УИД 37RS0021-01-2020-000009-38
Производство № 2а-76/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 февраля 2020 года город Фурманов Ивановской области
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Княжевского В.С.,
при секретаре ФИО5,
с участием административного истца ФИО1 и ее представителя ФИО3
Представителей административного ответчика – Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой службы <№> по <адрес> – ФИО2, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой службы №4 по Ивановской области о признании недействительным требования,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области о признании недействительным требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018 год..
Административные исковые требования обоснованы тем, что с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляла предпринимательскую деятельность. <ДД.ММ.ГГГГ> МИФНС № 4 по Ивановской области выставила административному истцу требование <№> об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018 г. в размере 32116,25 руб. Данные денежные средства были списаны налоговым органом в одностороннем порядке. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения « доходы, уменьшенные на величину расходов» при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы. В силу положений п. 2 ст. 432 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в срок, установленный абз. 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, на суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиками за расчетный период, налоговый орган выявляет, в соответствии с действующим законодательством недоимку по страховым взносам. Постановлением Конституционного суда РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>-П установлено, что индивидуальные предприниматели при расчете базы начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование вправе учитывать расходы, произведенные в расчетном периоде. Сумма страховых взносов 32116,25 руб. начислена налоговым органом с общей суммы дохода предпринимателя без учета произведенных расходов, что по мнению административного истца противоречит действующему законодательству и судебной практике. <ДД.ММ.ГГГГ> административный истец обращалась в Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области с жалобой. <ДД.ММ.ГГГГ> решением налогового органа <№>@ ФИО1 отказано в удовлетворении поданной жалобы. ФИО1 ранее обращалась с административным иском к ответчику об оспаривании решений, действий. Решением Фурмановского городского суда Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ> в удовлетворении административного иска ФИО1 было отказано. Апелляционным определением Ивановского областного суда от <ДД.ММ.ГГГГ>, указанное решение отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск истца был удовлетворен. Принятый судебный акт имел особое правовое значение для административного истца в целях принятия решения о необходимости обращения с настоящим административным иском, в связи с чем просят восстановить срок на подачу настоящего административного иска ввиду наличия уважительности причин пропуска данного процессуального срока. Административный истец просит признать недействительным требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>.
Административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.
Межрайонная ИФНС № 4 по Ивановской области исковые требования ФИО1 не признала по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление и дополнениях к нему, оглашенных в судебном заседании и приобщенным судом к материалам административного дела (л.д. 35-42, 109-111, 134-136).
Представители административного ответчика Межрайонной ИФНС № 4 по Ивановской области ФИО2 и ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения административного искового заявления по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.
Суд, выслушав административного истца и ее представителя, представителей административного ответчика, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц оспариваются в порядке гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, ФИО1 применяла упрощенную систему налогообложения и определяла базу для исчисления налога как доходы, уменьшенные на величину расходов.
ФИО1 представила в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию по УСН за 2018 год, согласно которой ею получен доход в общей сумме 3511625 руб. и понесены расходы в сумме 3280578 руб. (л.д. 43-45).
<ДД.ММ.ГГГГ> налоговым органом у ФИО1 была выявлена недоимка по уплате страховых взносов за расчетный период 2018 в сумме 32116,25 руб., а именно:
3511 625 руб. - 300 000 руб. * 1% =32116,25 руб. (л.д. 49).
В соответствии со ст. 75 НК РФ предпринимателю по состоянию на 25 июля
2019 г. начислены пени в сумме 184,67 руб. на недоимку по страховым взносам за 2018 год в размере 32116,25 руб.
<ДД.ММ.ГГГГ> ФИО1 направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> на сумме 32305,43 руб. срок исполнения обязанности по уплате страховых взносов, пеней по данному требованию истек <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д.8, 50, 53).
Решением от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>@ Управление Федеральной налоговой службы по г. Иваново признало обоснованными действия МИ ФНС по направлению предпринимателю оспариваемого требования, в котором указана задолженность но страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в сумме 32305,43 руб. (л.д.16).
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до <ДД.ММ.ГГГГ> регулировался нормами Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
После указанной даты порядок исчисления и уплаты страховых взносов регулируется главой 34 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Согласно п. 3 ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, который определяется в следующем порядке: - в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Согласно пункта 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом:
- для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса (подпункт 3):
- для плательщиков, уплачивающих налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 настоящего Кодекса (подпункт 4);
- для плательщиков, применяющих более одного режима налогообложения, - облагаемые доходы от деятельности суммируются (подпункт 6).
Статья 346.15 НК РФ устанавливает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса - доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (.за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полущенные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, для целей исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
В изложенном постановлении, Конституционный Суд Российской Федерации высказал позицию определения размера страховых взносов (с учетом расходов) в зависимости от выбранного способа уплаты налогов, в частности, НДФЛ (расчет налогооблагаемой базы по которому производится доходы минус расходы). Данная правовая позиция, подлежит применению к тем плательщикам страховых взносов, у которых в силу Закона (НК РФ) порядок определения налогооблагаемой базы сходен с определением налогооблагаемой базы по НДФЛ, в частности, УСН (при системе налогообложения доходы минус расходы).
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного суда РФ от 26.03.2018 N 307-КГ18-1554.
Следовательно, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации, что также отражено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017) (пункт 27).
Таким образом, с учетом названных выше норм права, а также в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от <ДД.ММ.ГГГГ> N 27-П, страховые взносы за 2018 год ФИО1 должны быть исчислены исходя из сумм дохода за минусом расходов.
Соответственно, начисление налоговым органом страховых взносов в отношении доходов без учета произведенных расходов, является неправомерным что, в свою очередь, свидетельствует о недействительности оспариваемого требования инспекции.
На основании вышеизложенного, заявленные административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.7 ст.217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быт восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судом установлено, что ФИО1 обращалась с жалобой от <ДД.ММ.ГГГГ> в УФНС России по Ивановской области об отмене требования Инспекции об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>.
Решение по жалобе ФИО1 принято Управлением от <ДД.ММ.ГГГГ> за <№>@ в пределах установленного абз.2 п.6 ст. 140 НК РФ срока.
Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу) в течение трех дней со дня его принятия (абз.4 п.6 ст. 140 НК РФ).
В соответствии с п.4 ст.31 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которыми они адресованы, в том числе по почте заказным письмом.
В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Согласно п.п.2, 6 ст.6.1. НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Следовательно, учитывая положения абз.4 п.6 ст. 140, пю4 ст.31, п.п.2,6 ст.6.1 НК РФ, срок для подачи ФИО1 административного искового заявления установлен не позднее <ДД.ММ.ГГГГ>.
ФИО1 отправила административное исковое заявление по почте <ДД.ММ.ГГГГ>. В тоже время ФИО1 было сделано заявление о восстановлении срока на подачу административного искового заявления.
В качестве уважительности причин пропуска срока на подачу административного искового заявления ФИО1 указано: ожидание административным истцом принятия апелляционного определения Ивановского областного суда от <ДД.ММ.ГГГГ> в целях формирования позиции о необходимости подачи настоящего административного искового заявления; незначительность пропущенного срока; нахождение ФИО1 в г. Иваново с целью присмотра за малолетней внучкой; обращение за медицинской помощью.
В ходе судебного заседания ФИО1 было также пояснено, что в декабре 2019 г. она находилась в г. Иваново у своей дочери с целью осуществления присмотра за малолетней внучкой. Кроме того, в конце декабря, а именно <ДД.ММ.ГГГГ>; <ДД.ММ.ГГГГ>; <ДД.ММ.ГГГГ>; <ДД.ММ.ГГГГ> и <ДД.ММ.ГГГГ> она обращалась за медицинской помощью в ОБУЗ «Стоматологическая поликлиника <№>». В подтверждение указанного обстоятельства ФИО1 была предъявлена справка, выданная медицинским учреждением. Также, ФИО1 было пояснено, что административное исковое заявление было подготовлено и направлено в суд в период новогодних праздников в один из первых рабочих дней Почты России. Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались.
Таким образом, учитывая, что срок на подачу административного искового заявления истцом пропущен незначительно, учитывая, что в установленный законом срок ФИО1 присматривала за малолетним ребенком, находилась на лечении в медицинском учреждении суд, приходит к выводу, что срок на подачу административного искового заявления пропущен ФИО1 по уважительным причинам и подлежит восстановлению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой службы №4 по Ивановской области о признании недействительным требования – удовлетворить.
Признать недействительным требование Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой службы №4 по Ивановской области <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Княжевский В.С.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено <ДД.ММ.ГГГГ>