УИД 02RS0001-01-2020-000136-40 Дело № 2а-316/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2020 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Сумачакова И.Н.,
при секретаре Яндиковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Горно-Алтайска Республики Алтай к Казанцеву Д.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами и обязании возвратить водительское удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Горно-Алтайска Республики Алтай обратился в суд с административным иском к Казанцеву Д.В. о прекращении действия права управления транспортными средствами в связи с наличием медицинских противопоказаний, обязании возвратить выданное ему ДД.ММ.ГГГГ водительское удостоверение серии <данные изъяты> №, дающее право управления транспортными средствами категории «<данные изъяты>», в МРЭО УГИБДД МВД России по Республике Алтай в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка информации УГИБДД МВД по Республике Алтай о гражданах, состоящих на диспансерном наблюдении врачей <данные изъяты>, и имеющих водительское удостоверения. В ходе проверки установлено, что Казанцев Д.В., имеющий водительское удостоверение, состоит с ДД.ММ.ГГГГ на учете в БУЗ РА «<данные изъяты>» у врача<данные изъяты> с диагнозом: «<данные изъяты>. Казанцевым Д.В. ДД.ММ.ГГГГ дано информированное добровольное согласие на проведение диспансерного наблюдения у врача <данные изъяты>. Установленный порядок диспансерного наблюдения Казанцев Д.В. не соблюдает, врача не посещает, рекомендации не выполняет. Сведения о выздоровлении Казанцева Д.В. в форме медицинского заключения компетентного медицинского учреждения, содержащего сведения о ремиссии, отсутствуют. Казанцев Д.В. использует либо может использовать предоставленное ему право управления при наличии к этому медицинских противопоказаний. Управление транспортным средством лицом, имеющим медицинские противопоказания, ставит под угрозу безопасность участников дорожного движения, следовательно, имеются правовые основания для прекращения, имеющегося у ответчика права на управление транспортными средствами.
Определением суда от 17.01.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УГИБДД МВД по Республике Алтай.
В судебное заседание помощник прокурора города Горно-Алтайска Республики Алтай Тынкевич Т.В. административный иск поддержала и просила его удовлетворить.
Административный ответчик Казанцев Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен.
Представитель заинтересованного лица УГИБДД МВД по Республике Алтай в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Исходя из положений ст. 1079 ГК РФ использование транспортных средств - источника повышенной опасности следует квалифицировать как деятельность, связанную с повышенной опасностью для окружающих.
В силу ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Нормами п. п. 1, 2 ст. 24 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В силу п. 4 ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» право гражданина на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
Согласно пункту 8 статьи 8 Конвенции о дорожном движении, подписанной в Вене 8 ноября 1968 г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-У111, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средствами.
Согласно норме ст. 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к управлению транспортными средствами.
Основанием прекращения действия права управления транспортными средствами в соответствии со ст. 28 ФЗ «О безопасности дорожного движения» является, в частности, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Медицинские противопоказания и медицинские ограничения к управлению транспортными средствами предусмотрены в ст. 23.1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» и определены законодателем, как заболевания (состояния), наличие которых соответственно препятствует возможности управления транспортным средством, либо препятствует возможности безопасного управления транспортным средством определенных категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 377 от 28.04.1993 года «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Установлено, что общими противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелым стойким или часто обостряющимися болезненными проявлениями, а дополнительными противопоказаниями – алкоголизм, наркомания, токсикомания (для всех категорий транспортных средств).
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1604 от 29.12.2014 года «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» утвержден перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Так, прямым медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды F10 – F16, F18, F19 трехзначной рубрики Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Ремиссией после лечения алкоголизма или наркоманией, токсикоманией является воздержание от приема алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ, а стойкая ремиссия - выздоровление.
Согласно сведениям УГИБДД МВД по Республике Алтай Казанцеву Д.В. ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение серии <данные изъяты> № на право управления транспортными средствами категории «<данные изъяты>» со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно сведениям БУЗ РА «Психиатрическая больница» от ДД.ММ.ГГГГ Казанцев Д.В. находился на стационарном лечении в наркологическом отделении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: «<данные изъяты>». С ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном наблюдении у врача <данные изъяты> с диагнозом: <данные изъяты> Основанием для постановки на учет Казанцева Д.В. явилось информированное добровольное согласие пациента от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Порядком диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ», утверждённым приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н, диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологический состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания (п.2 Порядка).
Диспансерное наблюдение осуществляют врачи-психиатры-наркологи (врачи-психиатры-наркологи участковые) медицинских организаций (п.3 Порядка).
Осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц, находящиеся в ремиссии от 1 до 2 лет не реже одного раза в шесть недель, в ремиссии свыше 2 лет не реже одного раза в три месяца и включает проведение медицинского осмотра пациента, находящегося под диспансерным наблюдением, в рамках которого осуществляется оценка состояния пациента, сбор жалоб и анамнеза; назначение и оценка лабораторных и инструментальных исследований и пр.
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в том числе, в случае не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом «употребление с вредными последствиями» (п.13 Порядка).
Обязательным условием признания больного не нуждающимся в профилактическом наблюдении и снятии его с диспансерного учета в связи со стойкой ремиссией является соблюдение им правил нахождения на таком учете, а именно выполнение больным всех назначений лечащего врача, соблюдение сроков явок в наркологические учреждения (подразделения), систематичность осмотров больного врачом-наркологом.
Судом установлено наличие у Казанцева Д.В. диагноза <данные изъяты>), отсутствие ремиссии, что является медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Однако каких-либо доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих отсутствие у Казанцева Д.В. медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами и наличие у него стойкой ремиссии, не представлено и судом не установлено.
Установление у Казанцева Д.В. наличия медицинского противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При таких обстоятельствах требование прокурора о прекращении права Казанцева Д.В. на управление транспортными средствами подлежит удовлетворению. В связи с удовлетворением требования прокурора о прекращении права управления транспортным средством необходимо сдать водительское удовлетворение.
Учитывая, что прокурор по искам, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, от уплаты государственной пошлины освобожден (подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ), с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора города Горно-Алтайска Республики Алтай к Казанцеву Д.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами и обязании возвратить водительское удостоверение удовлетворить.
Прекратить действие права Казанцева Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами в связи с наличием медицинских противопоказаний.
Обязать Казанцева Д.В. сдать водительское удостоверение серии <данные изъяты> №, выданное ДД.ММ.ГГГГ МРЭО ГИБДД МВД по Республике Алтай на право управления транспортными средствами категории «<данные изъяты>», в МРЭО УГИБДД МВД России по Республике Алтай.
Взыскать с Казанцева Д.В. в муниципальный бюджет муниципального образования «Город Горно-Алтайск» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Алтай с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.
Судья И.Н. Сумачаков
Мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2020 года