Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 3 июля 2015 года
Ленинский районный суд <адрес> Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Романовой Ю.Б.,
секретаря судебного заседания ФИО8,
помощника прокурора <адрес> ФИО11,
с участием представителей ФИО1 - ФИО9 и ФИО3,
представителя ответчиков ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к <адрес> городского округа <адрес> и Администрации городского округа <адрес> о признании незаконным распоряжения главы № от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконными действий, выраженные в непринятии решения о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и возложении обязанности поставить ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову ФИО5 войны 1941-1945 годов,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к <адрес> городского округа <адрес> и Администрации городского округа <адрес> о признании незаконным распоряжения главы № от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконными действий, выраженные в непринятии решения о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и возложении обязанности поставить ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову ФИО5 войны 1941-1945 годов. Иск мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> по обращению ФИО1 проведена проверка о нарушении жилищных прав. В ходе проведенной проверки установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой ФИО5 войны 1941-1945 годов, что подтверждается удостоверением серии В №, выданного Управлением труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РБ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. В силу ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ФИО4», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, ФИО5 войны, ветеранов боевых действий (далее также – погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется, в частности, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ФИО6 войны и ФИО5 войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ФИО6 войны и ФИО5 войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ФИО6 войны и ФИО5 войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В сентябре 2012 г. ФИО1 обратилась в <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову ФИО5 войны 1941-1945 годов. Распоряжением глав администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказано в соответствии со ст. 53, п.п. 1 п. 54 Жилищного кодекса РФ, то есть ввиду неполного представления документов, а также намеренного ухудшения жилищных условий. 16.10. 2012 ФИО1 вновь обратилась в <адрес> с заявлением о постановке на учет. ДД.ММ.ГГГГ <адрес> направила ей ответ о необходимости предоставления документов с предыдущего места жительства. В январе 2013 г. ФИО1 обратилась в <адрес> об отмене распоряжения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с приложением недостающих документов, а именно: справки о том, что ФИО1 во время проживания в <адрес> не имела своего жилья, жила на иждивении у соседей в их доме, справки о том, что за ФИО1 в <адрес> домостроения (квартиры) не числятся. Однако главой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ей направлен ответ об отказе в удовлетворении ее обращения. ФИО1 зарегистрирована и проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, РБ, совместно с ФИО2, ФИО3. Жилой дом имеет площадь 39,5 кв.м., в том числе жилая площадь – 33,5 кв.м. ФИО1 в собственности жилого помещения не имеет. В 2010 <адрес> из Республики Узбекистан, в 2012 <адрес> гражданство Российской Федерации. Близкой родственницей либо членом семьи ФИО2, ФИО3 не является. Жилой <адрес> находится в собственности ФИО3. В случае возникновения у ФИО3 желания выселить ФИО1, последняя может остаться без жилья. Кроме того, по представленным документам в <адрес> ФИО1 не имела жилья в <адрес>, а также в Российской Федерации, в связи с чем оснований у <адрес> о принятии решения о намеренном ухудшении ФИО1 жилищных условий, не имеется. Согласно ст. 15 Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О регулировании жилищных отношений в <адрес>» принятие на учет граждан, признанных малоимущими, а также граждан, относящихся к определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Башкортостан категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должно быть представлены документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. К документам, подтверждающим право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, относятся: 1) документы, подтверждающие его право быть принятым на учет; 2) документы о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства гражданина-заявителя; 3) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином-заявителем и членами его семьи; 4) справка органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у гражданина-заявителя и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности; 5) документы, подтверждающие право граждан на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма (для граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди). Таким образом, ни Жилищным кодексом РФ, ни Законом РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О регулировании жилищных отношений в <адрес>» не предусмотрена обязанность ФИО1 предоставлять документы с предыдущего места жительства. В связи с чем, распоряжение <адрес> г. Уф об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с непредставлением документов с предыдущего места жительства является незаконным.
С учетом уточнений к исковому заявлению, прокурор <адрес> просит признать незаконным распоряжение главы <адрес> городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, признать незаконными действия Администрации городского округа <адрес> и <адрес> городского округа <адрес>, выраженные в непринятии решения о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать Администрацию городского округа <адрес> и <адрес> городского округа <адрес> поставить ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову ФИО5 войны 1941-1945 годов.
ФИО1 на судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебном заседании участвует ее представители по доверенности, кроме того, в материалах дела имеется ее заявление о рассмотрении дела без ее участия, поэтому суд, с учетом мнения сторон, на основании ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика ФИО1
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО11 просил удовлетворить иск по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему, представители ФИО1 поддержали иск прокурора, просили его удовлетворить, представитель ответчиков просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав ФИО5 судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
Установлено, что прокуратурой района по обращению ФИО1 проведена проверка о нарушении жилищных прав. В ходе проведенной проверки установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой ФИО5 войны 1941-1945 годов, что подтверждается удостоверением серии В №, выданного Управлением труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РБ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ФИО4», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, ФИО5 войны, ветеранов боевых действий (далее также –погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Указанным лицам предоставляется, в частности, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ФИО6 войны и ФИО5 войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ФИО6 войны и ФИО5 войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ФИО6 войны и ФИО5 войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В сентябре 2012 г. ФИО1 обратилась в <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову ФИО5 войны 1941-1945 годов. Распоряжением глав администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказано в соответствии со ст. 53, п.п. 1 п. 54 Жилищного кодекса РФ, то есть ввиду неполного представления документов, а также намеренного ухудшения жилищных условий.
16.10. 2012 ФИО1 вновь обратилась в <адрес> с заявлением о постановке на учет. ДД.ММ.ГГГГ <адрес> направила ей ответ о необходимости предоставления документов с предыдущего места жительства.
В январе 2013 г. ФИО1 обратилась в <адрес> об отмене распоряжения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с приложением недостающих документов, а именно: справки о том, что ФИО1 во время проживания в <адрес> не имела своего жилья, жила на иждивении у соседей в их доме, справки о том, что за ФИО1 в <адрес> домостроения (квартиры) не числятся.
Однако главой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ей направлен ответ об отказе в удовлетворении ее обращения.
ФИО1 зарегистрирована и проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, РБ, совместно с ФИО2, ФИО3. Жилой дом имеет площадь 39,5 кв.м., в том числе жилая площадь – 33,5 кв.м. ФИО1 в собственности жилого помещения не имеет. В 2010 <адрес> из Республики Узбекистан, в 2012 <адрес> гражданство Российской Федерации. Близкой родственницей либо членом семьи ФИО2, ФИО3 не является. Жилой <адрес> находится в собственности ФИО3. В случае возникновения у ФИО3 желания выселить ФИО1, последняя может остаться без жилья.
Кроме того, по представленным документам в <адрес> ФИО1 не имела жилья в <адрес>, а также в Российской Федерации, в связи с чем оснований у <адрес> о принятии решения о намеренном ухудшении ФИО1 жилищных условий, не имеется.
Согласно ст. 15 Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О регулировании жилищных отношений в <адрес>» принятие на учет граждан, признанных малоимущими, а также граждан, относящихся к определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Башкортостан категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлением о принятии на учет должно быть представлены документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма
К документам, подтверждающим право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, относятся: 1) документы, подтверждающие его право быть принятым на учет; 2) документы о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства гражданина-заявителя; 3) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином-заявителем и членами его семьи; 4) справка органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у гражданина-заявителя и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности; 5) документы, подтверждающие право граждан на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма (для граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди).
Таким образом, ни Жилищным кодексом РФ, ни Законом РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О регулировании жилищных отношений в <адрес>» не предусмотрена обязанность ФИО1 предоставлять документы с предыдущего места жительства.
В связи с чем, распоряжение <адрес> г. Уф об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с непредставлением документов с предыдущего места жительства является незаконным.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора <адрес> в названной части подлежат удовлетворению.
Далее. Суд, рассматривая требования прокурора о признании незаконными действий, выраженные в непринятии решения о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и возложении обязанности поставить ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову ФИО5 войны 1941-1945 годов, приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О ФИО4" от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ 1. ФИО4 войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период ФИО6 войны 1941-1945 годов (далее - период ФИО6 войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период ФИО6 войны.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от ДД.ММ.ГГГГ "Об обеспечении жильем ветеранов ФИО6 войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ФИО6 войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ФИО5 войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ФИО4".
Согласно ст. 15 Федерального закона "О ФИО4" от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ 1, ФИО5 войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ФИО5 войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. ФИО5 войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ФИО4" члены семей погибших (умерших) инвалидов ФИО6 войны и ФИО5 войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, положения п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона РФ "О ФИО4" корреспондируют положениям Жилищного кодекса РФ, регламентирующим порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договору социального найма предоставляются иными федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Статья 51 ЖК РФ содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях - ст. 54 ЖК РФ.
