Судья Мельников С.Е. дело № 7р-71/2019
РЕШЕНИЕ
город Йошкар-Ола 4 марта 2019 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Медведева И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» на постановление старшего судебного пристава Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Шихматова Н.В. от 10 декабря 2018 года № 902/18/12021-АП и решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», ИНН 1217003986, КПП 121701001, расположенной по адресу: Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск, бул. Космонавтов,
д. 14,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего судебного пристава Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Шихматова Н.В. от 10 декабря 2018 года № 902/18/12021-АП администрация муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (далее – администрация
г. Козьмодемьянска, администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 января 2019 года указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба администрации – без удовлетворения.
В жалобе в Верховный Суд Республики Марий Эл администрация
г. Козьмодемьянска просит решение судьи отменить, указывая на отсутствие вины в совершении административного правонарушения, поскольку вопросы обеспечения социальных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации и исполнение переданных ему полномочий муниципальное образование осуществляет в пределах выделенных из республиканского бюджета субвенций.
На рассмотрение жалобы участвующие в деле лица, извещенные о времени судебного заседания, не явились; судья вышестоящего суда считает возможным рассмотреть дело по жалобе в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы и дополнений, исследовав материалы дела об административном правонарушении № 902/1812021-АП, материалы дела по жалобе № 12-1-10/2019, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 статьи 105 указанного Федерального закона предусмотрено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Как следует из материалов дела, решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 12 июля 2018 года на администрацию г. Козьмодемьянска возложена обязанность предоставить С благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и 14 августа 2018 года на основании указанного решения судом выдан исполнительный лист серии ФС № 029860101.
28 августа 2018 года судебным приставом-исполнителем Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Самариной И.Ю. в отношении администрации возбуждено исполнительное производство по исполнению требований указанного исполнительного документа.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин в установленный для добровольного исполнения 5-ти дневный срок, постановлением судебного пристава от 24 сентября 2018 года с администрации г. Козьмодемьянска взыскан исполнительский сбор.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя от 24 сентября и 6 ноября 2018 года срок для исполнения требований исполнительного документа продлен до 10 октября, затем до 6 декабря 2018 года.
6 декабря 2018 года в отношении администрации
г. Козьмодемьянска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением старшего судебного пристава Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Шихматова Н.В. от 10 декабря 2018 года администрация привлечена к административной ответственности за неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок.
С выводами должностного лица о наличии в действиях администрации состава указанного административного правонарушения согласился судья Горномарийского районного суда Республики Марий Эл.
Однако с выводом судьи районного суда согласиться нельзя, поскольку законность требований судебного пристава-исполнителя и наличие виновности привлекаемого к ответственности лица при рассмотрении жалобы проверены не были.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября
2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.Согласно пункту 1 абзаца 1 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года № 13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл в сфере обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями и сохранения принадлежащих им жилых помещений» (далее – Закон Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года
№ 13-З) Республика Марий Эл передает органам местного самоуправления для осуществления отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлению контроля за распоряжением ими, включая отдельно поименованные в указанной номе республиканского закона полномочия.
В силу статьи 2 названного Закона, указанными отдельными государственными полномочиями наделена администрация
г. Козьмодемьянска.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Марий Эл. Финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий предусматриваются ежегодно в республиканском бюджете Республики Марий Эл в виде субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов (пункт 1 статьи
5 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года
№ 13-З).
Порядок предоставления субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл из республиканского бюджета Республики Марий Эл на осуществление отдельных государственных полномочий Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержден Постановлением Правительства Республики Марий Эл от
10 ноября 2014 № 581 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом условия выделения бюджетных ассигнования на принятие новых видом расходных обязательств определены в части 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен Законом Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Пунктом 5 статьи 1 названного Закона Республики Марий Эл определен порядок формирования муниципального и республиканского списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями в целях соответствия условиям предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление специализированных жилых помещений.
В соответствии со статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, оценка виновности юридического лица предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом приведенного правового регулирования наличие объективных препятствий к исполнению требований исполнительного документа, а также принятие юридическим лицом всех необходимых мер, направленных на своевременное исполнение решения суда, в том числе соблюдение администрацией установленного законодательством порядка обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилыми помещениями, а также совершение действий, связанных с получением необходимого финансирования.
Таким образом, доводы жалобы администрации города Козмодемьянска о принятии всех возможных и зависящих от нее мер по исполнению требований исполнительного документа не были надлежащим образом проверены судьей, представленные доказательства не были оценены в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом того, что установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности не истек, решение судьи подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в районный суд.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Горномарийского районного суда Республики
Марий Эл от 22 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья И.А. Медведева