Решение по делу № 2-959/2017 от 01.03.2017

Дело № 2-959/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2017 года город Тверь

Заволжский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Рева Н.Н.

при секретаре Хачатрян Н.Ж.

с участием:

представителя истца Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области – Иванова Н.А.

представителей ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Николоград» - Золотов А.Н., Сапожников Н.Ю.

представителя третьего лица Правительства Тверской области – Ковалева Е.В.

представителя третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области – Гришин О.В.

представителя третьего лица Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры – Селезнева К.В.

представителя третьего лица департамента архитектуры и строительства администрации г. Твери – Аваев Д.В.

представителя третьего лица администрации Заволжского района г. Твери – Глебова И.В.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования, к Обществу с ограниченной ответственностью «Николоград» о запрете в рамках проектной документации многоквартирного дома по адресу: Тверская область, Калининский район, д. Николо-Малица, ул. Молодежная, д. 1а, эксплуатацию участка, находящегося в близи с земельным участком с кадастровым номером 69:10:0211201:740 и расположенного на территории особо охраняемой природной территории памятник природы «Комсомольская роща»; обязании произвести рекультивацию нарушенного хозяйственной деятельностью земельного участка площадью 1 920 кв.м, расположенного на территории особо охраняемой природной территории памятник природы «Комсомольская роща» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу согласно требованиям природного законодательства,

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, действующее в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования, обратилось в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ООО «Николоград» о запрете в рамках проектной документации многоквартирного дома по адресу: Тверская область, Калининский район, д. Николо-Малица, ул. Молодежная, д. 1а, эксплуатацию участка, находящегося в близи с земельным участком с кадастровым номером 69:10:0211201:740 и расположенного на территории особо охраняемой природной территории памятник природы «Комсомольская роща»; обязании произвести рекультивацию нарушенного хозяйственной деятельностью земельного участка площадью 1 920 кв.м, расположенного на территории особо охраняемой природной территории памятник природы «Комсомольская роща» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу согласно требованиям природного законодательства.

    Определением суда от 03.03.2017 в качестве третьих лиц привлечены Тверская межрайонная природоохранная прокуратура, ООО «Оптима», администрация муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области, Министерство строительства и жилищно – коммунального хозяйства Тверской области, Правительство Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, филиал ФГУБ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.

    Определением суда от 27.04.2017, занесенным в протокол судебного заседания, в качестве третьих лиц привлечены департамент архитектуры и строительства администрации г. Твери, администрация Заволжского района г. Твери.

    В обоснование заявленных требований указано, что ГКУ ТО «Государственная инспекция по охране объектов животного мира и окружающей среды Тверской области» в ходе рейдовых мероприятий, проведенных 15.12.2015, 15.03.2016 и 23.03.2016, на территории особо охраняемой природной территории памятник природы «Комсомольская роща» установлен факт захламления территории памятника природы отходами производства и потребления и нарушения режима охраны и использования особо охраняемой природной территории при осуществлении строительства многоквартирного дома ООО «Николоград».

Осмотром территории памятника природы «Комсомольская роща» установлено следующее: на земельном участке, расположенном в д. Николо- Малица, Калининского района с кадастровым номером 69:10:0211201:740, прилегающим к особо охраняемой природной территории памятник природы «Комсомольская роща», ООО «Николоград» ведутся работы по строительству многоквартирного дома.

С северной стороны строящегося дома на территории памятника природы «Комсомольская роща» расположена строительная площадка площадью 1 920 кв.м с выездом на дорогу общего пользования. На строительной площадке находятся строительные блоки, деревянные поддоны, порубочные остатки, отвалы грунта, металлические бочки, бытовой и строительный мусор. Организовано несколько выгребных ям. В границах особо охраняемой природной территории расположены хозяйственные постройки: одна бытовка и три навеса из непрозрачного синтетического материала над выгребными ямами. Имеются следы рубки кустарника, следы разведения костров.

Аналогичная проверка в марте 2016 года проведена Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой.

По выявленным фактам в отношении ООО «Николоград» в марте 2016 года возбуждено административное дело, юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 рублей, предусмотренной ст. 8.39 КоАП РФ. Административный штраф обществом оплачен.