В силу ст. 23.2 Федерального закона "О ФИО4" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Частью 2 указанной статьи установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется - по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
К членам семьи собственника жилого помещения согласно п. 1. ст. 31 ЖК РФ относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (п. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 24 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно; вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
Ч. 7 ст. 52 ЖК РФ предусматривается, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ФИО4", а также Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов ФИО6 войны 1941 - 1975 годов" обеспечение жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ФИО6 войны и ФИО5 войны осуществляется только в том случае, если данная категория граждан в установленном законодательством порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Жилищным кодексом Российской Федерации установлены основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, которые применяются в отношении, как малоимущих граждан, так и граждан иных категорий, указанных в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является вдовой ФИО4 Войны 1941 - 1945 годов.
В январе 2013 г. ФИО1 обратилась в <адрес> об отмене распоряжения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с приложением недостающих документов, а именно: справки о том, что ФИО1 во время проживания в <адрес> не имела своего жилья, жила на иждивении у соседей в их доме, справки о том, что за ФИО1 в <адрес> домостроения (квартиры) не числятся.
Согласно распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 07.03.2012г. №-р учетная норма площади жилого помещения, применяемая для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, установлена в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно справке о регистрации на момент обращения с заявлением ФИО1 о постановке на учет, в жилом помещении по адресу: <адрес> общей площадью 39,5 кв.м. зарегистрированы: ФИО1, ФИО2, ФИО3
Из представленной в материалы дела справки, выданной специалистом ОКХ и Б <адрес> ГО <адрес> Республики Башкортостан ФИО12 ФИО1, 1929 года рождения зарегистрирована в жилом доме по адресу: <адрес> и совместно с ней зарегистрированы ФИО2, 1954 г.р.- временно до 07.08.2017г., и родственница (собственник жилого помещения свидетельство о гос. регистрации права от 26.04.2002г. №) – ФИО3, 1945 г.р.
В судебном заседании ФИО3 указала, что с ФИО1 она знакома давно. Когда -то ФИО1 уехала в Узбекистан, потом вернулась и, так как ей негде было жить, ФИО3 ее прописала в своей квартире как родственницу. В названной квартире они проживают совместно, ведут общее хозяйство.
Из материалов дела следует, что общая площадь квартиры по адресу: <адрес> составляет 39,5 кв.м., и, таким образом на одного приходится более 12 кв. м общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму площади жилого помещения, применяемую для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий и установленную нормативным правовым документом.
При таких обстоятельствах, оснований для признания ФИО1 нуждающейся в жилом помещении по п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на момент ее обращения с таким заявлением в <адрес> городского округа <адрес> РБ у ответчика не имелось.
В связи с чем, в удовлетворении иска прокурора в интересах ФИО1, к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, <адрес> городского округа <адрес> о признании действий Администрации об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконными; обязании Администрации поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении следует отказать.
Следует также отметить, что полномочия <адрес> городского округа <адрес> предусмотрены Положением об <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан, утвержденным решением Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 11/8. В соответствии с п. 2.3.1. в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства <адрес>:
2.3.1. организует работу комиссий по жилищным вопросам и по признанию граждан малоимущими, утверждает составы данных комиссий и порядок их работы;
2.3.2. в установленном порядке принимает решения о признании граждан малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма;
2.3.3. принимает решения о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма;
2.3.4. в порядке, предусмотренном законодательством, принимает решения о признании гражданина нуждающимся в жилых помещениях и включении в состав ФИО5 городской программы социального жилищного ипотечного кредитования и других федеральных и республиканских программ.
Полномочия Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан в области жилищного обслуживания предусматривают обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
К документам, подтверждающим право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, относятся: 1) документы, подтверждающие его право быть принятым на учет; 2) документы о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства гражданина-заявителя; 3) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином-заявителем и членами его семьи; 4) справка органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у гражданина-заявителя и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности; 5) документы, подтверждающие право граждан на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма (для граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди). Указанные документы в полном объеме в <адрес> не представлялись.
Таким образом, полномочия по решению вопроса о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий возложены на орган местного самоуправления.
Распоряжением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано ФИО1 в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи предоставлением не полного пакета документов.
Таким образом, названное решение суда не препятствует ФИО1 в связи с изменившимися обстоятельствами, обратиться вновь с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову ФИО5 войны 1941-1945 годов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к <адрес> городского округа <адрес> и Администрации городского округа <адрес> о признании незаконным распоряжения главы № от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконными действий, выраженные в непринятии решения о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и возложении обязанности поставить ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову ФИО5 войны 1941-1945 годов удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение главы <адрес> городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинский районный суд <адрес>.
Председательствующий Ю.Б. Романова