Дело №2-83/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2020 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Ващенко С.С.,
при помощнике судьи – ФИО4,
с участием: представителей истцов – ФИО8, ФИО5,
представителя третьего лица – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Алуште гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации города Алушты Республики Крым, третьи лица – Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Производственно-аграрное объединение «Массандра», Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Алушты Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд к Администрации г. Алушты, с учетом уточненных исковых требований, о признании права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>, в районе винзавода, вид разрешенного использования: ведение садоводства.
Исковые требования мотивированы тем, что постановлением совхоз-завод «Алушта» ПАО ВП «Массандра» от ДД.ММ.ГГГГ за ней закреплен земельный участок площадью <данные изъяты> га в районе винзавода по адресу: <адрес> <адрес>, из земель Центрального отделения бригады № совхоз-завода «Алушта» ПАО ВП «Массандра», для ведения садоводства. С указанного времени истица открыто владеет и пользуется указанным земельным участком как своим собственным. С целью оформления своего права собственности она обратилась в Госкомрегистр с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на спорный земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО7 было принято уведомление о приостановлении государственной регистрации права на земельный участок, поскольку заявителем не представлен правоустанавливающий документ, подтверждающий наличие ранее возникшего права на земельный участок. В связи с тем, что иных документов на спорный земельный участок истица не имеет, она вынуждена обратится в суд с данным иском.
В судебном заседании представители истцов уточненные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель третьего лица ГУП РК «Производственно-аграрное объединение «Массандра» просила вынести решение по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Представители ответчика Администрации г. Алушты и третьих лиц Госкомрегистра Республики Крым и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Представитель третьего лица Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Алушты в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав пояснения сторон, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что постановлением совхоз-завод «Алушта» ПАО ВП «Массандра» от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 закреплен земельный участок площадью <данные изъяты> га в районе винзавода по адресу: <адрес> <адрес>, из земель Центрального отделения бригады № совхоз-завода «Алушта» ПАО ВП «Массандра», для ведения садоводства.
С целью оформления своего права собственности ФИО2 обратилась в Госкомрегистр с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на спорный земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО7 было принято уведомление о приостановлении государственной регистрации права на земельный участок, поскольку заявителем не представлен правоустанавливающий документ, подтверждающий наличие ранее возникшего права на земельный участок.
В соответствии с положениями ст.23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон №6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статьей 12 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено ст.12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон Республики Крым №38-ЗРК).
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона Республики Крым №38-ЗРК перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года №264 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации.
Согласно подпункту 15 пункта 1 Перечня документом, подтверждающим наличие ранее возникшего права на объект недвижимого имущества и необходимым для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года: решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду).
В силу ч.1 ст.8-2 Закона Республики Крым №38-ЗРК государственная регистрация права собственности гражданина Российской Федерации на земельный участок, предоставленный до принятия Федерального конституционного закона для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина Российской Федерации на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч.2 ст.8-2 Закона Республики Крым №38-ЗРК основанием для государственной регистрации права собственности гражданина Российской Федерации на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета независимо от утверждения его решением сессии сельского, поселкового, городского совета, в том числе без указания сведений о праве, на котором земельный участок передается такому гражданину, при условии, что данное решение не отменено; иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок, изданный в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания, кроме договора аренды, документа о передаче земельного участка во временное пользование.
Правовой режим земельных участков, предоставленных гражданам до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации определяет пункт 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в силу которого, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Ранее действовавшее законодательство (в период до 1991 года) не только не исключало возможность предоставления гражданам земельных участков по решениям администрации совхоза, предприятия, организации или учреждения, но и непосредственно регламентировало отношения, возникающие в связи с таким предоставлением.
Согласно статьям 60, 64, 65, 69 Земельного кодекса РСФСР (введенного в действие 1 июля 1970 года) земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства и огороды сельским жителям могли предоставляться общим собранием (собранием уполномоченных) членов колхоза или по решению администрации совхоза, предприятия, организации или учреждения. Статья 13 указанного Кодекса запрещала исполнительным органам сельских, поселковых и районных Советов народных депутатов предоставлять земельные участки, входящие в состав землепользования колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий.
В соответствии со ст.77 Земельного кодекса Украинской ССР от 08 июля 1970 года совхозы и иные государственные сельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения предоставляют приусадебные участки или огороды из земель, предназначенных для этой цели, постоянным работникам и служащим, а также учителям, врачам и иным специалистам, которые работают и проживают в сельской местности. Предоставление приусадебных участков или огородов осуществляется на основании решения администрации совхоза и иных сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений.
Таким образом, постановление совхоз-завода «Алушта» ПАО ВП «Массандра» от 19.03.1979 года вынесено на основании действовавшего на тот момент на территории Республики Крым законодательства и является действующим правоустанавливающим документом, подтверждающим наличие ранее возникшего права истицы на объект недвижимого имущества – земельный участок площадью <данные изъяты> га в районе винзавода по адресу: <адрес> <адрес>, в соответствии со статьей 8-2 Закона Республики Крым №38-ЗРК, как иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок, изданный в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания.
Кроме указанного, суд учитывает, что согласно выводов проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ год Автономной некоммерческой организации «Институт учета и Судебной Экспертизы», границы земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в районе винзавода по адресу: <адрес>, предоставленного ФИО2 во владение на основании постановления совхоза-завода «Алушта» ПАО ВП «Массандра» от ДД.ММ.ГГГГ не входят в границы земельного участка площадью 7 267 725 кв.м с кадастровым номером 90:15:000000:1149 по адресу: <адрес>, городской округ Алушта, землепользователем которого является ГУП РК ПАО «Массандра» (категория земель «земли сельскохозяйственного назначения»). Данные земельные участки не пересекаются, и не являются смежными. Из данных публичной кадастровой карты РФ земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в районе винзавода по адресу: <адрес>, предоставленного ФИО2 во владение на основании постановления совхоза-завода «Алушта» ПАО ВП «Массандра» от ДД.ММ.ГГГГ, расположен на землях находящихся в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
Поскольку иного способа для защиты своих прав на земельный участок истцы не имеют, их право подлежит признанию, что не противоречит положениям ст.12 ГК РФ о способах защиты гражданских прав.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства и нормы права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, -
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░2 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░1, <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.320-322 ░░░ ░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░