В материалах административного дела имеется заключение кадастрового инженера ООО «Оптима» полученное 31.12.2015. Согласно заключению в результате проведения геодезических работ по замеру территории строительной площадки жилого комплекса, расположенного в районе д. Николо-Малица, определены координаты границ данной территории и фактически застроенной части территории (жилого комплекса). Площадь застроенной территории на дату замера составляет 971 кв.м, при этом частично здание выходит за границу земельного участка с кадастровым номером 69:10:0211201:740 и располагается на территории особо охраняемой природной территории памятник природы «Комсомольская роща».

Часть строительной площадки площадью 1 920 кв.м, не входящей в границы земельного участка с кадастровым номером 69:10:0211201:740, расположена на особо охраняемой природной территории памятник природы «Комсомольская роща».

Из материалов административного дела следует, что строительство многоквартирного дома по адресу: Тверская область, Калининский район, д. Николо-Малица, ул. Молодежная, д. 1а, начато ООО «Николоград» в мае 2015 года на основании разрешения № RU 69510306-25 на строительство, выданного администрацией Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области 27.04.2015.

Согласно имеющимся в деле объяснениям директора ООО «Николоград» Золотов А.Н., на момент начала строительства им устно дано распоряжение на складирование строительных материалов и расчистку территории от кустарника прорабу Курилко В.А. Данный факт подтверждается объяснениями от 15.03.2016 прораба Курилко В.А., согласно которым напротив дома находится строительная площадка, на которой складируются строительные материала, сконусован грунт из котлована под строительство дома, расчищена площадка от древесной и кустарниковой растительности, установлены бытовка и туалет, а также осуществлялось приготовление пищи на открытом огне. Все работы производились по указанию директора ООО «Николоград» Золотов А.Н.

Из объяснений работника стройки Абдуллоев М.А. следует, что строительство бытовок, складирование строительных материалов, отвал грунта осуществлялись по распоряжению прораба ООО «Николоград» Курилко В.А., в объяснениях работника стройки Шарипов Д. указывается на то, что бытовка на территории особо охраняемой природной территории установлена в декабре 2015 года, часть бетонных плит, находящихся на строительной площадке размещена в мае 2015 года, вторая часть бетонных плит привезена и размещена на строительной площадке в январе 2016 года.

В соответствии с решением Исполнительного комитета Калининского областного совета народных депутатов от 12.02.1982 № 55 «О признании природных объектов государственными памятниками природы местного значения и усиления их охраны» в г. Твери организован памятник природы «Комсомольская роща», а также в соответствии с письмом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области от 07.12.2015 № 15-23126/01-14 памятник природы «Комсомольская роща» внесен в государственный кадастр недвижимости сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории учетный номер 69.40.2.54.

Решением Исполнительного комитета Калининского областного совета народных депутатов от 12.02.1982 № 55 «О признании природных объектов государственными памятниками природы местного значения и усиления их охраны» установлен режим пользования и охраны данной территории. Пунктом 2 указанного решения установлены запреты на территории памятника природы «Комсомольская роща», среди которых: рубка деревьев и кустарников; кроме санитарных порубок; возведение жилых домов и хозяйственных построек, за исключением сооружений, связанных с организованным проведением массового отдыха трудящихся; засорение мусором; разведение костров, кроме оборудованных для этих целей мест.

Таким образом, в нарушение установленного режима охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории особо охраняемой природной территории памятник природы «Комсомольская роща» севернее земельного участка с кадастровым номером 69:10:0211201:740, на участке площадью 1 920 кв.м, юридическое лицо - ООО «Николоград» осуществило размещение строительных материалов, а также отходов производства и потребления: деревянных поддонов, порубочных остатков, отвалов грунта, металлических бочек, бытового и строительного мусора; организовано несколько выгребных ям, произведена рубка деревьев и кустарников, возведены хозяйственные постройки (бытовки), оборудованы костровища. Указанные нарушения подтверждены материалами административного дела и не оспорены.

В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Право человека на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно требованиям ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (п. 3 ст. 37 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Статья 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории (п. 1 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с п. 2 ст. 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами, а также необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.

Пунктом 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон.

Статьей 27 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Согласно п. 5 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при проведении всех видов строительных и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Исходя из вышеизложенного усматривается, что ООО «Николоград», в нарушение требований природоохранного законодательства, осуществил размещение, захоронение и сжигание отходов производства и потребления на особо охраняемой природной территории памятника природы «Комсомольская роща», разведение костров, размещение хозяйственных построек, что повлияло на состояние окружающей среды в месте размещения площадью 1 920 кв.м, угрозы загрязнения окружающей среды и причинения вреда жизни и здоровью граждан, что нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В ходе обследований особо охраняемой природной территории памятника природы «Комсомольская роща» в 2017 году установлено, что на участке площадью 1 920 кв.м, находящимся вблизи с земельным участком с кадастровым номером 69:10:0211201:740, отсутствуют факты размещения строительных материалов, бытовых построек, размещения и сжигания отходов производства и потребления.

На участке вблизи с построенным ООО «Николоград» жилым многоквартирным домом обустроена дорога из асфальтовой крошки, вырублена кустарниковая и древесная растительность, нарушен почвенный покров за дорогой на территории, где ранее размещались строительные материалы и навалы отходов производства и потребления (Акты осмотра от 15.12.2015 фото 3-8, от 15.03.2016 фото 1-6, от 15.04.2016 фото 9-16).

Из представленных материалов установлено, что распоряжение на расчистку территории от древесной и кустарниковой растительности для размещения строительных материалов было дано в марте 2016 года директором ООО «Николоград», что подтверждается объяснениями прораба Курилко В.А., при этом грунт (почвенный органический покров) и порубочные остатки складировались в 10 и 20 метрах от строящегося дома.

Данные работы проведены юридическим лицом и не оспаривались в рамках административного дела.

Таким образом, установлено, что земельный участок нарушен, в следствие хозяйственной деятельности ООО «Николоград» и согласно Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации № 525, Роскомзема от 22.12.1995 № 67, являются объектом рекультивации земель.

Исходя из проекта многоквартирного дома по адресу: Тверская область, Калининский район, д. Николо-Малица, ул. Молодежная, д. 1а, и информации о благоустройстве дома, размещенных на сайте ООО «Николоград», следует, что перед домом, то есть на особо охраняемой природной территории «Комсомольская роща», предполагается разместить автостоянку и обустроить асфальтированную подъездную дорогу.

Работы в рамках проектной документации дома, предусмотренные ответчиком, будут производиться в нарушение ст. 34, п. 2 ст. 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных – территориях».

В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В данном случае применяются способы защиты гражданских прав, определенные статьей 12 ГК РФ, путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Пунктом 31 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» определены субъекты обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, где среди прочих названы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор (ст. 46 ГПК РФ, ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В пунктах 1, 16, 21 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 90-пп, закреплено что, Министерство является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере осуществления государственного экологического надзора за исполнением законодательства в сфере природопользования и отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Согласно полномочиям, указанным в Положении, Министерство в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет государственный надзор в области охраны окружающей среды, а также в пределах своей компетенции имеет право обращаться в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной деятельности, осуществляемой в нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, объектов животного мира, водного и иного природоохранного законодательства.

    В судебном заседании представитель истца Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области – Иванова Н.А. заявленные требования поддержала и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

    Представители ответчика ООО «Николоград» - Золотов А.Н., Сапожников Н.Ю. просили отказать в удовлетворении заявленных требований в виду недоказанности истцом обстоятельств, изложенных в исковом заявлении.

    Представитель третьего лица Правительства Тверской области – Ковалева Е.В. полагала о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иные ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об охраняемых природных территориях.

В соответствии со ст. 59 названного Закона правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Согласно Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны; особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии с п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 25 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» к особо охраняемым природным территориям относятся в числе прочих памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

В силу п. 1 ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

При этом, согласно статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу ст. 56 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Положениями ст. 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с п.п. 5 и 6 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Также Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 № 525/67 утверждены и согласованы с заинтересованными ведомствами «Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», которые определяют общие для Российской Федерации требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами.

В силу п. 3 «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденных Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 № 525/67, рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

В соответствии с решением Исполнительного комитета Калининского областного совета депутатов от 12.02.1982 № 55 «О признании природных объектов государственными памятниками природы местного значения и усиления их охраны», в городе Тверь организован памятник природы «Комсомольска роща».

Также памятник природы «Комсомольская роща» внесен ФГБУ «ФКП Россреестра» по Тверской области в государственный кадастр недвижимости сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории с учетным номером 69.40.2.54.

Названным решением Исполнительного комитета Калининского областного совета депутатов установлен режим пользования и охраны данной территории. Пунктом 2 решения от 12.02.1982 № 55 установлены следующие запреты на территории памятника природы «Комсомольская роща»: рубка деревьев и кустарников, кроме санитарных порубок; возведение жилых домов и хозяйственных построек, за исключением сооружений, связанных с организованным проведением массового отдыха трудящихся; засорение мусором; разведение костров, кроме оборудованных для этих целей мест.

