Решение по делу № 2-1019/2020 от 07.02.2020

Дело № 2-1019/2020

УИД 74RS0017-01-2020-000496-95

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 октября 2020 г.                         г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего            Руновой Т.Д.,

при ведении протокола помощником судьи Коткиной Е.Д.,            с участием:

старшего помощника прокурора г.Златоуста Казаковой Т.Б.,

представителя ответчика ГБУКЧО «Омнибус» Романова А.С.,

представителя ответчика Министерства культуры Челябинской области Абрамова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению культуры Челябинской области «Златоустовский государственный драматический театр «Омнибус», Министерству культуры Челябинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Златоуста обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению культуры Челябинской области «Златоустовский государственный драматический театр «Омнибус» (далее ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус», Министерству культуры Челябинской области, в котором с учетом уточнения исковых требований просит:

- признать незаконным бездействие ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус», выразившееся в длительном невыполнении требований и норм пожарной безопасности;

-признать незаконным бездействие Министерства культуры Челябинской области, выразившееся в отсутствии в полном объеме финансирования проведения мероприятий по соблюдению требований и норм пожарной безопасности в помещении театра, расположенном по адресу: <адрес>;

- обязать ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус» в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить в помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

на пути эвакуации (в коридоре по техническому паспорту, цокольный этаж, вестибюль) произвести замену отделки стен на соответствующую требованиям пожарной безопасности;

из зрительного зала ( по техническому паспорту, 1 этаж) предусмотреть удаление продуктов горения при пожаре системой вытяжной противодымовой вентиляции;

на пути эвакуации ( по техническому паспорту, 1 этаж, тамбур) произвести замену отделки стен в соответствие с требованиями пожарной безопасности;

на пути эвакуации ( по техническому паспорту, 1 этаж, фойе) демонтировать натяжной потолок из пленки поливинилхлоридной;

в зрительном зале, рассчитанном на 70 посадочных мест ( по техническому паспорту, 2 этаж) исключить использование коврового покрытия пола;

- обязать Министерство культуры Челябинской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на выполнение в ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус», расположенном по адресу: <адрес>, требований пожарной безопасности (л.д.3-9,150-152,221-222).

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что отделом надзорной деятельности №1 ГУ МЧС России по Челябинской области (далее ОНД №1) проведена выездная проверка ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус», в ходе которой установлено, что в учреждении длительное время не выполняются мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Ранее директору ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус» было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении в срок ДД.ММ.ГГГГ нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании, однако обязательные требования пожарной безопасности остались неисполненными. ДД.ММ.ГГГГ контролирующим органом выдано повторное предписание. Неисполнение требований пожарной безопасности существенно нарушает право граждан, в том числе несовершеннолетних, на безопасное пребывание в ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус».

Полномочия по финансированию ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус» осуществляет Министерство культуры Челябинской области, в связи с чем ответственность за финансирование мероприятий по исполнению требований пожарной безопасности должна быть возложена на указанное лицо.

Старший помощник прокурора г.Златоуста Казакова Т.Б. в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус» Романов А.С. в судебном заседании с иском о необходимости устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности согласился, просил предоставить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика Министерства культуры Челябинской области Абрамов Д.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.149), в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями о предоставлении финансирования ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус» согласился, просил предоставить срок для возможности исполнения судебного решения не ранее марта 2021 г.

Представитель третьего лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области, привлеченное к участию в деле определением судьи Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.123), в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом (л.д.211)

На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю; выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения заместителя начальника ОНДиПРг.Златоуста и Кусинского района УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25) государственным инспектором по пожарному надзору проведена плановая выездная проверка территории, зданий, помещений ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус», расположенных по адресу: <адрес>, по соблюдению в указанном учреждении обязательных требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – Закон).

По результатам проведенной проверки директору ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус» выдано предписание об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГг. нарушений обязательных требований пожарной безопасности (л.д.13-14).

Ранее директору ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус» было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении в срок ДД.ММ.ГГГГ нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании, однако обязательные требования пожарной безопасности остались неисполненными (л.д.34 оборот-35).

ДД.ММ.ГГГГ ОНДиПР в прокуратуру г.Златоуста направлено информационное письмо о нарушениях требований пожарной безопасности, выявленных в ходе плановой выездной проверки ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус» (л.д.15-17).

Согласно ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии со ст. 2 указанного закона, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ст.1).

В соответствии с ч.2 ст.1 указанного Федерального закона положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

Согласно ч.2 ст.4 Федерального закона 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В соответствии со ст.6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ст.134 Федерального закона № 123-ФЗ строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности (ч.1).

Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведенным в таблице 27 приложения к настоящему Федеральному закону (ч.2).Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону (ч.6).

Частью 4 ст.145 Федерального закона № 123-ФЗ предусмотрено, что обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащими требования к отдельным видам продукции.

Из материалов дела следует, что в здании ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус», расположенном по адресу: <адрес>, требования пожарной безопасности в полной мере не выполнены, что не оспаривается ответчиками и подтверждается материалами дела.

В соответствии с предписанием в здании ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус» имеются нарушения требований пожарной безопасности, в том числе:

на пути эвакуации (в коридоре по техническому паспорту, цокольный этаж, вестибюль) отделка стен выполнена пластиковыми панелями с неопределенными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности данного материала не осуществлялось, запрещается применять материал с классом опасности выше КМ1);

из зрительного зала ( по техническому паспорту, 1 этаж) не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системой вытяжной противодымовой вентиляции (имеющиеся дымовые люки не являются автоматическими и дистационно управляемыми устройствами, то есть управление ими не осуществляется от автоматической пожарной сигнализации и автоматической установки пожаротушения);

на пути эвакуации ( по техническому паспорту, 1 этаж, тамбур) отделка стен выполнена декоративно-отделочными материалами (пластиковым панелями) с неопределенными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности данного материала не осуществлялось, запрещается применять материал с классом опасности выше КМ1);

на пути эвакуации ( по техническому паспорту, 1 этаж, фойе) смонтирован натяжной потолок из пленки поливинилхлоридной, класс пожарной опасности которой выше чем КМ1;

в зрительном зале, рассчитанном на 70 посадочных мест ( по техническому паспорту, 2 этаж), используется ковровое покрытие пола, класс пожарной опасности которого выше чем КМ2.

В соответствии со ст.37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Согласно ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть, относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что осуществление деятельности учреждения культуры при нарушении обязательных требований пожарной безопасности не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд, исходя из приоритета безопасности лиц, посещающих учреждение, а также руководствуясь приведенными положениями действующего законодательства, считает, что требования прокурора г.Златоуста Челябинской области о возложении обязанности на ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус» исполнить обязательные требования пожарной безопасности являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ст.2).

В соответствии со ст. 9.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

В силу п. 3 указанной статьи функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

В соответствии со ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п.1).

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (п.2).

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (п.9).

В соответствии с Уставом ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус», учреждение является некоммерческой организацией, созданной Челябинской областью для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Челябинской области, является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет на праве оперативного управления имущество; осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с законодательством и настоящим Уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сфере театрального искусства и культуры (л.д.18-21).

Учредителем и собственником имущества ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус» является Челябинская область в лице Министерства культуры Челябинской области. Учредитель является главным распорядителем средств бюджета Челябинской области, выделяемых Учреждению (п.2 Устава).

Исходя из вышеперечисленных положений нормативных правовых документов, суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению финансирования мероприятий, связанных с исполнением требований пожарной безопасности в помещении ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус», следует возложить на Министерства культуры Челябинской области.

Действующее законодательство не связывает выполнение органами исполнительной власти требований пожарной безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

С учетом мнения сторон, суд полагает возможным установить срок исполнения Министерством культуры Челябинской области обязанности по выделению денежных средств на выполнение мероприятий по исполнению требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ, а срок выполнения требований пожарной безопасности ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус» - до ДД.ММ.ГГГГ

Требование о признании незаконным бездействия ГБУКЧО «ЗГДТ «Омнибус» и Министерства культуры <адрес> суд находит не подлежащим удовлетворению, поскольку в рассматриваемом деле само по себе установление данного факта не ведет к защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора г. Златоуста в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить частично.

Обязать Министерство культуры Челябинской области выделить денежные средства на выполнение в Государственном бюджетном учреждении культуры <адрес> «Златоустовский государственный драматический театр «Омнибус», расположенном по адресу: <адрес>, требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Государственное бюджетное учреждение культуры Челябинской области «Златоустовский государственный драматический театр «Омнибус» в срок до ДД.ММ.ГГГГг. устранить в помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

на пути эвакуации (в коридоре по техническому паспорту, цокольный этаж, вестибюль) произвести замену отделки стен на соответствующую требованиям пожарной безопасности;

из зрительного зала ( по техническому паспорту, 1 этаж) предусмотреть удаление продуктов горения при пожаре системой вытяжной противодымовой вентиляции;

на пути эвакуации ( по техническому паспорту, 1 этаж, тамбур) произвести замену отделки стен в соответствии с требованиями пожарной безопасности;

на пути эвакуации ( по техническому паспорту, 1 этаж, фойе) демонтировать натяжной потолок из пленки поливинилхлоридной;

в зрительном зале, рассчитанном на 70 посадочных мест ( по техническому паспорту, 2 этаж) исключить использование коврового покрытия пола класса пожарной опасности выше чем КМ2.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору г.Златоуста отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд.

Председательствующий             Т.Д.Рунова

мотивированное решение изготовлено 22 октября 2020 г.

2-1019/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор города Златоуста в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Государственное бюджетное учреждение культуры Челябинской области "Златоустовский государственный драматический театр Омнибус"
Министерство культуры Челябинской области
Другие
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (Главное управление МЧС России по Челябинской области)
Суд
Златоустовский городской суд Челябинской области
Судья
Рунова Татьяна Дмитриевна
Дело на сайте суда
zlatoust.chel.sudrf.ru
07.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2020Передача материалов судье
14.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2020Подготовка дела (собеседование)
16.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2020Судебное заседание
01.06.2020Производство по делу возобновлено
16.06.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.07.2020Судебное заседание
14.09.2020Судебное заседание
14.09.2020Судебное заседание
30.09.2020Судебное заседание
15.10.2020Судебное заседание
22.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2021Дело оформлено
09.10.2021Дело передано в архив
15.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее