Дело № 2-176/2020 (УИД: 10RS0005-01-2020-000089-60)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 марта 2020 года гор. Костомукша
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре И.П. Шапковой,
с участием представителя ответчика Малашенко А.И., действующего на основании доверенности (копия в деле), третьего лица Ведяшкиной Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия гражданское дело по исковому заявлению Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору к обществу с ограниченной ответственностью «Жилремстрой» о понуждении к исполнению предписания,
у с т а н о в и л:
Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее по тексту - истец, Комитет) обратился в названным иском в суд, мотивируя требования тем, что в адрес Комитета поступило заявление Ведяшкиной Т.Г. № от 14 июня 2019 года по вопросу содержания общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. На основании данного заявления, Комитетом инициирована внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Жилремстрой», издано распоряжение ЛК №/Р/2330 от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту проверки ЛК № от 23 июля 2019 года выявлены нарушения п.п. 3.2.2, ч. 3.2.8 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда. Комитетом выдано предписание ЛК № от 23 июля 2019 года, которым на ООО «Жилремстрой» возложена обязанность выполнить косметический ремонт подъезда № многоквартирного дома <адрес> Срок исполнения предписания - 09 октября 2019 года. Предписание получено ООО «Жилремстрой» 19 августа 2019 года, которое управляет указанным домом. В связи с истечением срока исполнения предписания ЛК № от 23 июля 2019 года на основании распоряжения ЛК № от 07 октября 2019 года была осуществлена внеплановая выездная проверка в целях проверки исполнения предписания ЛК № от 23 июля 2019 года. В адрес ООО «Жилремстрой» был направлен запрос о предоставлении информации о выполнении требования предписания ЛК № от 23 июля 2019 года. Письмом от 23 октября 2019 г. № ООО «Жилремстрой» уведомило Госкомитет о невыполнении предписания по причине наличия у собственников дома задолженности по содержанию общего имущества, внесено предложение о принятии решения о поэтапном проведении косметического ремонта. Однако, такого решения принято не было. 24 октября 2019 года в ходе выездной проверки установлено, что ООО «Жилремстрой» не выполнило предписание ЛК № от 23 июля 2019 года. Истец просит суд обязать ООО «Жилремстрой » исполнить предписание Госкомитета ЛК № от 23 июля 2019 года, а именно, выполнить косметический ремонт подъезда № многоквартирного жома <адрес>
Определением суда от 12 февраля 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Костомукшского городского округа, общество с ограниченной ответственностью «КТК».
В судебном заседании представитель Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору участия не принимал, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Представитель ответчика ООО «Жилремстрой» Малашенко А.И. в судебном заседании исковые требования не признал, по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Заявил об отсутствии процессуальных полномочий у Госкомитета по вопросу принудительного исполнения предписания государственных органов путем предъявления иска о понуждении к их исполнению. Исковое заявление Госкомитета о возложении обязанности по косметическому ремонту подъезда многоквартирного дома, указанное в предписании ЛК № от 23 июля 2019 года, предъявлено в суд интересах неопределенного круга лиц, на что у истца полномочий не имеется.
Третье лицо Ведяшкина Т.Г. в судебном заседании полагала требования подлежащими удовлетворению, утверждая, что управляющая компания ООО «Жилремстрой» нарушает положения Жилищного кодекса РФ.
Третьи лица администрация КГО и ООО «КТК» в судебное заседание своих представителей не направили, извещались о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
С учетом мнения представителя ответчика, третьего лица, руководствуясь ст.ст. 6.1, 154, 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся представителей истца и третьих лиц.
Выслушав представителя ответчика, третье лицо, изучив доводы искового заявления, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Положениями п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ).
Согласно абз. 1 и 3 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а так же из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Из ст. 10 Гражданского кодекса РФ следует, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных указанным пунктом, суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
По смыслу положений п/п. 3 п. 5, п/п. 4 п. 6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, п/п. 3 п. 10 постановления Правительства РК от 26 октября 2011 г. № 281-П «Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Карелия», с учетом постановления Правительства РК от 26 сентября 2017 года, которым Государственная жилищная инспекция преобразована в Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, а также постановления Правительства РК от 23 октября 2017 г. № 368-П, Госкомитет является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим на территории Республики Карелия региональный государственный жилищный надзор; должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений; орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями, в том числе и в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Анализ положений вышеуказанных норм права позволяет суду прийти к выводу о том, что Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору наделен полномочиями по обращению в суд с заявленными требованиями.
Пунктом 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ определено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Согласно п. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, п. 10 Правил содержания общего имущества жилого дома, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в
многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества.
В силу п.п. 1, 3 ст. 192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации; Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
В судебном заседании установлено, Ведяшкина Т.Г. является собственником <данные изъяты> в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет управляющая организация ООО «Жилремстрой» на основании договора управления многоквартирным домом от 01 апреля 2009 года.
Согласно условий договора ООО «Жилремстрой» обязано на основании результатов голосования собственников помещений многоквартирного дома в соответствии с настоящим договором в течение срока действия договора и за плату оказывать услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме, обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственникам помещений, пользующимся этими помещениями лицам и владельцам нежилых помещений, согласно договорам с ресурсоснабжающими организациями, заключенными от имени и в интересах собственников многоквартирных домов, а также осуществляет иную направленную на достижение целей управления домом деятельность ( п. 1.1 договора); организовать работы по содержанию и текущему ремонту в объеме собранных средств, в порядке, утвержденном проведенным конкурсом, в соответствии с «Перечнем обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме» (Приложение № 3) (п. 3.1.1 договор); организовать проведение капитального ремонта общего имущества собственников жилого дома в соответствии с Жилищным кодексом РФ (п. 3.1.2 договора); предоставлять основные услуги по управлению жилым домом: ведение учета доходов и расходов на содержание и ремонт общего имущества жилого дома; осуществление сбора платежей на содержание и ремонт общего имущества дома с собственников квартир или с пользователей помещений по договорам с собственниками; организация приема платежей за коммунальные услуги с последующей оплатой поставщикам от имени собственников; организация начислений субсидий и льгот по оплате услуг; обеспечение предоставления коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством; организация начисления оплаты за жилищные и коммунальные услуги в соответствии с заключенными договорами; организация систематического контроля и оценки соответствия качества предоставления коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства; проведение комиссионных обследований жилых и нежилых помещений по письменному заявлению собственника; организация аварийно-диспетчерского обслуживания; планирование работ по текущему и капитальному ремонту общего имущества жилого дома с учетом его технического состояния и фактического объема финансирования; ведение в установленном порядке необходимой документации на все действия по передаче ремонту, восстановлению имущества или производству работ и их приему; прием и рассмотрение индивидуальных обращений от граждан (п. 3.1.3 договора).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги состоит из платежей за: коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение); содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома; услуги и работы по управлению многоквартирным домом (п. 5.1 договора); плата за услуги по содержанию и текущему ремонту в рамках договора устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с действующим перечнем работ (услуг), указанным в Приложении № 3 (п. 5.2 договора); собранные денежные средства учитываются управляющей организацией на едином счете, имеют целевое назначение (п. 5.4 договора).
Согласно ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.
Протоколом № общего собрания собственников МКД от 22 августа 2010 года принято решение о проведении ремонта во всех подъездах дома <адрес>.
Смета расходов по проведению ремонта в подъездах многоквартирного дома, порядок определения размера платы и источник финансирования ремонта на общем собрании собственников помещений не утверждены.
Иных решений в связи с проведением ремонта в подъездах дома <адрес> общее собрание собственников указанного многоквартирного дома не принимало.
10 июня 2019 года Ведяшкина Т.Г. обратилась в Госкомитет с заявлением о понуждении ООО «Жилремстрой» произвести ремонт в подъездах дома <адрес>.
26 июня 2019 года издано распоряжение ЛК № о проведении внеплановой документарной выездной проверки ООО «Жилремстрой».
Согласно акту проверки комитета ЛК № от 23 июля 2019 года установлено, что косметический ремонт подъезда № многоквартирного дома проводился до 2007 года, косметический ремонт подъезда № проводился в 2015 году. ООО «Жилремстрой» было проведено обследование подъезда № многоквартирного дома, в ходе которого установлена необходимость в проведении косметического ремонта в подъезде №.
По результатам указанной проверки вынесено предписание ЛК № от 23 июля 2019 года, которым на ООО «Жилремстрой» возложена обязанность выполнить косметический ремонт подъезда № многоквартирного дома <адрес>. Срок исполнения предписания - 09 октября 2019 года.
ООО «Жилремстрой» данное предписание получено 19 августа 2019 года.
07 октября 2019 года Госкомитетом издано распоряжение ЛК № о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Жилремстрой» в целях проверки исполнения внесенного предписания ЛК № от 23 июля 2019 года.
Согласно акту проверки комитета ЛК № от 28 октября 2019 года установлено, что требование предписания ЛК № от 23 июля 2019 года ООО «Жилремстрой» не выполнено.
Представитель ответчика ООО «Жилремстрой» Малашенко А.И. ссылается на то обстоятельство, что исковое заявление предъявлено Госкомитетом в интересах неопределенного круга лиц. Между тем круг лиц определен - собственники спорного многоквартирного дома.
Из пояснений третьего лица Ведяшкиной Т.Г. следует, что она не просила Госкомитет от ее имени обращаться в суд с настоящим исковым заявлением. Целью ее обращения в Госкомитет было понудить ООО «Жилремстрой» произвести косметический ремонт в подъездах многоквартирного дома <адрес>.
Из материалов дела следует, что поводом для обращения с настоящим иском в суд послужили выявленные в результате проверки Госкомитетом нарушения законодательства со стороны ООО «Жилремстрой», выразившиеся в длительном невыполнении косметического ремонта в указанном доме, находящимся в управлении общества.
Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
В силу ч. 1 ст. 4 Гражданского процессуального кодекса РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 2 ст. 4 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Заявленные Госкомитетом в рамках настоящего гражданского дела исковые требования, а также приведенные в их обоснование обстоятельства, не позволяют суду прийти к суждению о том, что истец обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Между тем, доводы Госкомитета свидетельствуют о том, что соответствующий круг лиц определен, поскольку требования заявлены в интересах собственников жилых помещений в многоквартирном доме <адрес>.
В силу абз. 2 ст. 220 Гражданского процессуального кодекса РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 данного Кодекса, в частности, когда заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Поскольку Госкомитет обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, то суд приходит к выводу о том, что имеются основания для прекращения производства по делу, так как заявленные требования вытекают из договора управления многоквартирным домом и свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ООО «Жилремстрой» своих обязанностей по договору.
Таким образом, круг лиц, в интересах которых действует Госкомитет, не является неопределенным, поскольку такими лицами являются собственники помещений в многоквартирном доме <адрес>
В рассматриваемом исковом заявлении Госкомитет не приводит обоснованную мотивировку причин, по которым он обращается в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Доказательств, подтверждающих невозможность предъявления исковых заявлений, вытекающих из ненадлежащего исполнения управляющей организацией своих обязанностей, самими собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме <адрес>, суду не представлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 134, ст.ст. 220, 224, 225 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
производство по гражданскому делу по исковому заявлению Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору к обществу с ограниченной ответственностью «Жилремстрой» о понуждении к исполнению предписания прекратить.
Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 15 дней с даты вынесения определения через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья подпись Е.С. Бехтерев