Таким образом, вышеназванный памятник природы не предназначен для размещения отходов производства и потребления, а также для размещения на нем хозяйственных построек.

Доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения ООО «Николоград» установленного режима особо охраняемых территорий, правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории памятника природы «Комсомольская роща», а также о принятии ООО «Николоград» всех зависящих от него меры по предупреждению совершения указанного выше правонарушения не имеется.

Представитель третьего лица администрации Заволжского района г. Твери – Глебова И.В. вопрос оставила на усмотрение суда, пояснив при этом, что 27.04.2017 представителем ответчика предоставлено соглашение о выполнении работ по благоустройству прилегающей территории № 5 от 25.02.2016, заключенное между администрацией района и ООО «Николоград».

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, а также организация благоустройства территории городского округа.

В рамках предусмотренных федеральным законодательством полномочий было принято решение Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368 «Об утверждении Правил благоустройства города Твери» (далее - Правила).

В соответствии с п. 1.2 указанные Правила действуют на всей территории г. Твери.

Согласно п. 1.1 Соглашения его предметом является сотрудничество сторон по благоустройству, прилегающей к земельному участку 69:10:0211201:740.

Согласно пункту 1.5. указанных Правил прилегающая территория - это часть территории общего пользования, прилегающая к собственной территории, закрепленная для благоустройства в соответствии с разделом IV Правил.

Пунктом 4.1. Правил определено, что юридические лица независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности, физические лица, в том числе граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании заключаемых на добровольной основе с администрацией г. Твери соглашений принимают участие в благоустройстве прилегающих территорий.

Пунктом 2 Постановления администрации г. Твери от 11.12.2014 № 1667 «Об утверждении типовой формы соглашения о выполнении работ по благоустройству прилегающей территории» администрации районов в г. Твери наделены полномочиями по заключению соглашений о выполнении работ по благоустройству прилегающей территории.

Таким образом, учитывая, что прилегающая территория является частью территории общего пользования, прилегает к собственной территории благоустроителя, а также наличие добровольности при заключении соглашения, администрация Заволжского района г. Твери была вправе заключить соглашение о выполнении работ по благоустройству прилегающей территории от 25.02.2016 № 5 с ООО «Николоград».

Согласно пункту 2.1.1. указанного соглашения с ООО «Николоград» последнее обязуется обеспечить выполнение работ по благоустройству прилегающей территории в соответствии с Правилами.

Так, в соответствии с пунктом 6.1. Правил, содержание и благоустройство территорий земельных участков в зависимости от имеющейся инфраструктуры включает: ежедневную уборку от мусора, листвы; сгребание и подметание снега; обработку противогололедными материалами покрытий проезжей части дорог, мостов, улиц, тротуаров, проездов, пешеходных территорий; вывоз снега и льда (снежно-ледяных образований); установку и содержание в чистоте и технически исправном состоянии контейнерных площадок, контейнеров для всех видов отходов, урн для мусора, скамеек, малых архитектурных форм; уборку, мойку и дезинфекцию мусороприемных камер, контейнеров (бункеров) и контейнерных площадок: отвод дождевых и талых вод; сбор и вывоз твердых бытовых, крупногабаритных и иных отходов; полив территории для уменьшения пылеобразования и увлажнения воздуха; обеспечение сохранности зеленых насаждений и уход за ними; восстановление нарушенных элементов благоустройства после строительства, реконструкции и ремонта объектов коммунального назначения, инженерных коммуникаций (сооружений), дорог, железнодорожных путей, мостов, пешеходных переходов, проведение реставрационных, археологических и других земляных работ; содержание смотровых и дождеприемных колодцев (ливневая канализация), колодцев подземных коммуникаций (сооружений) в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов; содержание ограждений земельных участков, в том числе установку и содержание ограждений разрушенных (разобранных, сносимых) зданий, сооружений, исключающих возможность проникновения на территорию посторонних лиц и (или) размещения отходов в несанкционированных местах, а также обеспечение своевременной очистки их от грязи, снега и информационно-печатной продукции; удаление несанкционированных графических изображений, надписей, информационнопечатной продукции.

Таким образом, соглашение о выполнении работ по благоустройству прилегающей территории не предусматривает фактическую передачу земельного участка другой стороне договора, а лишь определяет обязательства последней по участию в содержании территорий общего пользования, к которым относятся и особо охраняемые природные территории.На практике это в большей степени сводится к уборке мусора, что в полной мере соотносится с полномочиями администрации г. Твери об участии в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Более того, ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается только та деятельность, которая влечет за собой нарушение сохранности памятников природы.

В соответствии с ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В силу ст. 1 названного закона под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Таким образом, устанавливая в ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ запрет для деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности памятников природы, иных ограничений не предусмотрел.

Данной позиции придерживается в своих определениях Верховный Суд Российской Федерации.

Между тем, все виды работ в рамках содержания прилегающих территорий в соответствии с Правилами не предусматривают какое-либо вмешательство в памятник природы, и по своему составу и цели направлены на благоустройство и сохранение территории памятника. Уборка мусора и листвы не могут повлечь нарушение сохранности памятника природы, оказать негативное воздействие на него.

    Представитель третьего лица департамента архитектуры и строительства администрации г. Твери – Аваев Д.В. вопрос оставил на усмотрение суда.

    Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области – Гришин О.В. полагал о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

    Представитель третьего лица Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры – Селезнева О.В. полагал о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

    Третьи лица - ООО «Оптима», администрация муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области, Министерство строительства и жилищно – коммунального хозяйства Тверской области, филиал ФГУБ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, администрация г. Твери, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, ГКУ ТО «Государственная инспекция по охране объектов животного мира и окружающей среды Тверской области», извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явились, причин уважительности неявки не представили.

    Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, полагает следующее.

В соответствии со ст. 46 ГПК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

    Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии с п.п. «в», «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 - ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Статья 25 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определяет памятник природы как уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс, а также объект естественного и искусственного происхождения (пункт 1), и устанавливает, что памятники природы могут быть федерального и регионального значения (пункт 2).

Этот же Федеральный закон в статье 2, разграничивая особо охраняемые природные территории на территории федерального, регионального и местного значения и предметы ведения между органами государственной власти различного уровня, относит особо охраняемые природные территории регионального значения к собственности субъектов Российской Федерации и ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предусматривает, что территории памятников природы могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения, и определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 6, 7).

Аналогичную норму содержит ст. 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (ст. 12 ЗК РФ).

    Как установлено, памятник природы «Комсомольская роща» признан особо охраняемой природной территорией решением Исполнительного комитета Калининского областного совета народных депутатов от 12.02.1982 № 55 «О признании природных объектов государственными памятниками природы местного значения и усиления их охраны» и представляет собой пригородную зеленую зону отдыха жителей областного центра площадью 498 га. Сильно пострадала в войну и восстановлена комсомольским активом. Сохранились сосны - великаны.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 13.01.2015 № 2-кв утвержден перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения, в число которых включен и памятник природы «Комсомольская роща».

По данным публичной кадастровой карты памятник природы «Комсомольская роща» расположен, в том числе, на земельных участках с кадастровыми номерами 69:40:0100023:1, 69:40:0100173:1, 69:40:0100174:1.

По данным публичной кадастровой карты площадь земельного участка составляет 2 094 257, 60 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, для размещения лесопарков, под парк Комсомольская роща, адрес: г. Тверь, Петербургское шоссе, поставлен на кадастровый учет 13.07.2003.

Земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100173:1, площадью 1 431 182, 1 кв.м, расположен на землях населенных пунктов по адресу: г. Тверь, Петербургское шоссе, Комсомольска роща, поставлен на кадастровый учет 13.07.2003.

Земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100174:1, площадью 899 065, 80 кв.м, расположен на землях населенных пунктов по адресу: г. Тверь, Петербургское шоссе, Комсомольска роща, поставлен на кадастровый учет 13.07.2003.

Решением Заволжского районного суда г. Твери от 03.07.2015 на Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области возложена обязать установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы «Комсомольская роща», площадью 498 га, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, а также, после установления и описания особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Комсомольская роща», незамедлительно предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в охраняемую природную территории регионального значения – территория памятника природы «Комсомольская роща», для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения – территории памятника природы «Комсомольская роща».

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 23.09.2015 решение Заволжского районного суда г. Твери от 03.07.2015 изменено, абзац второй резолютивной части решения дополнен указанием на срок исполнения решения суда, а именно – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    В остальной части решение Заволжского районного суда г. Твери от 03.07.2015 оставлено без изменения.

    По информации филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области» от 07.12.2015 № 15-23126/01-14 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории памятник природы «Комсомольская роща». Учетный номер 69.40.2.54.

    Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, прилегающий к особо охраняемой природной территории памятник природы «Комсомослая роща», на условиях договора аренды от 10.03.2015 б/н, заключенному с Золотова А.М., был предоставлен ООО «Николоград».

    19.01.2015 постановлением администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области № 7 изменен вид разрешенного использования земельного участка – земли населенных пунктов, общей площадью 2 000 кв.м с кадастровым номером 69:10:0211201:740, с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для жилищного строительства».

    Постановлением администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области от 20.02.2015 № 35 утвержден градостроительный план земельного участка общей площадью 2 000 кв.м с кадастровым номером 69:10:0211201:740, вид разрешенного использования «для жилищного строительства», расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Заволжское сельское поселение, д. Николо-Малица.

    На основании договора купли – продажи от 17.06.2015 юридическое лицо ООО «Николоград» приобрело в собственности у Золотова А.М. земельный участок площадью 2 000 кв.м с кадастровым номером , расположенный на землях населенных пунктов, предназначенный для жилищного строительства.

    Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано ООО «Николоград» в установленном законом порядке.

    27.04.2015 администрацией муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области выдано ООО «Николоград» разрешение № RU 69510306-25 на строительство трехэтажного многоквартирного дома, состоящего из четырех блок – секций, общей площадью застройки 1 622, 28 кв.м, строительный объем – 10 846, 08 куб.м, максимальное количество этажей – 3.

    Согласно мнению специалиста Мостовой Н.А. при строительстве многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, д. Николо-Малица, ул. Молодежная, д. 1а, на земельном участке с кадастровым номером 69:10:0211201:740 нарушены следующие нормативы: в зоне Ж1 строится не индивидуальный блокированный, а многоквартирный 4-х секционный жилой дом; процент застройки в границах участка составляет 49%, чем нарушены требования выданного градостроительного плана земельного участка; размещение площадок и дорого вспомогательного использования на землях государственной собственности (вне пределов имеющегося земельного участка) нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц.

    Решением Калининского районного суда г. Твери от 26.07.2016, вступившего в законную силу 10.09.2016, отказано в удовлетворении исковых требований Усов А.Г., Фомеченков А.Г. к Золотова А.М., ООО «Николоград», администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области, Доброва Е.В,, Михайлов А.А., Виноградов И.В., Игнатов Е.А., Степанов Д.А., Богданов Д.П., Кузьмина М.Н., Шестакова В.А., Шестаков А.С., Толмачев М.В,, Шевелева И.А., Безганс Ю.А., Павлова О.С., Золотова Ю.А. в признании незаконной выписки из похозяйственной книги от 15.09.2014, о признании недействительным договора аренды земельного участка от 10.03.2015, признании разрешения на строительство незаконным, признании объекта самовольной постройкой, признании недействительным договора купли – продажи земельного участка от 17.06.2015, прекращении права собственности на земельный участок и обязании снести объект незавершенного строительства.

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначениям и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

    В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

    Решением исполнительного комитета Калининского областного совета народных депутатов от 12.02.1982 № 55 «О признании природных объектов государственными памятниками природы местного значения и усиления их охраны» установлен режим пользования и охраны данной территории.

    Пунктом 2 установлены запреты на территории памятника природы «Комсомольская роща», среди которых: рубка деревьев и кустарников, кроме санитарных порубок; реконструкция парков без проектов, утвержденных в установленном порядке; возведение жилых домов и хозяйственных построек, за исключением сооружений, связанных с организованным проведением массового отдыха трудящихся; добыча камня, гравия, песка, глины и других ископаемых; засорение мусором; разведение костров, кроме оборудованных для этих целей мест и другие.

При осуществлении строительства на земельном участке с кадастровым номером 69:10:0211201:740 жилого дома ООО «Николоград» допущены нарушения приведенных выше норм.

Так, рейдовыми проверками, выполненными ГКУ ТО «Государственная инспекция по охране объектов животного мира и окружающей среды Тверской области» в 2015 и 2016 годах, установлено, что в нарушение установленного режима охраны и использования окружающей среды ресурсов на территории памятник природы «Комсомольская роща» юридическое лицо ООО «Николоград» осуществляло рубку кустарников, разведение костров, размещение строительных блоков, деревянных поддонов, порубочных остатков, отвалов грунта, металлических бочек, бытового и строительного мусора, организацию выгребных ям, возведение хозяйственных построек, возведение части жилого дома.

    Согласно полученному 31.12.2015 заключению кадастрового инженера ООО «Оптима», в результате проведения геодезических работ по замеру территории строительной площадки жилого комплекса, расположенного в районе д. Николо-Малицы, были определены границы координат данной территории и фактически застроенной части территории (жилого комплекса) в системе координат МСК – 69. Площадь застроенной территории на дату замера составляет 972 кв.м, при этом частично здание выходит за границы земельного участка с кадастровым номером 69:10:0211201:740 (точка № 1 на 0, 5 м и точка № 3 на 0,8 м, с учетом погрешности измерения приборов – 0, 10 м) и располагается на особо охраняемой территории памятник природы «Комсомольская роща». Часть расчищенной территории строительной площадки расположенной по адресу: Тверская область, Калининского района, д. Николо-Малица, площадью 1 900 кв.м, не входящей в границы земельного участка с кадастровым номером 69:10:0211201:740, расположена на особо охраняемой природной территории памятник природы «Комсомольская роща».

    23.03.2016 в рамках проверки о нарушении законодательства об особо охраняемых природных территориях при строительстве многоквартирного дома на окраине д. Николо-Малица Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области, проведенной Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой с участием специалиста Межмуниципального отдела по Калининскому, Рамешковскому районам Управления Росреестра по Тверской области Севостьянова Н.Ю., установлено, что ООО «Николоград» использовалась часть закрепленной территории площадью 1 920 кв.м под складирование строительных материалов (ж/б столбов, ж/б плит, деревянных поддонов, кирпичей), а также двух нежилых помещений.

    Площадь особо охраняемой природной территории памятник природы «Комсомольская роща» в размере 1 920 кв.м, запользованная ООО «Николоград», определена (рассчитана) государственным инспектором в Тверской области по использованию и охране земель Севостьянова Н.Ю., что подтверждается приложением к акту проверки соблюдения требований земельного законодательства от 23.03.2016.

    Из содержания акта планового (рейдового) осмотра, обследования от 23.03.2016, составленного главным государственным инспектором в области окружающей среды Наумов А.В., следует, что на участке территории памятника природы «Комсомольская роща», расположенном севернее строящегося многоквартирного дома, по адресу: Тверская область, Калининский район, Заволжское сельское поселение, в районе д. Николо-Малица, ул. Молодежная, 1а: с северной стороны от строящегося дома на расстоянии 10 м и длинной 70 м произведена расчистка территории от деревьев и кустарника. На расчищенной территории, в границах памятника природы, обнаружены следы рубки кустарника (пеньки), сваленные деревья, а также порубочные остатки по расчистке; производится складирование строительных материалов, порубочных остатков, строительного и бытового мусора, присутствует выгребная яма, свежий отвал грунта. Над выгребной ямой сооружен навес из деревянного каркаса, покрытого непрозрачным синтетическим материалом; находятся хозяйственные постройки, располагается бытовка; осуществлялось разведение костров.

В соответствии с главой 2 Приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсами землеустройству № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова осуществляется при наличии специального разрешения, выданного в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 32 Основных положений за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.

Постановлением главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ГКУ ТО «Государственная инспекция по охране объектов животного мира и окружающей среды Тверской области» от 31.05.2016 № 1 юридическое лицо ООО «Николоград» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8. 39 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

    Постановление не обжаловано, административный штраф уплачен 26.10.2016 в сумме 200 000 рублей, что подтверждается платежным поручением № 216.

    При повторном обследовании особо охраняемой природной территории памятник природы «Комсомольская роща», проведенном 25.04.2017 и 17.05.2017, по результатам которого главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды Тверской области Колмагоров Р.А. составлены акты планового (рейдового) осмотра, обследования, установлено, что на осматриваемом участке территории памятника природы «Комсомольская роща» севернее строящегося дома, вдоль фасада отсыпана полоса (предположительно асфальтовой крошкой) шириной около 10 м, за пределами отсыпанной полосы, распологается расчищенный от растительности участок, на котром поврежден почвенный покров, в грунте и на его поверхности присутствует строительный и бытовой мусор (осколки кирпича, досок, упаковочные материалы). В западной части строительной площадки между стволов сосен сконусован материал серого цвета (предположительно, асфальтовая крошка). Кора сосен в трещинах черного цвета, выступающая часть поверхности коры содрана до пробкового слоя. Рядом, за пределами отсыпанной полосы видны следы тяжелой колесной техники, в 10 м западнее расположена куча порубочных остатков. Приблизительно вдоль половины отсыпанной вдоль фасада дома полосы вырыта канава глубиной около 30 см и шириной около 40 см.

Кроме того, проект многоквартирного дома по адресу: Тверская область, Калининский район, д. Николо-Малица, ул. Молодежная, д. 1а, и информация о благоустройстве дома, размещенных на сайте ООО «Николоград», предполагают размещение перед домом, то есть на особо охраняемой природной территории «Комсомольская роща», автостоянки и обустройство асфальтированной подъездной дороги.

Как следует из ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Достоверных и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что отсутствуют обстоятельства совершения приведенных нарушений и необходимости принятия мер к их устранению, а также их совершения не ООО «Николоград», а иным лицом, в материалы дела не представлены.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

    Согласно п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

В статье 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» зареплено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Положениями ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с абз. 3 ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пересечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу п. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Согласно п.п. 5 и 6 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Основные нормы о порядке рекультивации земель закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и в Основных положениях о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды № 252, Роскомзема № 67 от 22.12.1995.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

    Рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, реакционных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей (п. 3 основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденного приказом Минприроды № 252, Роскомзема № 67 от 22.12.1995).

В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ, ст. 56 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд полагает об удовлетворении заявленных требований.

Согласно ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 6 000 рублей.

В соответствии с п. 8 ст. 333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, в связи с чем с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину пропорционально удовлетворенному требованию.

Исходя из объема удовлетворенных требований с ответчика, в силу требований ст. 333.19 НК РФ, надлежит взыскать в бюджет муниципального образования Тверской области – городской округ г. Тверь государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования, к Обществу с ограниченной ответственностью «Николоград» о запрете в рамках проектной документации многоквартирного дома по адресу: Тверская область, Калининский район, д. Николо-Малица, ул. Молодежная, д. 1а, эксплуатацию участка, находящегося в близи с земельным участком с кадастровым номером 69:10:0211201:740 и расположенного на территории особо охраняемой природной территории памятник природы «Комсомольская роща»; обязании произвести рекультивацию нарушенного хозяйственной деятельностью земельного участка площадью 1 920 кв.м, расположенного на территории особо охраняемой природной территории памятник природы «Комсомольская роща» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу согласно требованиям природного законодательства – удовлетворить.

    Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Никологра» в рамках проектной документации многоквартирного дома по адресу: Тверская область, Калининский район, д. Николо-Малица, ул. Молодежная, д. 1а, эксплуатацию участка, находящегося в близи с земельным участком с кадастровым номером 69:10:0211201:740 и расположенного на территории особо охраняемой природной территории памятник природы «Комсомольская роща».

    Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Николоград» произвести рекультивацию нарушенного хозяйственной деятельностью земельного участка площадью 1 920 кв.м, расположенного на территории особо охраняемой природной территории памятник природы «Комсомольская роща» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу согласно требованиям природного законодательства.

    Взыскать с Общество с ограниченной ответственностью «Николоград» государственную пошлину в размере 6 000 рублей в бюджет муниципального образования Тверской области – городской округ г. Тверь.

    Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                         Н.Н. Рева

Мотивированная часть составлена 10.07.2017

2-959/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
АО "Тинькофф Банк"
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области
Ответчики
Соловьев И. А.
ООО "Николоград"
Другие
ООО «ОПТИМА»
Департамент архитектуры и строительства Администрации г. Твери
Администрация муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области
Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Т
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Тверской области
Правительство Тверской области
Администрация Заволжского района г. Твери
ГКУ ТО "Государственная инспекция по охране объектов животного мира и окружающей среды Тверской области"
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области
Администрация г.Твери
Тверская межрайонная природоохранная прокуратура
Суд
Заволжский районный суд г. Тверь
Дело на сайте суда
zavolzhsky.twr.sudrf.ru
01.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2017Передача материалов судье
02.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.03.2017Предварительное судебное заседание
27.04.2017Судебное заседание
06.06.2017Судебное заседание
06.07.2017Судебное заседание
10.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.10.2017Передача материалов судье
26.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2017Судебное заседание
11.12.2017Судебное заседание
12.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2017Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее