Дело № 2а-1431/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 23 октября 2019 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Уразовой Е.В.,
с участием представителя административного ответчика Гатауллина И.И., действующего на основании доверенности от дд.мм.гггг,
представителя заинтересованного лица Кузнецова Ю.В. – адвоката Постаромова И.Ф., действующего на основании ордера №*** от дд.мм.гггг,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Перевощикова Антона Олеговича к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике, Можгинскому районному отделу судебных приставов России по Удмуртской Республике, судебному приставу-исполнителю Осиповой Алене Ивановне о признании незаконным бездействия, отмене постановления об окончании исполнительного производства и понуждении к исполнению должностных обязанностей,
у с т а н о в и л:
Перевощиков Антон Олегович обратился в суд с административным иском к Можгинскому районному отделу судебных приставов УФССП России по УР, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике о признании незаконным бездействия, отмене постановления об окончании исполнительного производства и понуждении к исполнению должностных обязанностей.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что 21.08.2019 г. Перевощиков А.О. получил постановление об окончании исполнительного производства от 09.08.2019 г., т.к. судебные приставы-исполнители Можгинского РОСП УФССП России по УР не смогли установить местонахождение должника и его имущества.
Бездействие судебных приставов-исполнителей Можгинского РОСП УФССП России по УР Перевощиков А.О. считает незаконным. В силу своих должностных обязанностей, предусмотренных законодательством РФ, судебные приставы-исполнители обязаны были установить местонахождение должника, его имущества и место работы.
Судебные приставы-исполнители обязаны были правильно и своевременно исполнить судебный приказ от 11.04.2007 г. в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца. Однако до настоящего времени его права не восстановлены, денежные средства от должника не получены.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 229-ФЗ в целях обеспечения принудительного исполнения судебного приказа судебные приставы-исполнители были обязаны использовать государственные информационные системы для установления местонахождения должника. Данную обязанность они не выполнили, что является доказательством их бездействия.
Согласно ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 229-ФЗ судебные приставы-исполнители обязаны в трехдневный срок направить копию постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю. Согласно штампу на конверте, постановление было отправлено 20.08.2019 г. Данное бездействие нарушает право Перевощикова А.О. на своевременное получение копии постановления.
Согласно ч. 3 ст. 65 Федерального закона № 229-ФЗ судебные приставы-исполнители обязаны объявить розыск должника, т.к. сумма требования по судебному приказу от 11.04.2007 г. составляет более 10000 рублей. Если бы судебные приставы-исполнители не бездействовали с апреля 2007 г., а выполняли свои обязанности, то могли бы установить, что должник до 08.04.2008 г. проживал в <***> <***>; до 29.04.2013 г. проживал в <***>; до 31.12.2014 г. проживал в <***> <***>7, и работал в <***>» <***>.
Действуя согласно Федеральному закону № 229-ФЗ, судебные приставы могли бы установить, что должнику на праве собственности принадлежит дом и земельный участок по адресу: <***> <***>. Должник не проживает в нем с 08.04.2008 г. Дом нежилой, заброшен, что подтверждает, что для должника и членов его семьи данный дом не является единственным пригодным для постоянного проживания помещением.
Согласно ст. 33 Федерального закона № 229-ФЗ судебные приставы-исполнители обязаны были совершить исполнительные действия и применить меры принудительного исполнения по месту нахождения имущества должника и обратить взыскание на принадлежащий должнику заброшенный нежилой дом и земельный участок.
В результате бездействия ответчик нарушил права административного истца на получение денежных средств по судебному приказу от 11.04.2007 г.
Административный истец просит:
- отменить постановление об окончании и возвращении ИД взыскателю от 09.08.2019 г.,
- понудить Можгинский РОСП УФССП России по УР возобновить исполнительное производство,
- признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей Можгинского РОСП УФССП России по УР и привлечь их к ответственности,
- понудить судебных приставов-исполнителей Можгинского РОСП УФССП России по УР выполнить свои должностные обязанности (установить место нахождения должника и применить меры принудительного исполнения по месту нахождения его имущества).
08.10.2019 г. в ходе предварительного судебного заседания определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен судебный пристав-исполнитель Осипова Алена Ивановна. В качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечен должник по исполнительному производству – Кузнецов Юрий Владимирович.
В судебное заседание административный истец Перевощиков А.О., представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике, административный ответчик судебный пристав-исполнитель Осипова А.И., заинтересованное лицо Кузнецов Ю.В. - не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Административный истец Перевощиков А.О. направил в адрес суда ходатайство от 15.10.2019 г. о рассмотрении дела без его участия.
На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствии указанных лиц.
Кроме того, место жительства заинтересованного лица на стороне административного ответчика Кузнецова Ю.В. не известно (в 2013 году он снят с регистрационного учета по месту жительства в Можгинском районе, на территории Удмуртской Республики регистрации не имеет), извещение по последнему известному месту жительства должника и по месту нахождения его недвижимого имущества возвращено за истечением срока хранения. В связи с данными обстоятельствами, в порядке ч. 4 ст. 2, ч. 4 ст. 54 КАС РФ в качестве представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика назначен адвокат коллегии адвокатов «Можгинская» Постаромов И.Ф.
Представитель административного ответчика Осиповой А.И. – Гатауллин И.И. исковые требования не признал, суду пояснил, что на основании исполнительного документа судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство в пользу взыскателя Перевощикова А.И., в отношении должника Кузнецова Ю.В. По исполнительному производству судебным приставом-исполнителем был проведен ряд исполнительных действий, однако к положительному результату они не привели. В связи с этим исполнительное производство было окончено и исполнительный документ возвращен взыскателю. Впоследствии в ходе изучения исполнительного производства был выявлен ряд нарушений Федерального закона «Об исполнительном производстве», в связи с чем начальником отдела вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства и возобновлении исполнительных действий. В настоящее время исполнительное производство в отношении должника Кузнецова Ю.В. находится на исполнении у судебного пристава-исполнителя.
Представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика Кузнецова Ю.В. - адвокат Постаромов И.Ф. с административным исковым заявлением не согласился.
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
06.06.2019 г. судебным приставом-исполнителем Можгинского РОСП УФССП России по УР Осиповой Аленой Ивановной возбуждено исполнительное производство № 30040/19/18037-ИП в отношении должника Кузнецова Юрия Владимировича, в пользу взыскателя Перевощикова Антона Олеговича, о взыскании задолженности в размере 16667,86 руб.
В срок, установленный для добровольного исполнения, Кузнецов Ю.В. не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе. Задолженность перед взыскателями не погашена до настоящего времени.
09.08.2019 г. постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительное производство № 30040/19/18037-ИП от 06.06.2019 г. окончено на основании пункта 3 части 1 ст. 46, пункта 3 части 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Полагая, что при совершении исполнительных действий со стороны судебного пристава-исполнителя Можгинского РОСП УФССП России по УР имело место противоправное бездействие, административный истец обратился в суд за судебной защитой.
В период рассмотрения административного дела, 14.10.2019 г. постановление об окончании исполнительного производства № 30040/19/18037-ИП отменено постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Васильева И.В.
Поскольку положениями части 2 статьи 194 и части 2 статьи 225 КАС РФ прямо предусмотрено, что суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должностных лиц, наделенных государственными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права и законные интересы административного истца, постольку производство по административному делу в части требований об отмене постановления об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю и понуждении возобновить исполнительное производство – прекращено определением суда.
Требования административного истца были заявлены также в части признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, что, согласно описательной части административного искового заявления, выразилось в не установлении местонахождения должника, его имущества, места работы; не направлении в трехдневный срок копии постановления об окончании и возвращении ИД взыскателю; не объявлении розыска должника; не применения мер принудительного исполнения по месту нахождения имущества должника и не обращении взыскания на принадлежащий должнику жилой дом и земельный участок.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту Федеральный закон № 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возложено на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов (ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 229-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 122 Федерального закона № 229-ФЗ жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 219 КАС РФ.
Как следует из материалов дела, копию постановления об окончании исполнительного производства Перевощиков А.О. получил 21.08.2019 г., оспариваемое бездействие судебного пристава-исполнителя имело место в период до момента окончания исполнительного производства (09.08.2019 г.), соответственно, установленный процессуальным законодательством срок на обращение в суд истек 03.09.2019 г.
Согласно почтовому штемпелю административное исковое заявление подано административным истцом в суд 25.09.2019 г., то есть за пределами установленного законом срока.
Уважительными причинами пропуска срока на обращение в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие административному истцу своевременно обратиться в суд с административным иском. Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока на обращение в суд административным истцом не представлено.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
По общему правилу, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 229-ФЗ). Данный срок не является пресекательным, тем не менее, его несоблюдение судебным приставом-исполнителем должно быть обусловлено уважительными причинами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 части 1 ст. 46 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки. Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Согласно ст. 64 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В соответствии с ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются:
1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;
5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;
8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;
9) принудительное выселение должника из жилого помещения;
10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества;
10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;
10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества;
11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
Должник по требованию судебного пристава-исполнителя обязан представить сведения о принадлежащих ему правах на имущество, в том числе исключительных и иных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, правах требования по договорам об отчуждении или использовании указанных прав (часть 7 статьи 69 Федерального закона № 229-ФЗ).
Если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности (часть 8 статьи 69 Федерального закона № 229-ФЗ).
Как следует из материалов исполнительного производства, с момента возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем (далее по тексту СПИ) Можгинского РОСП принимались необходимые меры для исполнения исполнительного документа. 06.06.2019 г., 23.06.2019 г., 03.07.2019 г., 10.07.2019 г., 22.07.2019 г., 08.08.2019 г. и в другие даты в целях установления имущества должника, а также его места жительства, работы, счетов и доходов направлялись многочисленные запросы в банки, ГИМС по УР, ГТН по УР, Пенсионный фонд, ГИБДД, УФМС, Росреестр, операторам связи, ФНС России и другие учреждения.
По адресу должника, указанному в исполнительном документе, - <***> судебным приставом осуществлен выход, о чем составлен акт о совершении исполнительных действий. Актом установлено, что по данному адресу должник не проживает.
Также составлен акт совершения исполнительных действий от 07.08.2019 г., согласно которому проверен адрес в <***> (по последнему известному месту жительства должника). Актом установлено, что Кузнецов Ю.В. более 5 лет по данному адресу не проживает, о его местонахождении не известно.
Согласно справке СПИ от 09.08.2019 г., по сведениям отдела адресно-справочной работы Кузнецов Ю.В. в апреле 2013 г. снят с регистрационного учета по адресу: УР, <***> В настоящее время на территории Удмуртской Республики не зарегистрирован.
Аналогичные сведения получены судом при рассмотрении настоящего дела.
Таким образом, в период с 06.06.2019 по 09.08.2019 судебным приставом-исполнителем принимались предусмотренные законом меры к установлению местонахождения должника Кузнецова Ю.В., его работы и имущества.
Согласно статье 69 Федерального закона № 229-ФЗ взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на торговом и (или) клиринговом счетах.
При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится.
На банковских счетах должника денежных средств, достаточных для исполнения исполнительного документа, не обнаружено. 04.07.2019 г., 09.07.2019 г. и 10.07.2019 г. судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
Другого имущества, на которое могло бы быть обращено взыскание в соответствии с действующим законодательством, не обнаружено. В ГИБДД сведения о выдаче водительского удостоверения, оплате штрафов, зарегистрированных транспортных средствах отсутствуют.
Согласно выписке из ЕГРН от 14.06.2019 г., с 24.02.2000 г. Кузнецову Ю.В. на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок по адресу: Удмуртская Республика, <***>.
05.07.2019 г. постановлением судебного пристава-исполнителя наложен запрет на совершение действий по регистрации в отношении указанного недвижимого имущества в порядке ст. 64 Федерального закона № 229-ФЗ, в целях понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В материалах дела отсутствуют какие-либо данные, подтверждающие, что жилое помещение, расположенное по адресу: <***>, в установленном порядке признано непригодным для постоянного проживания. Иного жилого помещения, находящегося в пользовании, для постоянного проживания должник не имеет. Следовательно, на жилое помещение, которое является единственным местом жительства должника, взыскание не могло быть обращено в силу ст. 446 ГПК РФ.
Вместе с тем, обладая информацией о наличии у должника на праве собственности недвижимого имущества, судебный пристав-исполнитель не совершил выход по месту нахождения имущества должника. В связи с этим старшим судебным приставом постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства было отменено, т.е. права взыскателя в данной части восстановлены. Последствием отмены постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства является продолжение осуществления приставом мер, направленных на исполнение судебного акта.
Доводы административного искового заявления о непринятии судебным приставом-исполнителем определенных мер не могут являться основанием для удовлетворения иска, так как в силу вышеприведенных норм судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет объем и характер совершаемых (необходимых) действий, мер принудительного исполнения, в связи с чем, принятие (непринятие) тех или иных мер само по себе не может расцениваться как нарушение прав взыскателя. Не достижение судебным приставом-исполнителем желаемого взыскателем результата не свидетельствует о его бездействии.
Требование административного истца о признании бездействия по исполнительному производству незаконным не конкретизировано и носит общий характер, поэтому учитывая объем выполненных действий в рамках исполнительного производства, суд приходит к выводу о совершении судебным приставом-исполнителем необходимых действий в соответствии с требованиями Федерального закона № 229-ФЗ, в пределах своей компетенции.
Факт неисполнения исполнительного документа не может свидетельствовать о бездействии судебного пристава-исполнителя, поскольку в силу ст. 64 Федерального закона № 229-ФЗ на последнего возложены обязанности по совершению исполнительных действий, направленных на обеспечение принудительного исполнения требований исполнительных документов, а обязанность по исполнению самих этих требований лежит на лице, в отношении которого принят судебный акт, то есть на должнике.
В соответствии со ст. 65 Федерального закона № 229-ФЗ в случаях, установленных настоящей статьей, судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск должника, его имущества или исполнительный розыск ребенка при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.
По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании либо о передаче ребенка, порядке общения с ребенком или требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации.
По исполнительным документам, содержащим другие требования, судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск:
1) должника по исполнительному документу неимущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника;
2) должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей;
3) имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей.
Исходя из указанной нормы, розыск должника и его имущества по исполнительным документам имущественного характера объявляется по заявлению взыскателя.
Как следует из заявления взыскателя от 03.06.2019 г., он просил объявить розыск должника (розыск имущества не заявлялся). Данное требование следует оценить на предмет наличия оснований, предусмотренных пунктом 2 части 5 статьи 65 Федерального закона № 229-ФЗ. В данном случае, поскольку требования исполнительного документа о взыскании денежной суммы не предполагают обязательного присутствия должника, поэтому со стороны судебного пристава-исполнителя соответствующего бездействия не допущено.
В соответствии с частями 2, 3 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ в исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено. В случае окончания исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель делает в исполнительном документе отметку, указывающую основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 8 и 9 части 1 настоящей статьи, остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа.
Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение.
Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:
1) взыскателю и должнику;
2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;
3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;
4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.
Суду представлен реестр почтовых отправлений от 12.08.2019 г., согласно которому постановление об окончании исполнительного производства направлено Перевощикову А.О. На данном реестре имеется отметка отделения почтовой связи от 13.08.2019 г. Заказное письмо отделением почтовой связи в адрес административного истца направлено 20.08.2019 г.
В соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от 10.12.2010 N 682, регистрация отправляемых документов ведется в соответствии с выделенными документопотоками и осуществляется в день их подписания (утверждения) или на следующий рабочий день не позднее 11 час. 00 мин. (пункт 4.7.1). Отправляемые документы регистрируются в подсистемах АИС ФССП России путем создания и сохранения ЭРК документа в подразделе "Исходящие документы" (пункт 4.7.2). Документы подлежат отправке в день их регистрации или на следующий рабочий день. Срочная корреспонденция отправляется в первую очередь (пункт 4.8.2).
Исходя из названных норм и обстоятельств дела, со стороны судебного пристава-исполнителя бездействия в части своевременного направления копии постановления об окончании исполнительного производства не допущено. Документ для направления взыскателю был передан для отправки 12.08.2019 г. (в понедельник – первый рабочий день после вынесения постановления об окончании ИП). 13.08.2019 г. – сдан в почтовое отделение.
Из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, вышеприведенные нормы права, а также учитывая, что неисполнение требований исполнительного документа в полном объеме вызвано причинами, не связанными с деятельностью административного ответчика, постановление об окончании исполнительного производства отменено, нарушений судебным приставом-исполнителем прав и охраняемых законом интересов административного истца не установлено, срок на обращение в суд административным истцом пропущен без уважительной причины, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Перевощикова Антона Олеговича к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике, Можгинскому районному отделу судебных приставов России по Удмуртской Республике, судебному приставу-исполнителю Осиповой Алене Ивановне о признании незаконным бездействия, привлечении к ответственности, понуждении выполнить должностные обязанности (установить местонахождение должника и применить меры принудительного исполнения по месту нахождения имущества должника) – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 30.10.2019 г.
Судья- Кожевникова Ю.А.