УИД 23RS0044-01-2022-000210-53
Дело № 2-448/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Северская 06 июня 2024 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2024 года.
Полный текст решения изготовлен 14 июня 2024 года.
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Титовой Ю.Ю.,
при секретаре судебного заседания Арудовой С.Ф.,
с участием:
представителя истцов Свитина А.В., Сингурова В.Н. - Бабкиной Ю.А.,
представителя ответчика администрации
МО Северский район Супруновой Д.И.,
третьего лица Коклюгина С.Н.,
его представителя Кобец Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свитина А.В., Сингурова В.Н. к администрации МО Северский район о признании незаконным решения уполномоченного органа,
установил:
Свитин А.В. и Сингуров В.Н. обратились в суд с исковым заявлением к администрации МО Северский район, в котором просят признать незаконным постановление от 27.05.2021г. об утверждении Коклюгину С.Н. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <...>; прекратить право собственности Коклюгина С.Н. на земельный участок с кадастровым номером <...>. Указать, что для Управления Росреестра по Краснодарскому краю решение суда является основанием для прекращения права собственности Коклюгина С.Н. на земельный участок с кадастровым номером <...> в части площади, которая увеличилась в результате перераспределения земель.
В обоснование исковых требований указано, что Свитин А.В. является собственником земельного участка площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>. Сингуров В.Н. является собственником земельного участка площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>. В связи с тем, что к указанным земельным участкам примыкает земельный участок из земель, государственная собственность на которые не разграничена, заявители решили оформить его в собственность путем перераспределения. В этих целях 17.08.2020г. Свитин А.В., а 26.01.2021г. Сингуров В.Н. обратились в администрацию МО Северский район с заявлениями об утверждении схем расположения своих земельных участков на кадастровом плане территории, на что администрацией МО Северский район истцам было сообщено о необходимости согласовать границы земельного участка в индивидуальном порядке со смежными землепользователями. Осуществляя указанную процедуру, заявителям стало известно, что 24.09.2021г. за Коклюгиным С.Н., являющимся собственником земельного участка с кадастровым номером <...> зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером <...>, в состав которого входили испрашиваемые Свитиным А.В. и Сингуровым В.Н. земельные участки. При этом, как указывают истцы, с ними границы земельного участка Коклюгиным С.Н. не согласовывались, а кроме того, его заявление было подано позже заявлений Свитина А.В., Сингурова В.Н. Также заявители настаивают на том, что администрацией МО Северский район была нарушена процедура перераспределения земельного участка Коклюгина С.Н., поскольку таковая в данном случае должна была проводиться в форме торгов.
Определением Северского районного суда от 15.02.2024г. суд перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.
Определением Северского районного суда от 09.02.2024г. приняты к производству суда увеличенные исковые требования, согласно которых истцы просят, признать незаконным и отменить постановление администрации МО Северский район от 27.05.2021г. № <...> «Об утверждении С.Н. Коклюгину схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в станице <...>»; признать незаконным и отменить соглашение № <...> от 02.09.2021г. «Об образовании земельного участка путем перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности на территории Смоленского сельского поселения Северского района»; прекратить право собственности Коклюгина С.Н. на земельный участок с кадастровым номером <...>, сохранив при этом право собственности Коклюгина С.Н. на земельный участок площадью <...> кв.м.; указать, что прекращение права собственности Коклюгина С.Н. и снятие с учета земельного участка осуществляется без заявления собственника. С заявлением о прекращении права собственности и снятии с учета земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> может обратиться Свитин А.В. и/или Сингуров В.Н. Заявления от Свитина А.В. и/или Сингурова В.Н. о прекращении права собственности Коклюгина С.Н. и снятии с учета земельного участка с кадастровым номером <...> являются основанием для прекращения права собственности Коклюгина С.Н. и снятия с учета земельного участка с кадастровым номером <...> в Росреестре»; Управлению Росреестра по Краснодарскому краю восстановить сведения на земельный участок с кадастровым номером <...> путем постановки его на кадастровый учет с присвоением нового кадастрового номера на основании межевого плана, в котором будут указаны прежние границы и координаты как в земельном участке с кадастровым номером <...> с последующей регистрацией права собственности за Коклюгиным С.Н.; обязать администрацию МО Северский район возместить понесенные Свитиным А.В., Сингуровым В.Н. судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 руб. и издержки, связанных с рассмотрением дела в размере 60 000 руб.
В судебное заседание истцы Свитин А.В., Сингуров В.Н. не явились, о дате времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, путем направления повесток почтовым отправлением.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о дате времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, путем направления повестки почтовым отправлением.
Информация о движении дела была размещена в сети «Интернет» на официальном сайте суда http://seversky.krd.sudrf.ru, что в силу
ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ является надлежащим извещением.
Ходатайств об отложении судебного заседания, не представлено.
Представитель истцов Свитина А.В. и Сингурова В.Н. - Бабкина Ю.А. поддержала заявленные уточненные исковые требования просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО Северский район Супруновой Д.И. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, в их удовлетворении просила отказать.
Третье лицо Коклюгин С.Н. и его представитель Кобец Е.В. поддержали письменные возражения на исковое заявление, возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, в их удовлетворении просили отказать.
При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
На основании ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 1 ст. 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 упомянутого Кодекса (подп. 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Как установлено в судебном заседании, Сингуров В.Н. с 17.03.2010г. на основании договора купли-продажи от <...>. является собственником земельного участка площадью <...> кв.м., с кадастровым номером <...>, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под постройку дома, расположенного по адресу: <...> (т. 1, л.д. 14).
Сингуров В.Н. с 28.06.2012г. на основании договора купли-продажи от <...>. также является собственником жилого дома, площадью <...> кв.м., с кадастровым номером <...>, расположенного на указанном земельном участке (т. 1 л.д. 15).
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 30.06.2020г., Свитин А.В. с <...>. на основании договора купли-продажи от <...>. является собственником земельного участка, площадью <...>.м., с кадастровым номером <...>, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <...> (т.1, л.д. 18-20).
Коклюгин С.Н. на основании договора купли-продажи от <...>. являлся собственником земельного участка, площадью <...> кв.м., кадастровый номер <...>, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <...> (т.1, л.д. 80-81).
На основании соглашения об образовании земельного участка путем перераспределения от <...>., путем перераспределения земельного участка площадью <...> кв.м., кадастровый номер <...> и части земель государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в ст<...> площадью <...> кв.м., был образован земельный участок площадью <...> кв.м., кадастровый номер <...> (т. 1 л.д. 50-55).
Согласно выписке из ЕГРН от 15.04.2021г., за Коклюгиным С.Н. зарегистрировано право собственности на земельный участок, площадью <...> кв.м., с кадастровым номером <...>, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <...> (т. 1, л.д. 133-135).
Из материалов дела усматривается, что 03.08.2020г. Коклюгин С.Н. обратился в администрацию МО Северский район с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена площадью <...> кв.м. и земельного участка площадью <...> кв.м., находящегося в его собственности (т. 1, л.д. 150).
Согласно ответу администрации МО Северский район от 02.10.2020г. на заявление Коклюгина С.Н. о предоставлении информации по рассмотрению вышеуказанного обращения, заявителю сообщено, что для обработки заявления направлен межведомственный запрос в Министерство природных ресурсов Краснодарского края (Министерство) в целях установить, находится ли испрашиваемый земельный участок в реестре земель лесного фонда. В этой связи Коклюгин С.Н. уведомлен о продлении срока его обращения на 30 календарных дней. При этом администрацией МО Северский район отмечено, что после получения информации администрация вернется к рассмотрению его заявления (т. 1, л.д. 140).
