Решение по делу № 33-11742/2022 от 01.11.2022

УИД 59RS0004-01-2022-004337-47

№ 33 - 11742/2022

№ 2 - 3455/2022 (номер дела, присвоенный судом первой инстанции)

Судья Делидова П.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 30 ноября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Высочанской О.Ю.,

судей Рубан О.Н., Кляусовой И.В.,

при секретаре Ибрагимовой Н.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышева Андрея Юрьевича к администрации города Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г.Перми от 22 августа 2022 года.

Заслушав доклад судьи Рубан О.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Чернышев А.Ю. обратился в суд с иском к администрации города Перми о возложении обязанности предоставить ему благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома, квартиры по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным на территории города Перми, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, за счет субвенций, передаваемых органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование исковых требований указывает, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Ч. умерла 14.07.2018, сведения об отце в записи акта о рождении отсутствуют. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми от 18.11.2020 истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Перми. До настоящего времени истец не обеспечен жилым помещением, по состоянию на 25.01.2022 порядковый номер в списке – **.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 22.08.2022 на администрацию г. Перми возложена обязанность предоставить Чернышеву А.Ю. на территории муниципального образования г. Пермь по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, не менее 28 кв.м. общей площади жилого помещения за счет субвенций, передаваемых в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В апелляционной жалобе администрация г. Перми просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что нарушены нормы материального и процессуального права. Ссылаясь на то, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций, ответчик полагает, что отсутствие соответствующих субвенций является основанием для отказа в удовлетворении иска.

Чернышев А.Ю., администрация г.Перми, Управление жилищных отношений в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, об отложении дела не просят.

Администрация г.Перми, Управление жилищных отношений просят рассмотреть дело в отсутствие их представителей, о чем подали письменные ходатайства.

С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).

Согласно ч.1 ст.3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:

1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 N 322-п, от 01.06.2022 N 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 N 464-п).

Из материалов дела следует, что Чернышев А.Ю., ** года рождения, на дату обращения в суд с настоящим иском (18.07.2022) достиг 18-летнего возраста, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать – Ч. на основании решения Пермского районного суда Пермского края от 26.03.2015 ограничена в родительских правах, впоследствии умерла 14.06.2018 (л.д. 38-42, 28-оборот), сведения об отце в свидетельстве о рождении отсутствуют (л.д. 49 оборот).

На основании приказа ТУ Минсоцразвития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам от 10.06.2014 несовершеннолетний помещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 50).

В соответствии с приказом ТУ Минсоцразвития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам от 25.05.2015 над несовершеннолетним установлена опека, опекуном назначена С., определено место жительства опекаемого по адресу: **** (л.д. 37).

В соответствии с приказом МКУ «Управление по культуре, спорту, молодежной и семенной политике» администрации Добрянского муниципального района Пермского края от 03.05.2018 Чернышев А.Ю. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Добрянском муниципальном районе (л.д. 42-оборот-43).

В соответствии с приказом ТУ Минсоцразвития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам от 25.10.2018 над несовершеннолетним Чернышевым А.Ю. установлено попечительство, попечителем назначена Н., определено место жительства подопечного по адресу: **** (л.д. 45).

Чернышев А.Ю. зарегистрирован с 05.03.2002 по адресу: **** (л.д. 5).

На основании заключения от 28.02.2018 № 220 Отделом по Добрянскому району ТУ Минсоцразвития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам установлен факт невозможности проживания Чернышева А.Ю. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ****, поскольку указанное помещение принадлежит матери несовершеннолетнего, лишенной в отношении него родительских прав, а также площадь жилого помещения, приходящаяся на одного проживающего, составляет 4,28 кв.м., что значительно меньше учетной нормы (л.д. 35).

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество с 30.01.2019 зарегистрировано право общей долевой собственности Чернышева А.Ю. на 1/3 доли, Н. на 2/3 доли в жилой комнате с частью вспомогательных помещений, площадью 15 кв.м., расположенной по адресу: **** (л.д. 26-27).

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми № 1629 от 18.11.2020 Чернышев А.Ю. с 03.05.2018 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Перми (л.д. 20).

Согласно отзыву администрации города Перми на исковое заявление по состоянию на 22.08.2022 порядковый номер Чернышева А.Ю. в списке - 1429 (л.д. 17-18).

Иных жилых помещений на праве собственности Чернышев А.Ю. не имеет, что подтверждается сведениями предоставленными ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю, доказательств обратного ответчиком не представлено (ст. 56 ГПК РФ), в судебном заседании суда первой и апелляционной инстанции не исследовалось.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении, Чернышев А.Ю. не обеспечен жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Суд первой инстанции верно руководствовался положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой, органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.

Суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истца о возложении на администрацию города Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, являются законными и обоснованными.

При этом, данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений.

Доводы апелляционной жалобы администрации г.Перми о недостаточности денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), не влекут отмену решения суда, поскольку не имеют правового значения для разрешения спора.

Истец, относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при её наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.

Чернышев А.Ю. имеет право на получение жилого помещения, нуждается в нем, однако в настоящее время реализовать данное право не имеет возможности ввиду надлежащего исполнения органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 22 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми - без удовлетворения.

Председательствующий: /подпись/

Судьи: /подписи/

Мотивированное апелляционное определение составлено 01 декабря 2022 года.

УИД 59RS0004-01-2022-004337-47

№ 33 - 11742/2022

№ 2 - 3455/2022 (номер дела, присвоенный судом первой инстанции)

Судья Делидова П.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 30 ноября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Высочанской О.Ю.,

судей Рубан О.Н., Кляусовой И.В.,

при секретаре Ибрагимовой Н.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышева Андрея Юрьевича к администрации города Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г.Перми от 22 августа 2022 года.

Заслушав доклад судьи Рубан О.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Чернышев А.Ю. обратился в суд с иском к администрации города Перми о возложении обязанности предоставить ему благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома, квартиры по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным на территории города Перми, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, за счет субвенций, передаваемых органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование исковых требований указывает, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Ч. умерла 14.07.2018, сведения об отце в записи акта о рождении отсутствуют. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми от 18.11.2020 истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Перми. До настоящего времени истец не обеспечен жилым помещением, по состоянию на 25.01.2022 порядковый номер в списке – **.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 22.08.2022 на администрацию г. Перми возложена обязанность предоставить Чернышеву А.Ю. на территории муниципального образования г. Пермь по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, не менее 28 кв.м. общей площади жилого помещения за счет субвенций, передаваемых в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В апелляционной жалобе администрация г. Перми просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что нарушены нормы материального и процессуального права. Ссылаясь на то, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций, ответчик полагает, что отсутствие соответствующих субвенций является основанием для отказа в удовлетворении иска.

Чернышев А.Ю., администрация г.Перми, Управление жилищных отношений в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, об отложении дела не просят.

Администрация г.Перми, Управление жилищных отношений просят рассмотреть дело в отсутствие их представителей, о чем подали письменные ходатайства.

С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).

Согласно ч.1 ст.3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:

1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 N 322-п, от 01.06.2022 N 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 N 464-п).

Из материалов дела следует, что Чернышев А.Ю., ** года рождения, на дату обращения в суд с настоящим иском (18.07.2022) достиг 18-летнего возраста, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать – Ч. на основании решения Пермского районного суда Пермского края от 26.03.2015 ограничена в родительских правах, впоследствии умерла 14.06.2018 (л.д. 38-42, 28-оборот), сведения об отце в свидетельстве о рождении отсутствуют (л.д. 49 оборот).

На основании приказа ТУ Минсоцразвития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам от 10.06.2014 несовершеннолетний помещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 50).

В соответствии с приказом ТУ Минсоцразвития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам от 25.05.2015 над несовершеннолетним установлена опека, опекуном назначена С., определено место жительства опекаемого по адресу: **** (л.д. 37).

В соответствии с приказом МКУ «Управление по культуре, спорту, молодежной и семенной политике» администрации Добрянского муниципального района Пермского края от 03.05.2018 Чернышев А.Ю. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Добрянском муниципальном районе (л.д. 42-оборот-43).

В соответствии с приказом ТУ Минсоцразвития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам от 25.10.2018 над несовершеннолетним Чернышевым А.Ю. установлено попечительство, попечителем назначена Н., определено место жительства подопечного по адресу: **** (л.д. 45).

Чернышев А.Ю. зарегистрирован с 05.03.2002 по адресу: **** (л.д. 5).

На основании заключения от 28.02.2018 № 220 Отделом по Добрянскому району ТУ Минсоцразвития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам установлен факт невозможности проживания Чернышева А.Ю. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ****, поскольку указанное помещение принадлежит матери несовершеннолетнего, лишенной в отношении него родительских прав, а также площадь жилого помещения, приходящаяся на одного проживающего, составляет 4,28 кв.м., что значительно меньше учетной нормы (л.д. 35).

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество с 30.01.2019 зарегистрировано право общей долевой собственности Чернышева А.Ю. на 1/3 доли, Н. на 2/3 доли в жилой комнате с частью вспомогательных помещений, площадью 15 кв.м., расположенной по адресу: **** (л.д. 26-27).

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации города Перми № 1629 от 18.11.2020 Чернышев А.Ю. с 03.05.2018 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Перми (л.д. 20).

Согласно отзыву администрации города Перми на исковое заявление по состоянию на 22.08.2022 порядковый номер Чернышева А.Ю. в списке - 1429 (л.д. 17-18).

Иных жилых помещений на праве собственности Чернышев А.Ю. не имеет, что подтверждается сведениями предоставленными ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю, доказательств обратного ответчиком не представлено (ст. 56 ГПК РФ), в судебном заседании суда первой и апелляционной инстанции не исследовалось.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении, Чернышев А.Ю. не обеспечен жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Суд первой инстанции верно руководствовался положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой, органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.

Суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истца о возложении на администрацию города Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, являются законными и обоснованными.

При этом, данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений.

Доводы апелляционной жалобы администрации г.Перми о недостаточности денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), не влекут отмену решения суда, поскольку не имеют правового значения для разрешения спора.

Истец, относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при её наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.

Чернышев А.Ю. имеет право на получение жилого помещения, нуждается в нем, однако в настоящее время реализовать данное право не имеет возможности ввиду надлежащего исполнения органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 22 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми - без удовлетворения.

Председательствующий: /подпись/

Судьи: /подписи/

Мотивированное апелляционное определение составлено 01 декабря 2022 года.

33-11742/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Рубан Ольга Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
01.11.2022Передача дела судье
30.11.2022Судебное заседание
01.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2022Передано в экспедицию
30.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее