержден тариф платы за содержание и текущий ремонт в размере ... руб./кв.м на ... г., кроме того, решено поручить ответчику обратиться в ООО «Усинская тепловая компания» для перерасчета платы за потребленную теплоэнергию за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., исходя из показаний ОПУ.
Иные поручения, касающиеся предмета спора, в протоколе не отражены.
Согласно сведениям ООО «УГИЦ» (Т.1 л.д.42-43), осуществляющим расчеты с населением на основании агентских договоров с поставщиками ЖКУ, в том числе и от имени ООО «Жилкомхоз», плата за содержание и ремонт общего имущества для жителей МКД № по ... с дд.мм.гггг. составила ... руб./кв.м, вывоз ТБО - ... руб./кв.м, утилизация ТБО - ... руб./кв.м; с дд.мм.гггг. добавилась плата ... руб./кв.м за обслуживание лифта.
дд.мм.гггг. между истцами и ответчиком, на основании решения общего собрания, заключен договор на управление МКД, согласно которому стороны включили в плату за услуги управляющей компании, помимо платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, также оплату услуг за вывоз и утилизации ТБО, указав, что итоговый размер платы за услуги управляющей компании составляет ... руб. В экземпляре договора, который представлен ответчиком в материалы дела, порядок изменения оплаты не указан.
Таким образом, повышение в одностороннем порядке ответчиком размера платы за свои услуги до ... руб. с дд.мм.гггг. противоречит требованиям ЖК РФ и ГК РФ, то есть, требования истцов в части перерасчета подлежат удовлетворению частично, исходя из размера платы, установленной договором на управление.
До заключения между сторонами спора договора управления МКД размер платы за услуги ответчика должен был соответствовать размеру, указанному в решении общего собрания (пока стороны не договорились об ином). То есть, ответчик также обязан осуществить перерасчет за свои услуги, исходя из размера платы - ... руб./кв.м, с -дд.мм.гггг. (первое начисление) и до дд.мм.гггг..
Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, на которое ссылались ответчики, применяется к договорам, заключенным после вступления документа в законную силу. Поскольку правоотношения между сторонами, вытекающие из договора на управление МКД, возникли до вступления в законную силу данного нормативного акта, на дату возникновения данных правоотношений, он не может быть применен (ответчик, соглашаясь с решением общего собрания в части размера платы за содержание и ремонт не мог предполагать, что в последующем в этот размер также будут включены и иные услуги - вывоз ТБО).
Согласно «финансовому результату» за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., доведенному ответчиком до собственников жилых помещений в МКД, сумма начислений за услуги по содержанию и ремонту жилого и нежилого фонда, вывозу и утилизации ТБО, обслуживанию лифта составила ... руб. Из них собственниками оплачено ... руб. (первые пять позиций отчета). Представитель ответчика Прохоров В.И. ранее в судебном заседании заявлял, что «содержание жилого фонда» представляет собой начисления за содержание и текущий ремонт по собственникам жилых помещений, а «содержание нежилого фонда» - по собственникам нежилых помещений, в которых находятся организации.
Последующие 16 позиций представляют собой те расходы, которые ответчик, по его утверждению, понес, оказывая услуги по управлению МКД, в общей сумме ... руб.
Истцы неверно толковали данный финансовый результат (отчет), посчитав, что первые 5 его позиций также относятся к фактически расходам ответчика, в силу чего, позиция «содержание жилого фонда» по своей природе не может быть исключена из перечня оказанных услуг, так как представляет собой отражение суммы произведенных начислений.
Что касается утверждения истцов, что ответчиком из оплаты своих услуг должны быть исключены ... руб. - оплата услуг сантехника и ... руб. - дератизация, поскольку данные услуги фактически не были им оказаны, суд с ним не соглашается.
Из смысла действующего законодательства следует, что организация, осуществляющая услуги по управлению МКД, обязана выполнять их в качестве, соответствующем требованиям нормативных правовых актов. При этом плата за оказанные слуги устанавливается на основании решения общего собрания собственников. В свою очередь, собственник, надлежащим образом вносящий плату, вправе требовать от управляющей организации предоставления таких услуг. При этом, если затраты управляющей организации, связанные с оказанием услуг, менее полученных от населения денежных средств, такая разница может быть обращена в доход управляющей организации, при условии надлежащего оказания услуг.
То есть, неподтверждение управляющей компанией выполнения включенных в финансовый результат услуг, по качеству которых у истцов жалобы не заявлены (услуги сантехника, дератизация), само по себе не влечет такой перерасчет, так как эта разница может составить доход ответчика или быть им направлена на обеспечение предоставления иных услуг в рамках договора.
Необходимо также отметить, что из лицевого счета истцов следует, что оплата услуг ответчика осуществлялась ими ненадлежащим образом (за период с ... г. по ... г. оплачено ... руб. из начисленных ... руб. - Т.1 л.д.45-60). Плата за отопление внесена (Т.1 л.д.177-178).
Таким образом, исковые требования в части возложения на ответчика обязанности осуществить перерасчет платы за услуги по управлению МКД путем исключения из стоимости услуг ... руб. удовлетворению не подлежат, как и требование о признании финансового результата недействительным, поскольку истцами доказательств этого не представлено.
Согласно сведениям ООО «Усинская тепловая компания» (л.д.28), ОПУ теплоэнергии в МКД допущен в эксплуатацию с дд.мм.гггг. до дд.мм.гггг. (окончание отопительного сезона), срок поверки истекает дд.мм.гггг.. В связи с отсутствием акта допуска в эксплуатацию ОПУ и ежемесячных показаний, начисление платы за теплоэнергию производится исходя из установленных тарифов.
Из материалов дела следует, что начисление платы за теплоэнергию на основании агентских договоров с ООО «Усинская тепловая компания» осуществляет ООО «УГИЦ». Порядок расчетов изложен в пояснениях третьего лица на л.д.150-152 в Т.1. и соответствует действующему законодательству. Суд считает, что истцами не доказано возникновение у них ущерба вследствие того, что поставщику ресурсов не передавались показания ОПУ, поскольку расчеты с использованием нормативов и тарифов, при которых плата равномерно распределяется на 12 месяцев, не влекут в обязательном порядке ущерб, так как представляют собой альтернативный способ расчетов. Истцы не смогли доказать, что при передаче показаний ОПУ общегодовой размер платы за теплоэнергию был бы менее, чем годовая плата, установленная с использованием нормативов и тарифов. Учитывая изложенное, а также разъяснения ООО «Усинская тепловая компания» на л.д.212 Т.1, суд считает, что в удовлетворении требований о взыскании убытков надлежит отказать.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, согласно п.13 которых, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Как пояснял в судебном заседании представитель ООО «Усинская тепловая компания», со стороны ответчика предложения заключить договор теплоснабжения к ним не поступали.
Однако в силу вышеуказанного нормативного правового акта собственники жилых помещений в МКД вправе рассчитывать на надлежащее обеспечение управляющей организацией предоставления коммунальной услуги, в том числе, услуги по отоплению, что должно включать в себя и надлежащую передачу поставщику услуги показаний ОПУ. Следовательно, требование истцов обязать ответчика согласовать с ООО «Усинская тепловая компания» порядок, дату, время, ответственных лиц для снятия и передачи показаний ОПУ теплоэнергии подлежит удовлетворению.
С ответчика также в пользу бюджета МОГО «Усинск» в силу положений ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... руб. (два самостоятельных требования, ... руб. каждое).
Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 235 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление иску Пономарева Д. А., Пономаревой Л. И. к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» о возложении обязанности произвести перерасчет, выполнить определенные действия, взыскании убытков, признании финансового результата недействительным удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» осуществить пересчет платы за услуги по управлению многоквартирным домом Пономареву Д. А., Пономаревой Л. И., проживающим в ..., за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. - исходя из тарифа ... руб. за 1 кв.м, с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. - исходя из тарифа ... руб. за 1 кв.м.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» согласовать с Обществом с ограниченной ответственностью «Усинская тепловая компания» порядок, дату, время, ответственных лиц для снятия и передачи показаний общедомового прибора учета теплоэнергии.
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» в доход бюджета МОГО «Усинск» государственную пошлину в размере ... рублей.
Решение может быть отменено Усинским городским судом по заявлению ответчика, поданному в течение 7 (семи) дней со дня вручения ей копии решения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи жалобы через Усинский городской суд.
Председательствующий О.С.Юхнина
Мотивированное решение составлено 31 августа 2015 года
Председательствующий О.С.Юхнина