Дело № 3а-17/2017
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2017 года город Иваново
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Степановой Л.А.
при секретаре Жаворонковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Светлый луч» к Правительству Ивановской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил:
ООО «Светлый луч» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Ивановской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Административный иск мотивирован тем, что ООО «Светлый луч» является собственником земельных участков по адресу: ****, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для оздоровительного отдыха и восстановления здоровья, кадастровый номер *********, площадью 50198 кв.м. и кадастровый номер *********, площадью 88983 кв.м. Согласно Постановлению Правительства Ивановской области от 28 сентября 2012 года № 368-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Ивановской области» удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ********* с площадью 179154 кв.м. составила 535,11 руб./кв.м., а всего ***** руб. Впоследствии указанный участок разделен на несколько земельных участков, в том числе, с кадастровыми номерами ********* и *********. 27.03.2014г. внесены сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков в реестр объектов недвижимости. Кадастровая стоимость участка, кадастровый номер ********* составила ***** руб., кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер ********* – ***** руб. Согласно отчету об оценке № 2016/959-1 от 17.10.2016г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *********, площадью 88983 кв.м., составила *****руб. Согласно отчету об оценке № 2016/959-2 от 17.10.2016г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ********* составила *****руб. 02.11.2016г. административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости указанных земельных участков. Заявление истца было отклонено в связи с несоответствием отчетов по содержанию и оформлению требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. Поскольку кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, истец полагает, что нарушаются его права и законные интересы, защита которых возможна путем установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. По основаниям, изложенным в административном иске, с учетом уточнений в предварительном судебном заседании ООО «Светлый луч» просило: установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для оздоровительного отдыха и восстановления здоровья, площадью 88983 кв.м., кадастровый номер: *********, находящегося по адресу: **** в размере рыночной стоимости по состоянию на 27.03.2014г. на уровне ***** руб. Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для оздоровительного отдыха и восстановления здоровья, площадью 50198 кв.м., кадастровый номер: *********, находящегося по адресу: **** в размере рыночной стоимости по состоянию на 27.03.2014г. на уровне ***** руб.
При рассмотрении дела у участию в процессе привлечены в качестве административного ответчика - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), в качестве заинтересованных лиц - Администрация Ивановского муниципального района Ивановской области, Администрация Богородского сельского поселения Ивановского муниципального района.
Представитель административного истца в судебное заседание не явилась, направила в суд уточненное административное исковое заявление, в котором просила установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для оздоровительного отдыха и восстановления здоровья, площадью 88983 кв.м., кадастровый номер: *********, находящегося по адресу: **** в размере рыночной стоимости по состоянию на 27.03.2014г. на уровне ***** руб. Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для оздоровительного отдыха и восстановления здоровья, площадью 50198 кв.м., кадастровый номер: *********, находящегося по адресу: **** в размере рыночной стоимости по состоянию на 27.03.2014г. на уровне **** руб.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области в судебное заседание не явился, в ранее представленном отзыве на иск указал, что при разрешении заявленных требований по существу, не имея заинтересованности в исходе дела, Управление полагается на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Правительства Ивановской области в судебном заседании отсутствовал, в ранее представленном отзыве по делу не возражал по существу заявленных требований, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ивановской области Антонов Н.И. по существу заявленных требований не возражал.
Представитель заинтересованных лиц – Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, Администрации Богородского сельского поселения Ивановской области в судебное заседание не явился, в дополнительном письменном отзыве на иск, ходатайстве от 30 мая 2017 года просил дело рассмотреть без его участия, указав, что возражений по уточненным истцом требованиям не имеет, решение оставляет на усмотрение суда, определенную судебным экспертом рыночную стоимость земельных участков считает более достоверной.
Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного ответчика Антонова Н.И., исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ООО «Светлый луч» является собственником земельных участков по адресу: ****, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для оздоровительного отдыха и восстановления здоровья, кадастровый номер *********, площадью 50198 кв.м. и кадастровый номер *********, площадью 88983 кв.м.
Согласно абзацу 1 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений (до 1 января 2017 года - государственный кадастр недвижимости) о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (до 1 января 2017 года - государственный кадастр недвижимости), повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей (абзац 2 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности).
Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости (с учетом внесенных изменений с 1 января 2017 года – Единый государственный реестр недвижимости) внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года № 113.
Пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 (в редакции от 17 ноября 2011 года), предусмотрено, что в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости (с учетом внесенных изменений с 1 января 2017 года – Единый государственный реестр недвижимости) сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами ********* и ********* образованы 27.03.2014г. в результате раздела земельного участка с кадастровым номером *********, площадью 179154 кв.м.
Из кадастровых справок от 25 января 2017 года (л.д. 224-225 т.1) и объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что актами об утверждении кадастровой стоимости, составленными 27 марта 2014 года Филиалом ФБГУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области в порядке, предусмотренном статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности и пунктом 2.1.3 приведенных Методических рекомендаций, в ГКН внесены сведения о кадастровой стоимости образованных земельных участков, определенной по состоянию на 27 марта 2014 года: земельного участка с кадастровым номером ********* в размере ***** руб., земельного участка с кадастровым номером ********* в размере ***** руб.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. При этом частью 1 указанной статьи определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
П. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1января года, являющегося налоговым периодом. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (до 1 января 2017 года - государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось право административного истца на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка в размере его рыночной стоимости в порядке статьи 24.19Закона об оценочной деятельности.
