Решение по делу № 33-5642/2024 от 27.04.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

председательствующий судья суда первой инстанции Зинченко Н.С. (дело № 2-213/2024)

УИД 91RS0007-01-2023-001999-07

судья-докладчик суда апелляционной инстанции Пономаренко А.В. (№33-5642/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 июня 2024 года город Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Пономаренко А.В.,

судей Буровой А.В., Каменьковой И.А.,

при секретаре Гаук А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Белогорского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белогорского района Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное казенное учреждение Белогорского района «Административно-хозяйственный центр», отдел надзорной деятельности по Белогорскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым, о возложении обязанностей выполнить определенные действия,

по апелляционной жалобе администрации Белогорского района Республики Крым на решение Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛА:

исполняющий обязанности прокурора Белогорского района Республики Крым, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, в котором с учетом дальнейший уточнений заявленных требований (л.д. 88-93) просил возложить на администрацию Белогорского района Республики Крым обязанность в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в порядке, установленном федеральным и муниципальным законодательством о бюджетном процессе, на приведение защитного сооружения гражданской обороны расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>, с инвентарным в соответствие с требованиями законодательства о гражданской обороне; в течении 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне по содержанию и обслуживанию указанного защитного сооружения гражданской обороны, а именно: провести мероприятия по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту защитного сооружения гражданской обороны; обеспечить содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению; укомплектовать первичными средствами пожаротушения защитное сооружение гражданской обороны; обеспечить защитное сооружение гражданской обороны: сигналами оповещения гражданской обороны, планами внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, эксплуатационной схемой водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационной схемой электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны, правилами поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, схемой эвакуации укрываемых из очага поражения и списком телефонов; провести мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения, систем канализации, энергетических устройств; обеспечить сохранность герметизации и гидроизоляции всего сооружения; разработать поэтажный план экспликации помещений объекта; провести мероприятия по оценке технического состояния объекта; обеспечить постоянную готовность помещения и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению условий для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны.

В обоснование исковых требований ссылался на то, что в ходе проведенной прокуратурой Белогорского района Республики Крым проверки исполнения законодательства о гражданской обороне установлено, что подвальное помещение, расположенное по адресу: Республика Крым, <адрес> является защитным сооружением гражданской обороны и используется в качестве укрытия, однако при эксплуатации допущен ряд нарушений действующего законодательства.

В связи с выявленными нарушениями прокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя главы администрации Белогорского района Республики Крым было внесено представление об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены, что противоречит принципам организации ведения гражданской обороны, основным задачам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также создает угрозу причинения материального ущерба, вреда жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Решением Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования исполняющего обязанности прокурора Белогорского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.

На администрацию Белогорского района Республики Крым возложена обязанность в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в порядке, установленном федеральным и муниципальным законодательством о бюджетном процессе на приведение защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>, с инвентарным в соответствие с требованиями законодательства о гражданской обороне.

Также на администрацию Белогорского района Республики Крым возложена обязанность в течении 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне по содержанию и обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес> с инвентарным :

- провести мероприятия по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту защитного сооружения гражданской обороны;

- обеспечить содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению;

- укомплектовать первичными средствами пожаротушения защитное сооружение гражданской обороны;

- обеспечить защитное сооружение гражданской обороны: сигналами оповещения гражданской обороны, планами внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, эксплуатационной схемой водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационной схемой электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны, правилами поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, схемой эвакуации укрываемых из очага поражения и список телефонов;

- провести мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения, систем канализации, энергетических устройств;

- обеспечить сохранность герметизации и гидроизоляции всего сооружения;

- разработать поэтажный план экспликации помещений объекта;

- провести мероприятия по оценке технического состояния объекта;

- обеспечить постоянную готовность помещения и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению условий для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны.

Не согласившись с решением суда, ответчик администрация Белогорского района Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит судебное постановление отменить и принять новое решение, в котором указать, что приведение защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>, с инвентарным в соответствие с требованиями законодательства о гражданской обороне и устранение нарушений требования законодательства о гражданской обороне возможно лишь в случае поступления в бюджет Белогорского района Республики Крым дополнительного финансирования.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик также указывал на отсутствие в бюджете муниципального образования Белогорский район Республики Крым на 2024 года и плановый 2025-2026 год денежных средств для устранения указанных судом нарушений в полном объеме.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу исполняющий обязанности прокурора Белогорского района Республики Крым Чуприна В.А. выразила свое несогласие с приведенными в ее обоснование доводами, считая решение суда законным и обоснованным.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции третьи лица не явились, были извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не подавали, в связи с чем, на основании положений ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело без их участия.

Согласно требованиям Федерального закона Российской Федерации от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», ч. 7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации информация о назначенном судебном заседании по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым.

Заслушав судью-докладчика, пояснения представителя ответчика администрации Белогорского района Республики Крым Ивановой Д.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Ислямовой М.В. против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании постановления администрации Белогорского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «об изъятии имущества из оперативного управления муниципального казенного учреждения Белогорского района «Административно-хозяйственный центр» и включении в состав муниципальной казны муниципального образования Белогорский район Республики Крым», комплекс сооружений в виде двух нежилых зданий и дизельной электростанции, расположенных по адресу: Республика Крым, <адрес>, внесен в реестр имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Белогорский район Республики Крым (л.д. 61-62).

Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что подвальное помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, является защитным сооружением гражданской обороны с присвоенным номером и используется в качестве укрытия.

В июле 2022 года в ходе проведения прокуратурой Белогорского района Республики Крым проверки исполнения администрацией Белогорского района Республик Крым законодательства о гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций был установлен ряд нарушений действующего законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>, в том числе: не проводятся администрацией мероприятия по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту защитного сооружения гражданской обороны; в входных проемах, защитно-герметические двери находятся в открытом положении без подставок и не прикрыты съемными легкими экранами или щитами; не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению; не соблюдаются противопожарные требования при эксплуатации защитного сооружения, а именно помещения не укомплектованы первичными средствами пожаротушения; в защитном сооружении гражданской обороны отсутствуют сигналы оповещения гражданской обороны, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны, правила поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, схема эвакуации укрываемых из очага поражения и список телефонов; не производится техническое обслуживание технических систем защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе техническое обслуживание и ремонт технических систем, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения; не обеспечена постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению, условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в военное время, условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени; не проводятся мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения, систем канализации, энергетических устройств; отсутствуют копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией – балансодержателем защитного сооружения гражданской обороны и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; не обеспечена сохранность герметизации и гидроизоляции всего сооружения.

По итогу проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Белогорского района Республики Крым в адрес заместителя главы администрации Белогорского района Республики Крым было внесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д. 7-11).

Во исполнение указанного представления, администрация Белогорского района Республики Крым письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщило о принятии мер по устранению замечаний путем издания распоряжения, которым сектору по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, взаимодействуя с правоохранительными органами и охране труда поручено в 3-дневный срок принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений по содержанию спорного защитного сооружения гражданской обороны (л.д. 12-15).

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Белогорского района Республики Крым в рамках проверки исполнения органами местного самоуправления района и юридическими лицами законодательства о гражданской обороне, начальнику отдела надзорной деятельности по Белогорскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым было направлено требование о выявленных нарушениях действующего законодательства в эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории муниципального образования Белогорский район Республики Крым (л.д. 64).

Согласно ответу отдела надзорной деятельности по Белогорскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ, отделом в рамках своих полномочий в 2022-2023 годах были проведены контрольные (надзорные) мероприятия, в том числе в отношении защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>, внесено соответствующее предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65-68).

Ссылаясь на то, что выявленные в ходе проведенных проверок нарушения законодательства о гражданской обороне администрацией Белогорского района Республики Крым не устранены, прокурор Белогорского района Республики Крым, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском о возложении обязанности устранить выявленные нарушения, указывая, что невыполнение ответчиком обязательных мероприятий по гражданской обороне противоречит принципам организации ведения гражданской обороны, основным задачам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также создает угрозу причинения материального ущерба, вреда жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Разрешая указанные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», исходил из того, что бездействием ответчика нарушены права неопределенного округа лиц, связанные с необеспечением норм законодательства при содержании защитного сооружения гражданской обороны.

Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, совокупности содержащихся в деле доказательств, правильными по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ 2О гражданской обороне», гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Статьей 3 названного Федерального закона установлено, что правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Действие Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 14 указанного Федерального закона на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществлению финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в том числе создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года №804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, согласно п. 10 которого основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

В соответствии с п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №1309, к объектам гражданской обороны относятся, в том числе: убежище – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; укрытие – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

Приказом МЧС России от 21 июля 2005 года №575 также утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, согласно которому содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.

При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, требования которых, согласно п. 1.2, должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, противорадиационных укрытий и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 3.2.1 указанных Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Из материалов дела усматривается, что спорный объект гражданской находится в муниципальной собственности муниципального образования Белогорский район Республики Крым.

Наличие в указанном объекте гражданской обороны на момент проведения проверок прокуратурой Белогорского района Республики Крым нарушений законодательства в сфере гражданской обороны при его содержании подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательствами и не оспаривается ответчиком.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на администрацию Белогорского района Республики Крым обязанности по устранению выявленных в ходе проведения прокурорской проверки нарушений законодательства о гражданской обороне при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>.

Обжалуя решение суда первой инстанции, администрация Белогорского района Республики Крым, не оспаривая возложенные на нее судом первой инстанции обязанности по устранению нарушений действующего законодательства о гражданской обороне, ссылается на отсутствие в бюджете муниципального образования Белогорский район Республики Крым достаточных денежных средств для устранения данных нарушений в полном объеме.

Вместе с тем, указанные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку отсутствие у заявителя жалобы финансирования на мероприятия по приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства не может являться основанием для освобождения его от этих обязанностей, возложенных на него законом.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения на администрацию Белогорского района Республики Крым обязанности в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на привидение спорного защитного сооружения гражданской обороны, исходя из следующего.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (п. 4 ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

При этом понуждение администрации Белогорского района Республики Крым к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Указанное соотносится с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 декабря 2023 года №18-КГ23-195-К4.

Учитывая вышеизложенное, решение Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части удовлетворения иска исполняющего обязанности прокурора Белогорского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белогорского района Республики Крым о возложении обязанности выделить денежные средства в силу положений ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности прокурора Белогорского района Республики Крым.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части удовлетворения иска исполняющего обязанности прокурора Белогорского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белогорского района Республики Крым о возложении обязанности выделить денежные средства отменить, и принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований – отказать.

В остальной части решение Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, через суд первой инстанции.

Председательствующий судья:

Судьи:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

председательствующий судья суда первой инстанции Зинченко Н.С. (дело № 2-213/2024)

УИД 91RS0007-01-2023-001999-07

судья-докладчик суда апелляционной инстанции Пономаренко А.В. (№33-5642/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 июня 2024 года город Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Пономаренко А.В.,

судей Буровой А.В., Каменьковой И.А.,

при секретаре Гаук А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Белогорского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белогорского района Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное казенное учреждение Белогорского района «Административно-хозяйственный центр», отдел надзорной деятельности по Белогорскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым, о возложении обязанностей выполнить определенные действия,

по апелляционной жалобе администрации Белогорского района Республики Крым на решение Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛА:

исполняющий обязанности прокурора Белогорского района Республики Крым, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, в котором с учетом дальнейший уточнений заявленных требований (л.д. 88-93) просил возложить на администрацию Белогорского района Республики Крым обязанность в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в порядке, установленном федеральным и муниципальным законодательством о бюджетном процессе, на приведение защитного сооружения гражданской обороны расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>, с инвентарным в соответствие с требованиями законодательства о гражданской обороне; в течении 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне по содержанию и обслуживанию указанного защитного сооружения гражданской обороны, а именно: провести мероприятия по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту защитного сооружения гражданской обороны; обеспечить содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению; укомплектовать первичными средствами пожаротушения защитное сооружение гражданской обороны; обеспечить защитное сооружение гражданской обороны: сигналами оповещения гражданской обороны, планами внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, эксплуатационной схемой водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационной схемой электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны, правилами поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, схемой эвакуации укрываемых из очага поражения и списком телефонов; провести мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения, систем канализации, энергетических устройств; обеспечить сохранность герметизации и гидроизоляции всего сооружения; разработать поэтажный план экспликации помещений объекта; провести мероприятия по оценке технического состояния объекта; обеспечить постоянную готовность помещения и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению условий для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны.

В обоснование исковых требований ссылался на то, что в ходе проведенной прокуратурой Белогорского района Республики Крым проверки исполнения законодательства о гражданской обороне установлено, что подвальное помещение, расположенное по адресу: Республика Крым, <адрес> является защитным сооружением гражданской обороны и используется в качестве укрытия, однако при эксплуатации допущен ряд нарушений действующего законодательства.

В связи с выявленными нарушениями прокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя главы администрации Белогорского района Республики Крым было внесено представление об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены, что противоречит принципам организации ведения гражданской обороны, основным задачам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также создает угрозу причинения материального ущерба, вреда жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Решением Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования исполняющего обязанности прокурора Белогорского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.

На администрацию Белогорского района Республики Крым возложена обязанность в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в порядке, установленном федеральным и муниципальным законодательством о бюджетном процессе на приведение защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>, с инвентарным в соответствие с требованиями законодательства о гражданской обороне.

Также на администрацию Белогорского района Республики Крым возложена обязанность в течении 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне по содержанию и обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес> с инвентарным :

- провести мероприятия по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту защитного сооружения гражданской обороны;

- обеспечить содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению;

- укомплектовать первичными средствами пожаротушения защитное сооружение гражданской обороны;

- обеспечить защитное сооружение гражданской обороны: сигналами оповещения гражданской обороны, планами внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, эксплуатационной схемой водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационной схемой электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны, правилами поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, схемой эвакуации укрываемых из очага поражения и список телефонов;

- провести мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения, систем канализации, энергетических устройств;

- обеспечить сохранность герметизации и гидроизоляции всего сооружения;

- разработать поэтажный план экспликации помещений объекта;

- провести мероприятия по оценке технического состояния объекта;

- обеспечить постоянную готовность помещения и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению условий для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны.

Не согласившись с решением суда, ответчик администрация Белогорского района Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит судебное постановление отменить и принять новое решение, в котором указать, что приведение защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>, с инвентарным в соответствие с требованиями законодательства о гражданской обороне и устранение нарушений требования законодательства о гражданской обороне возможно лишь в случае поступления в бюджет Белогорского района Республики Крым дополнительного финансирования.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик также указывал на отсутствие в бюджете муниципального образования Белогорский район Республики Крым на 2024 года и плановый 2025-2026 год денежных средств для устранения указанных судом нарушений в полном объеме.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу исполняющий обязанности прокурора Белогорского района Республики Крым Чуприна В.А. выразила свое несогласие с приведенными в ее обоснование доводами, считая решение суда законным и обоснованным.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции третьи лица не явились, были извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не подавали, в связи с чем, на основании положений ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело без их участия.

Согласно требованиям Федерального закона Российской Федерации от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», ч. 7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации информация о назначенном судебном заседании по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым.

Заслушав судью-докладчика, пояснения представителя ответчика администрации Белогорского района Республики Крым Ивановой Д.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Ислямовой М.В. против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании постановления администрации Белогорского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «об изъятии имущества из оперативного управления муниципального казенного учреждения Белогорского района «Административно-хозяйственный центр» и включении в состав муниципальной казны муниципального образования Белогорский район Республики Крым», комплекс сооружений в виде двух нежилых зданий и дизельной электростанции, расположенных по адресу: Республика Крым, <адрес>, внесен в реестр имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Белогорский район Республики Крым (л.д. 61-62).

Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что подвальное помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, является защитным сооружением гражданской обороны с присвоенным номером и используется в качестве укрытия.

В июле 2022 года в ходе проведения прокуратурой Белогорского района Республики Крым проверки исполнения администрацией Белогорского района Республик Крым законодательства о гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций был установлен ряд нарушений действующего законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>, в том числе: не проводятся администрацией мероприятия по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту защитного сооружения гражданской обороны; в входных проемах, защитно-герметические двери находятся в открытом положении без подставок и не прикрыты съемными легкими экранами или щитами; не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению; не соблюдаются противопожарные требования при эксплуатации защитного сооружения, а именно помещения не укомплектованы первичными средствами пожаротушения; в защитном сооружении гражданской обороны отсутствуют сигналы оповещения гражданской обороны, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны, правила поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, схема эвакуации укрываемых из очага поражения и список телефонов; не производится техническое обслуживание технических систем защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе техническое обслуживание и ремонт технических систем, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения; не обеспечена постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению, условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в военное время, условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени; не проводятся мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения, систем канализации, энергетических устройств; отсутствуют копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией – балансодержателем защитного сооружения гражданской обороны и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; не обеспечена сохранность герметизации и гидроизоляции всего сооружения.

По итогу проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Белогорского района Республики Крым в адрес заместителя главы администрации Белогорского района Республики Крым было внесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д. 7-11).

Во исполнение указанного представления, администрация Белогорского района Республики Крым письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщило о принятии мер по устранению замечаний путем издания распоряжения, которым сектору по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, взаимодействуя с правоохранительными органами и охране труда поручено в 3-дневный срок принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений по содержанию спорного защитного сооружения гражданской обороны (л.д. 12-15).

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Белогорского района Республики Крым в рамках проверки исполнения органами местного самоуправления района и юридическими лицами законодательства о гражданской обороне, начальнику отдела надзорной деятельности по Белогорскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым было направлено требование о выявленных нарушениях действующего законодательства в эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории муниципального образования Белогорский район Республики Крым (л.д. 64).

Согласно ответу отдела надзорной деятельности по Белогорскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ, отделом в рамках своих полномочий в 2022-2023 годах были проведены контрольные (надзорные) мероприятия, в том числе в отношении защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>, внесено соответствующее предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65-68).

Ссылаясь на то, что выявленные в ходе проведенных проверок нарушения законодательства о гражданской обороне администрацией Белогорского района Республики Крым не устранены, прокурор Белогорского района Республики Крым, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском о возложении обязанности устранить выявленные нарушения, указывая, что невыполнение ответчиком обязательных мероприятий по гражданской обороне противоречит принципам организации ведения гражданской обороны, основным задачам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также создает угрозу причинения материального ущерба, вреда жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Разрешая указанные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», исходил из того, что бездействием ответчика нарушены права неопределенного округа лиц, связанные с необеспечением норм законодательства при содержании защитного сооружения гражданской обороны.

Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, совокупности содержащихся в деле доказательств, правильными по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ 2О гражданской обороне», гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Статьей 3 названного Федерального закона установлено, что правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Действие Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 14 указанного Федерального закона на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществлению финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в том числе создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года №804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, согласно п. 10 которого основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

В соответствии с п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №1309, к объектам гражданской обороны относятся, в том числе: убежище – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; укрытие – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

Приказом МЧС России от 21 июля 2005 года №575 также утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, согласно которому содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.

При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, требования которых, согласно п. 1.2, должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, противорадиационных укрытий и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 3.2.1 указанных Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Из материалов дела усматривается, что спорный объект гражданской находится в муниципальной собственности муниципального образования Белогорский район Республики Крым.

Наличие в указанном объекте гражданской обороны на момент проведения проверок прокуратурой Белогорского района Республики Крым нарушений законодательства в сфере гражданской обороны при его содержании подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательствами и не оспаривается ответчиком.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на администрацию Белогорского района Республики Крым обязанности по устранению выявленных в ходе проведения прокурорской проверки нарушений законодательства о гражданской обороне при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>.

Обжалуя решение суда первой инстанции, администрация Белогорского района Республики Крым, не оспаривая возложенные на нее судом первой инстанции обязанности по устранению нарушений действующего законодательства о гражданской обороне, ссылается на отсутствие в бюджете муниципального образования Белогорский район Республики Крым достаточных денежных средств для устранения данных нарушений в полном объеме.

Вместе с тем, указанные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку отсутствие у заявителя жалобы финансирования на мероприятия по приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства не может являться основанием для освобождения его от этих обязанностей, возложенных на него законом.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения на администрацию Белогорского района Республики Крым обязанности в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на привидение спорного защитного сооружения гражданской обороны, исходя из следующего.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (п. 4 ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

При этом понуждение администрации Белогорского района Республики Крым к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Указанное соотносится с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 декабря 2023 года №18-КГ23-195-К4.

Учитывая вышеизложенное, решение Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части удовлетворения иска исполняющего обязанности прокурора Белогорского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белогорского района Республики Крым о возложении обязанности выделить денежные средства в силу положений ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности прокурора Белогорского района Республики Крым.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части удовлетворения иска исполняющего обязанности прокурора Белогорского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белогорского района Республики Крым о возложении обязанности выделить денежные средства отменить, и принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований – отказать.

В остальной части решение Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, через суд первой инстанции.

Председательствующий судья:

Судьи:

33-5642/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
И.О. прокурора Белогорского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Белогорского района Республики Крым
Другие
ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым
МКУ Белогорского района "Административно-хозяйственный центр " Республика крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Пономаренко Алла Викторовна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
27.04.2024Передача дела судье
30.05.2024Судебное заседание
27.06.2024Судебное заседание
08.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2024Передано в экспедицию
27.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее