Дело 2а-4067/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Красноярск 24 ноября 2017г.
Ленинский районный суд г.Красноярска в составе судьи Бойко И.А.,
с участием представителя административного истца адвоката Мухина Д.Г.,
при секретаре Козыревой М.Т.,
рассматривая в открытом судебном заседании административное исковое заявление Алексеевой Л.С. к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании незаконным отказа, оформленного в письме от 30.12.2015г. за №А-23434 о предоставлении в собственность в порядке приватизации земельного участка, и возложении обязанности издать распоряжение о предварительном согласовании и предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Алексеева Л.С., действуя в лице адвоката Мухина Д.Г., обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность на бесплатной основе незаконным, мотивируя свои требования тем, что является владельцем жилого дома, расположенного по адресу <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом С.М.А. от 02.08.2005г. Испрашиваемый земельный участок выделялся в собственность матери её мужа в августе 1957 года в установленном законодательстве порядке. Она, являясь наследником по закону, владея земельным участком около шестидесяти лет, обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного под домом, однако департамент, указав, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне объектов обеспечения производственной деятельности и территорий объектов автомобильного транспорта, отказал в письме от 30.12.2015г. № А- 23434 в оформлении земельного участка бесплатно. Административный истец просила признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, оформленного в письме от 30.12.2015г. №А-23434 и возложить обязанность на департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска издать распоряжение о предварительном согласовании и предоставлении земельного участка в собственность Алексеевой Л.С., общей площадью <данные изъяты> с категорией земель: земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства.
В судебное заседание истец Алексеева Л.С. не явилась, доверила представлять свои интересы представителю.
Представитель административного истца адвокат Мухин Д.Г. в судебном заседании поддержал исковые требования, мотивируя тем, что Алексеева более 60 лет пользуется принадлежащим ей на праве собственности жилым домом, имеет право в порядке приватизации приобрести в собственность земельный участок бесплатно, в связи с чем, отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в предоставлении в собственность земельного участка является незаконным. Трехмесячный срок обращения в суд об оспаривании отказа ДМИЗО пропущен в связи юридической неграмотностью истца, что является уважительной причиной, просил удовлетворить исковые требования.
Представитель административного ответчика департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в письменном отзыве представитель департамента Ткачев А.Л. административные исковые требования не признал указывая на то, что предоставление земельного участка по заявлениям граждан оформляется в порядке соблюдения административной процедуры согласования и утверждения схемы земельного участка на основании заявления гражданина. Истец Алексеева Л.С. пропустила установленный законом трехмесячный срок на обжалование действий органа местного самоуправления, оформленных в письме от 30.12.2015г. №А-23434, в связи с чем, просил отказать истице в признании незаконными действий департамента муниципального имущества и земельных отношений. Кроме того, из представленных истцом документов видно, что схема земельного участка органом местного самоуправления не утверждена, не поставлена заявителем на кадастровый учет, повторно для утверждения схемы в новых границах истец в департамент не обращался, в связи с чем, требование о признании права собственности на земельный участок без соблюдения земельного законодательства, минуя процедуру утверждения схемы и предварительного согласования места размещения объекта, а также минуя процедуру заключения договора купли-продажи земельного участка и получения его собственником домовладения в собственность на платной основе, полагают невозможным.
Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.
Пункт 9.1 ст. 3 названного Федерального закона определяет, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Как предусмотрено пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с п.1 ст.39.20 ЗК РФ если иное не установлено федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Уполномоченный орган власти решает вопрос о предоставлении земельного участка гражданину в порядке, предусмотренном ст.39.14 ЗК РФ, в частности, принятие органом власти решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст.39.15 ЗК РФ в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению, в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (п.п.3 п.1 ст.39.14 ЗК РФ).
В силу п.п.3 п. 16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением, предусмотренных статей 11.9 Земельного Кодекса РПФ требований к образуемым земельным участкам.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного органа, муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решение, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящий в порядке подчиненности орган либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования спора.
Как установлено в судебном заседании Решением исполкома Ленинского районного совета депутатов трудящихся №278 от 11 сентября 1959 года в соответствии с инструкцией НККХ РСФСР от 25.12.1945 года, согласованной с НКЮ РСФСР постановлено зарегистрировать на правах личной собственности владельцами частные строения, согласно прилагаемого списка к решению и обязать отдел коммунального хозяйства выдать гражданам регистрационные удостоверения, согласно списку до 01.11.1959 года.
Согласно Списку частных домовладельцев, являющегося Приложением к решению исполкома Ленинского райсовета от 11.09.1959 года №278 А.У.В. (мать супруга истицы) являлась частным владельцем <адрес> на основании договора застройки от 26.08.1958 года.
Впоследствии жилой дом принадлежал А.П.П. (супругу истицы) на основании свидетельства о праве на наследство от 19.04.1984 года №1-1364.
На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 02.08.2005г. Алексеева Л.С. является наследником имущества, оставшегося после смерти супруга А.П.П., умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилого дома, общей площадью <данные изъяты>., по адресу <адрес>. Указанное наследственное имущество принадлежало наследодателю на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного 4-й ГНК г.Красноярска 19 апреля 1984 года за номером по реестру 1-1363, зарегистрированного в Красноярском бюро технической инвентаризации 19 апреля 1984 года. Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №
Сведения о регистрации права собственности Алексеевой Л.С. на жилой дом подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права и данными из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об имеющейся записи регистрации от 08 сентября 2005 года №.
Застроенная площадь земельного участка по данным технической инвентаризации на 05.04.2005г. составляла <данные изъяты>., площадь жилого дома составляла <данные изъяты>, что следует из технического паспорта на домовладение (л.д.14-26).
Согласно договору о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома от 26.08.1957 года, отдел коммунального хозяйства исполкома Советского района Совета депутатов трудящихся, действующего на основании доверенности, предоставил застройщику Алексеевой на праве бессрочного пользования земельный участок для возведения жилого дома в полном соответствии с утвержденным проектом. Земельный план и проект застройки являются неотъемлемой частью данного договора. Застройщик обязан приступить не позднее одного года со дня подписания договора и вести строительные работы с таким расчётом, чтобы вся постройка была закончена в течение не более двух лет, то есть до 26 августа 1959 года (л..9).
Из показаний свидетеля Б.С.П., допрошенного в судебном заседании 26.10.2017г. следует, что спорный земельный участок был предоставлен в 1957 году А.У.В. (матери супруга А.П.П.) под строительство жилого дома, после смерти А.У.В. в порядке наследования домом владел А.П.П., затем после его смерти жилой дом перешел по наследству супруге Алексеевой Л.С., которая владела и пользовалась домом и земельным участком. На момент вступления в наследство земельный участок был предоставлен на праве бессрочного пользования по договору землепользования.
Согласно ответу на судебный запрос, предоставленный департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска по сведениями из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) испрашиваемый земельный участок, площадью <данные изъяты> имеющий кадастровый № для муниципальных нужд не зарезервирован, является застроенным, на нем располагается строение «1Ж», в функциональной зоне размещения производственно-коммунальных объектов, зоне территорий общего пользования в границах коридоров красных линий, в зоне объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
11.12.2015г. Алексеева Л.С. обратилась в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка, занимаемого жилым домом, расположенным по адресу <адрес>.
Из представленного письменного ответа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 30.12.2015г. №А-23434 следует, что на обращение представителя Алексеевой Л.С. департамент отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого жилым домом, расположенным по адресу г<адрес> и утверждении Схемы, мотивируя тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в зонах объектов обеспечения производственной деятельности и территории объектов автомобильного транспорта.
В соответствии с частью 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно положениям статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" существование земельного участка как объекта недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, возникает с момента внесения таких сведений в государственный кадастр недвижимости.
Запрошенный земельный участок как объект недвижимости не сформирован, не выделен в натуре и не определен в качестве объекта недвижимости.
Из сведений публичной кадастровой карты следует, что земельный участок, расположенный под домом по <адрес> не изъят для государственных нужд.
В ходе рассмотрения дела, сведений о представлении заявителем Алексеевой в департамент муниципального имущества и земельных отношений правоустанавливающих документов на земельный участок не выявлено.
Схема расположения земельного участка по адресу <адрес> не утверждена и возвращена письмом от 30.12.2015г., повторно истец с таким заявлением о предоставлении ей в собственность под домом земельного участка в орган местного самоуправления не обращалась.
Между тем, в соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если данным кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8 ст.219 КАС РФ).
Принимая во внимание, что административным ответчиком по иску заявлен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, истицей заявлены требования о признании незаконным отказа департамента муниципального имущества и земельных отношений в предоставлении земельного участка, оформленного в письменном ответе от 30.12.2015г. и возложении обязанности на административный орган издать распоряжение о согласовании предоставления земельного участка, судом данные требования рассматриваются в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ.
В ходе рассмотрения дела административным ответчиком заявлено о пропуске истцом процессуального срока на обращение в суд с требованием о признании незаконным действия административного органа.
Данный факт исследован судом и нашел свое подтверждение. Уважительных причин пропуска трехмесячного срока на обращение в суд истицей не представлено, юридическая неграмотность истицы как причина пропуска срока на обращение в суд не может быть принята судом во внимание, поскольку из представленного письменного отказа от 30.12.2015г. видно, что оформлением земельного участка занимался представитель истицы Б.С.П. (л.д.6).
При таких обстоятельствах, в связи с пропуском истцом срока на обращение в суд, административные исковые требования Алексеевой Л.С. о признании незаконными действий департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, связанных с отказом, оформленным в письменном ответе от 30.12.2015г., в предоставлении земельного участка в собственность, удовлетворения не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Алексеевой Л.С. к департаменту муниципального имущества и земельных отношении администрации г.Красноярска о признании незаконным отказа, оформленного в письменном ответе от 30.12.2015г. №А-23434 в предоставлении в собственность земельного участка и возложении обязанности издать распоряжение о предварительном согласовании и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья И.А. Бойко