17.08.2020г. Свитин А.В. обратился в администрацию МО Северский район с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена площадью <...> кв.м. и земельного участка, находящегося у него в собственности с кадастровым номером <...>, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <...>, и утверждения схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, образованного в результате перераспределения: земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м (т. 1, л.д. 21, 22, 211).
Письмом от 17.11.2020г. администрацией МО Северский район Свитину А.В. указано со ссылкой на Федеральный закон от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» на необходимость согласования границ земельного участка со смежными землепользователями в индивидуальном порядке, также указано на то, что после предоставления информации о согласовании, администрация вернется к рассмотрению заявления (т. 1, л.д. 24).
26.01.2021г. в администрацию МО Северский район обратился Сингуров В.Н. с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена площадью <...> кв.м. и земельного участка, находящегося у него в собственности площадью <...> кв.м., с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, и утверждения схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, образованного в результате перераспределения площадью <...> кв.м с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства (т.1, л.д. 192-193, 203).
Письмом от 12.03.2021г. администрацией МО Северский район Сингурову В.Н. также указано на необходимость согласования границ земельного участка со смежными землепользователями в индивидуальном порядке, сообщено, что после предоставления информации о согласовании администрация вернется к рассмотрению заявления (т. 1, л.д. 25).
13.04.2021г. Коклюгин С.Н. вновь обратился в администрацию МО Северский район с заявлением о перераспределении принадлежащего ему земельного участка и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т. 1, л.д. 151).
Постановлением администрации МО Северский район от 27.05.2021г. № <...> «Об утверждении С.Н. Коклюгину схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в <...> Коклюгину С.Н. утверждена схема расположения земельного участка площадью <...> кв.м.
02.09.2021г. между Коклюгиным С.Н. и администрацией МО Северский район заключено соглашение № <...> «Об образовании земельного участка путем перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности на территории Смоленского сельского поселения Северского района», на основании которого 24.09.2021г. за Коклюгиным С.Н. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью <...> кв.м, с кадастровым номером <...> расположенный по адресу: <...>.
В силу пп. 7 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении.
Таким образом, как установлено в судебном заседании, Коклюгин С.Н. с целью утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории обратился с заявлением в администрацию МО Северский район впервые 03.08.2020г., а истцы Свитин А.А. – 17.08.2020г., Сингуров В.Н. – 26.01.2021г., в связи с чем Коклюгиным С.Н. подано заявление ранее.
Тот факт, что Коклюгин С.Н. обратился за испрашиваемой услугой повторно 13.04.2021г., не означает его отказ от первоначального заявления, по которому в целях принятия решения муниципальным органом делались межведомственные запросы. Материалы дела не содержат решения администрации МО Северский район в порядке статьи 39.29 ЗК РФ об отказе в испрашиваемой Коклюгиным С.Н. муниципальной услуге, на основании заявления от 03.08.2020г.
Доводы истцов о нарушении администрацией МО Северский район сроков рассмотрения заявления Коклюгина С.Н., не являются основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку не влекут незаконность постановления администрации МО Северский район от 27.05.2021г. № 904 «Об утверждении С.Н. Коклюгину схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в <...>» и заключенное на его основании оспариваемое соглашение № <...> от 02.09.2021г.
Кроме того, доказательств оспаривания действий администрации МО Северский район, признания их незаконными, в материалы дела не представлено.
Также, судом учитывается, что спорные правоотношения возникли в период введенных Указом Президента РФ от 11.05.2020г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», ограничений (в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
Таким образом, обстоятельства дела свидетельствуют о том, что администрацией МО Северский район, вышеуказанная муниципальная услуга предоставлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Свитина А.В., Сингурова В.Н. к администрации МО Северский район о признании незаконным решения уполномоченного органа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Свитина А.В., Сингурова В.Н. к администрации МО Северский район о признании незаконным решения уполномоченного органа – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Северский районный суд Краснодарского края.
Председательствующий Ю.Ю. Титова