Согласно представленным административным истцом отчетам об определении рыночной стоимости земельных участков № 2016/959-1 и № 2016/959-1 от 17.10.2016г., подготовленными ООО «К.», рыночная стоимость по состоянию на 27 марта 2014 года составляет: земельного участка с кадастровым номером ********* - ***** руб., с кадастровым номером ********* - ***** руб.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ивановской области от 1 декабря 2016 года № 53 (л.д. 198-217 т.1) отклонены заявления ООО «Светлый Луч» от 2 ноября 2016 года об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости по мотиву несоответствия Отчета об оценке требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности к содержанию отчета и описанию в нем информации, используемой при проведении оценки.
Статья 12 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» устанавливает, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Судом по ходатайству представителя Администрации Богородского сельского поселения по делу назначалась оценочная экспертиза.
Согласно экспертному заключению № 212 от 3 мая 2017 г., выполненному экспертом ООО «Р.» А.И.А., отчеты № 2016/959-1 и № 2016/959-1 от 17.10.2016г., подготовленные ООО «К.», составлены с нарушениями требований ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, которые повлияли на рыночную стоимость объекта оценки. Экспертом определена рыночная стоимость по состоянию на 27 марта 2014 г.: земельного участка с кадастровым номером ********* в размере *****руб., земельного участка с кадастровым номером ********** - ***** руб.
Проанализировав положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для пересмотра кадастровой стоимости принадлежащих на праве собственности административному истцу земельных участков и установления ее в размере рыночной стоимости по состоянию на 27 марта 2014 г. При этом рыночную стоимость земельных участков суд считает необходимым установить в размере, определенном в заключении эксперта № 212 от 3 мая 2017 г.
Экспертное заключение соответствует положениям ст. 82 КАС РФ, отвечает требованиям ст.ст. 60, 61 данного кодекса об относимости и допустимости доказательств, является обоснованным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные экспертом выводы, а также ответы на поставленные судом вопросы. Экспертное заключение выполнено экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, подтвержденным приложенными к заключению документами.
Экспертное заключение в части определения рыночной стоимости земельных участков соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванных объектов недвижимости. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, базируется на достоверных документах об объекте оценки, содержащих количественные и качественные характеристики оцениваемых объектов. Расчет рыночной стоимости земельных участков произведен методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, при этом отказ эксперта от применения доходного и затратного подходов и выбор метода оценки обоснованы.
В процессе оценки эксперт провел анализ рынка и по его результатам определил ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости объекта оценки, обоснованно выбрал для расчета рыночной стоимости в рамках сравнительного подхода объекты-аналоги, последовательно с изложением обоснования произвел корректировки по всем значимым группам элементов сравнения. В заключении эксперта приводится перечень источников, использованных при проведении оценки.
В экспертном заключении экспертом введена и обоснованно использована шкала корректировок, ко всем объектам-аналогам применены единые шкала и процедуры корректирования единиц сравнения.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что при составлении заключения эксперта правильно определены факторы, влияющие на стоимость объектов недвижимости, соблюдены базовые принципы существенности, обоснованности, однозначности и проверяемости использованной информации, нарушений, которые могли бы повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости земельных участков, экспертом не допущено.
Суд также учитывает, что судебный эксперт А.И.А. предупреждена судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а оценщик ООО «К.» определял рыночную стоимость спорного объекта недвижимости в рамках гражданско-правового договора, заключенного с административным истцом. Величина рыночной стоимости земельных участков, которая определена судебным экспертом, превысила величину рыночной стоимости, определенную отчетами об оценке, представленными административным истцом.
Лицами, участвующими в деле, достоверность заключения эксперта не оспаривалась и под сомнение не ставилась. Оснований не доверять заключению эксперта у суда не имеется.
С учетом изложенного, суд считает возможным использовать величину рыночной стоимости земельных участков, определенную судебным экспертом (***** рублей для земельного участка с кадастровым номером ********* и *****рублей – для земельного участка с кадастровым номером *********), для пересмотра в судебном порядке кадастровой стоимости рассматриваемых земельных участков.
В соответствии с ч.5 и 6 ст.24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (до 1 января 2017 года государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления ООО «Светлый луч» о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков в размере их рыночной стоимости следует считать дату обращения с соответствующим заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ивановской области – 2 ноября 2016 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ООО «Светлый луч» к Правительству Ивановской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 88983 кв.м., расположенного по адресу: **** категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для оздоровительного отдыха и восстановления здоровья, с кадастровым номером *********, равной его рыночной стоимости по состоянию на 27.03.2014г. в размере *****руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 50198 кв.м., расположенного по адресу: **** категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для оздоровительного отдыха и восстановления здоровья, с кадастровым номером *********, равной его рыночной стоимости по состоянию на 27.03.2014г. в размере ***** руб.
Датой подачи заявления ООО «Светлый луч» об установлении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости считать дату обращения с соответствующим заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ивановской области – 2 ноября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ивановского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья