Решение по делу № 2-695/2019 от 20.09.2019

Дело № 2- 695/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 декабря 2019 года

Шарьинский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Гуманец О.В.

с участием заместителя Шарьинского межрайонного прокурора Аристовой И.С.

при секретаре Долгодворовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарьинского межрайонного прокурора, обратившегося в интересах Копылова В.С. к администрации городского округа город Шарья Костромской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Шарьинский межрайонный прокурор обратился в Шарьинский районный суд Костромской области в интересах Копылова В.С. с иском к администрации городского округа город Шарья в котором просит обязать муниципальное образование - городской округ город Шарья в лице администрации городского округа город Шарья Костромской области предоставить Копылову В.С., "__"____ года рождения, на территории городского округа город Шарья по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учётом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилищного фонда.

В обоснование иска указал, что Копылов В.С., "__"____ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно записи акта о рождении от "__"____ №___ матерью Копылова В.С. является К.В.А. "__"____ г.р., отцом - К.С.А. "__"____ г.р., сведения о котором внесены на основании заявления матери, при этом брак между К.В.А. и К.С.А. расторгнут "__"____.

Ввиду лишения К.В.А. решением Шарьинского городского суда Костромской области от 27.03.2008 родительских прав (ранее решением Шарьинского городского суда Костромской области от 31.07.2007 ограничена в родительских правах в отношении ребёнка) в несовершеннолетнем возрасте Копылов В.С. остался без попечения родителей. В связи с указанными обстоятельствами на основании постановления главы г.о.г. Шарья от 19.09.2007 № 1528 Копылов В.С. передан на воспитание в приёмную семью Ч.М.К. и Ч.Н.Ю., где находился до достижения совершеннолетия (договор о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью от 01.10.2007 №86).

Разрешение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствии с п.п.14.2 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из Федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 №159-ФЗ, имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Согласно положениям абз.2, 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу приведенной нормы Федерального закона основаниями возникновения права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится достижение 18 летнего возраста.

Копылов В.С. "__"____ достиг совершеннолетия. В течение длительного периода времени (с рождения) Копылов В.С. проживает на территории городского округа город Шарья, в период нахождения на воспитании в приёмной семье с сентября 2007 года также проживал не территории города, с 01.09.2018 обучается в ОГБПОУ «____», планирует и в дальнейшем проживать в указанном муниципальном образовании.

В настоящее время Копылов В.С. продолжает обучение в ОГБПОУ «____» и проживает у бывших приёмных родителей по адресу: ____.

Жилое помещение, в котором зарегистрирован Копылов В.С. и К.В.А. - ____, находится в собственности муниципального образования городской округ город Шарья (выписка из реестра муниципального имущества городского округа город Шарья от 05.09.2019 №120) и 24.03.2012 многоквартирный жилой дом, в котором расположена данная квартира межведомственной комиссией признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу ч.1 ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» данной категории лиц жилые помещения предоставляются по месту их жительства.

Таким образом, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, федеральным законодательством и законодательством Костромской области названо место жительства этих лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В силу п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В течение длительного периода времени Копылов В.С. проживает на территории городского округа город Шарья, планирует и в дальнейшем проживать на территории указанного муниципального образования.

Сведения, представленные регистрирующими органами, свидетельствуют об отсутствии у Копылова В.С. и его матери на праве собственности или ином законном праве жилых помещений, пригодных для проживания жилых помещений.

Администрация городского округа город Шарьи не предоставляла Копылову В.С. и его матери жилые помещения на основании договора социального или специализированного найма.

Из вышеизложенного следует, что Копылов В.С. по настоящее время не обеспечен жилым помещением, постоянно обосновался и проживает в г. Шарье, в связи с чем жилое помещение должно быть ему предоставлено на территории городского округа город Шарья.

Согласно информации Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Копылов В.С. на основании приказа департамента от 23.12.2015 №736 включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В силу ч.1 ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005 №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года №196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Костромской области от 05.10.2007 №196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» уполномоченный орган исполнительной власти Костромской области по опеке и попечительству формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи, на основании заявлений и документов, определенных администрацией Костромской области.

В силу положений части 10 статьи 10 Закона Костромской области от 05.10.2007 №196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным статьей 6 Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года №98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма».

Согласно ч.2 ст. 132 Конституции Российской Федерации и абз.1 ч.2 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Законом Костромской области от 29.12.2014 №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» установлено, что органы местного самоуправления городских округов наделяются отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. К данным полномочиям относятся формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот, принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров найма жилого помещения на срок пять лет, принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда, а также выявление обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

Указанный Закон вступил в силу с 01.01.2015 и вводится в действие ежегодно Законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено предоставление субвенций на осуществление органам местного самоуправления переданных настоящим Законом государственных полномочий.

Законом Костромской области от 24.12.2018 №495-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», который вступил в силу с 01.01.2019, на осуществление органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, предусмотрены соответствующие субвенции, в том числе и для муниципального образования - городской округ город Шарья.

На основании изложенного следует, что обязанность осуществления государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа при известных условиях возложена на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Костромской области.

Таким образом, с учетом вышеприведенных норм законодательства Копылов В.С. имеет право на обеспечение со стороны администрации городского округа город Шарья жилым помещением из специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Шарья по месту фактического проживания - городской округ город Шарья.

Не предоставление Копылову В.С. жилого помещения является существенным нарушением его права на получение гарантированного государством для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, вида социальной поддержки, которое требует устранения.

Не согласившись с исковым требованием, администрация городского округа город Шарья представила возражения, в которых просила в удовлетворении исковых требований Шарьинскому межрайонному прокурору, обратившемуся в интересах Копылова В.С. к администрации о предоставлении жилого помещения отказать по следующим основаниям.

В соответствии с подп. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обеспечение жильём детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с пунктом первым ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Согласно абзацу третьему части 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с частью второй ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.

Согласно ст.8 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО расходы, предусмотренные данным законом, осуществляются за счет средств областного бюджета. Расходы, указанные в статье 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 года № 348-ЗКО, осуществляются также за счет субсидий, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета. Порядок финансирования расходов, указанных в статье 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО, определяется администрацией области.

Законом Костромской области от 24.12.2018 № 495-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (с изменениями на 01.06.2019) предусмотрены субвенции на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для муниципального образования городской округ город Шарья в размере 12 484,2 тыс. руб. Администрация городского округа город Шарья сможет приобрести жилые помещения в рамках исполнения государственных полномочий только в пределах бюджетных средств, выделенных на такие цели городскому округу город Шарья - в пределах указанных субвенций, то есть в отношении ограниченного числа граждан. Так, согласно расчёту субвенций бюджетам городских округов на осуществление органами местного самоуправления городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, осуществлённому в соответствии с Методикой расчёта, определённой ст. 6 Закона Костромской области от 29.12.2014 года № 620-5-ЗКО, предоставление субвенций городскому округу город Шарья в том объёме, который утверждён Законом Костромской области от 24.12.2018 г. № 495-6-ЗКО, предполагает приобретение лишь двенадцати квартир лицам указанной категории в рамках исполнения государственных полномочий. При этом в 2019 году уже приобретено и предоставлено лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 9 квартир.

При этом в течение 2015-2019 годов по заявленным исковым требованиям прокурора в интересах детей-сирот Шарьинским районным судом уже был вынесен ряд решений о возложении обязанности на администрацию городского округа город Шарья предоставить жилое помещение лицам указанной категории. Неисполненными остаются вступившие в законную силу решения суда о предоставлении жилых помещений 39 лицам указанной категории. Таким образом, предусмотренных и выделенных областным бюджетом городскому округу город Шарья на 2019 год денежных средств не хватит даже на исполнение уже вынесенных в 2015-2018 годах решений суда.

Для приобретения 39 квартир согласно вышеуказанной Методике требуется 36 529,7 тыс. рублей, что значительно больше суммы выделенных субвенций. Свободных жилых помещений специализированного жилого фонда для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в оперативном управлении администрации нет.

Администрация считает, что приобретение жилого помещения помимо исполнения уже вступивших в законную силу решений суда потребует привлечения денежных средств, превышающего сумму выделенных субвенций. Поскольку в соответствии со ст. 4 Закона № 620-5-ЗКО дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований, является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, а у администрации отсутствуют собственные финансовые средства для выполнения указанного делегированного полномочия (в бюджете на 2019 год денежных средств на приобретение жилых помещений лицам указанной категории не предусмотрено), оснований для возложения ответственности за выделение денежных средств из бюджета субъекта Российской Федерации на осуществление переданных полномочий на орган местного самоуправления не имеется.

Кроме того, как следует из прилагаемых к иску документов, в качестве отца Копылова В.С. записан К.С.А., "__"____ г.р. В соответствии с ответом ОГБУ «Костромаоблкадастр - Областное БТИ», исх. от 06.09 2019 № ИС-3486 за К.С.А. на "__"____ было зарегистрировано домовладение по адресу: ____. Сведений о невозможности проживания Копылова В.С. по указанному адресу истцом же предоставлено.

В отзывах на исковое заявление прокурора Департамент финансов Костромской области и департамент по труду и социальной защите населения Костромской области указали, что обеспечение жильем вне зависимости от очередности, ущемляет права и законные интересы иных детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

В судебном заседании заместитель Шарьинского межрайонного прокурора Аристова И.С. заявленное требование поддержала. Просила обязать муниципальное образование - городской округ город Шарья в лице администрации городского округа город Шарья предоставить Копылову В.С. на территории городского округа город Шарья по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учётом нормы предоставления площади жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Исковое требование поддержала по доводам, изложенным в иске.

С учётом поступивших возражений относительно иска, пояснила, что согласно возражениям, ответчик пытается оспорить статус Копылова В.С., а именно то, что он относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно действующего в период рождения Копылова В.С. ФЗ «Об актах гражданского состояния» родители либо один из родителей заявляет устно или письменно о рождении ребёнка в орган ЗАГС. Одновременно с подачей заявления о рождении ребёнка должен быть представлен документ, удостоверяющий личность родителей либо родителя, а также документы, которые являются основанием для внесения сведений в запись акта о рождении об отце.

В материалах дела имеется выписка акта о рождении от 20.08.2001 г., согласно которой в качестве отца Копылова В.С. внесён К.С.А., "__"____ рождения. Статьёй 17 ФЗ «Об актах гражданского состояния» предусмотрено, что сведения об отце вносятся в акт о рождении на основании свидетельства о браке родителей. Основанием для внесения сведений об отце было свидетельство о заключении брака между К.С.А. и К.В.А. от "__"____ В части 2 статьи 17 ФЗ «Об актах гражданского состояния» указано, что, в случае, если брак между родителями ребёнка расторгнут, признан судом недействительным, но со дня расторжения брака и до дня рождения ребёнка прошло не более 300 дней, то сведения об отце вносятся на основании свидетельства о заключении брака. В материалах рассматриваемого дела имеется выписка из акта регистрации расторжения брака между К.С.А. и К.В.А., который зарегистрирован "__"____ Основанием для расторжения брака явилось решение суда от "__"____ Запись о регистрации акта о расторжении брака была внесена на основании заявления К.С.А. "__"____ Согласно записи акта о рождении от "__"____ №___ Копылов В.С. родился "__"____, то есть, по истечении более 300 дней со дня расторжения брака между К.В.А. и К.С.А. Прошло более 10 лет. Соответственно, законных оснований для указания в акте о рождении в качестве отца К.С.А. не имелось. В виду невнимательности сотрудников отдела ЗАГС, использующих данные для регистрации акта о рождении, были отражены сведения на основании паспорта К.В.А., которая в свою очередь в установленный законом срок не обратилась в орган ЗАГС и не поставила штамп о расторжении брака в паспорт. На момент расторжения брака между указанными лицами действовал «Кодекс о браке и семье РСФСР», согласно которому регистрация на основании решения суда производится органом записи актов гражданского состояния как по заявлению обеих сторон, так и по заявлению одного из супругов, как и произошло в данном случае - на основании заявления К.С.А. В случае регистрации развода на основании заявления только одного из супругов, брак считается прекращённым. С учётом того, что К. "__"____ был зарегистрирован данный акт гражданского состояния, то на тот момент брак между К. и К. считался прекращённым.

Согласно статье 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. В материалах дела имеется решение Шарьинского городского суда от "__"____ об ограничении К.В.А. родительских прав в отношении Копылова В.С. Суд установил, что К.В.А. приходится Копылову В.С. одинокой матерью, в связи с чем при ограничении родительских прав он подлежал передаче на попечение органов опеки и попечительства. Данное обстоятельство зафиксировано в решении суда, которое вступило в законную силу в 2007 г. В связи с этим довод в возражениях об оспаривании статуса Копылова В.С. считала несостоятельным.

В возражениях представитель администрации городского округа горд Шарья также указывает, что за лицом, схожим по фамилии, имени и отчеству с лицом, который внесён в акт о рождении материального истца зарегистрировано домовладение по адресу: ____. Между тем, данным домом владеет иное лицо, с иной датой и местом рождения. В подтверждении этого представлены объяснения, договор купли-продажи и копия паспорта указанного лица.

Недостаточность финансирования обязательств, которые переданы муниципальному образованию со стороны администрации области, не могут повлечь ограничение и ущемление права Копылова В.С. на получение им жилого помещения, которое гарантировано ему Конституцией РФ и Федеральным законом.

Истец Копылов В.С. исковые требования также поддержал. Пояснил, что он 13 лет проживает на ____ опекунов. Учится в Шарьинском политехническом техникуме на 2 курсе. Ему учиться ещё два года.

Представитель ответчика Слепицын И.В. с исковыми требованиями прокурора не согласился по доводам, изложенным в возражениях.

Дело рассматривалось в отсутствие третьих лиц - Администрации Костромской области, Департамента СЗН, О и П Костромской области, Департамента финансов Костромской области, Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, извещённых о рассмотрении дела надлежащим образом (л.д. 43-47, 68).

Выслушав участников, изучив материалы дела, суд считает, что требование прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что действие вышеприведенных положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013 года).

Подобные нормы содержатся в статье 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года № 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 1 января 2013 года), в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05.10.2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области (часть 2).

Как установлено в судебном заседании Копылов В.С., "__"____ года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно информации предоставленной отделом ЗАГС по городскому округу город Шарья и Шарьинскому муниципальному району №1006 от 29.08.2019 г. в архиве отдела записи актов гражданского состояния по городскому округу город Шарья и Шарьинскому муниципальному району управления ЗАГС Костромской области имеется запись акта о рождении № 87 от 20 августа 2001 года, в соответствии с которой родителями Копылова В.С., родившегося "__"____ в ____, являются К.С.А. "__"____ года рождения и К.В.А. "__"____ года рождения. Основание указания сведений об отце - свидетельство о заключении брака (запись акта № от "__"____ ЗАГС г.Шарьи Костромской области) (л.д.9).

В соответствии с информацией предоставленной отделом ЗАГС по городскому округу город Шарья и Шарьинскому муниципальному району №1026 от 31.08.2019 г. в архиве отдела имеется запись акта о заключении брака № 223 от 16.10.1982 года Бюро ЗАГС Шарьинского городского Совета народных депутатов Шарьинского района Костромской области между К.С.А. "__"____ года рождения и С.В.А. "__"____ года рождения. Выдано свидетельство I-ГО №___ "__"____ (л.д.10).

Согласно информации предоставленной отделом ЗАГС по городскому округу город Шарья и Шарьинскому муниципальному району №1006 от 29.08.2019 г. в архиве отдела имеется запись акта о расторжении брака №16 от 21.11.1990 г. бюро ЗАГС Шарьинского района Костромской области, в соответствии с которой брак между К.С.А. и К.В.А. расторгнут на основании решения суда от "__"____ Выдано свидетельство: ему - I-ГО №___, ей - I-ГО №___ от "__"____ (л.д.11).

Из указанных документов усматривается, что на момент регистрации рождения Копылова В.С., родившегося "__"____, отметка о расторжении брака К.В.А. и К.С.А. (которые указаны в свидетельстве о рождении Копылова В.С. в качестве родителей) сделана не была, в связи с чем К.С.А. на основании данных паспорта матери ребенка К.В.А. был записан в свидетельстве о рождении в качестве отца, то есть формально по документам. Фактически же брак между К.В.А. и К.С.А. на момент рождения Копылова В.С. ("__"____) был расторгнут уже более 10 лет, в связи с чем, у органов ЗАГСА не имелось оснований записывать К.С.А. в качестве отца ребенка.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что К.В.А. "__"____ года рождения является одинокой матерью в отношении Копылова В.С., родившегося "__"____.

Решением Шарьинского городского суда Костромской области от "__"____ К.В.А. была ограничена в родительских правах в отношении несовершеннолетнего Копылова В.С., "__"____ года рождения (л.д.13-14).

Решением Шарьинского городского суда Костромской области от "__"____ К.В.А. была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего Копылова В.С., "__"____ года рождения (л.д.16-17).

Постановлением главы городского округа город Шарья №1528 от 19.09.2007 года Копылов В.С. был передан на воспитание в приемную семью Ч.. Тем же постановлением за несовершеннолетним Копыловым В.С. было закреплено право проживания в жилом помещении по адресу: ____ (л.д.19).

Как установлено в судебном заседании ни Копылов В.С., ни его мать, не имеют в собственности жилых помещений, а также не являются нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с информацией, представленной управлением по вопросам миграции УМВД России по Костромской области №2696 от 09.09.2019 года: 1) Копылов В.С., рождённый "__"____ в ____, зарегистрирован по месту жительства с 20.08.2001 по адресу: ____; 2) К.С.А., рождённый "__"____ в ____, зарегистрированным на территории региона не значится; 3) К.В.А., рождённая "__"____ в д. ____, зарегистрирована по месту жительства с 15.09.1987 по адресу: ____ (л.д.24).

Согласно информации за №3806/0221 от 12.09.2019 г., представленной администрацией городского округа ____, К.В.А., "__"____ года рождения предоставлялось жилое помещение по адресу: ____, Копылов В.С., "__"____ года рождения включен в состав семьи.

В соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества городского округа город Шарья Костромской области квартира по адресу: ____ принадлежит городскому округу на основании постановления главы самоуправления г.Шарьи №543/1 от 16.10.1997 года (л.д.35).

Межведомственной комиссией при администрации городского округа город Шарья 23.03.2012 года жилой дом № 3 по ____, г. Шарья признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.28).

Согласно информации №3807/02-21 от 12.09.2019 г., представленной администрацией городского округа город Шарья, на основании книги выдачи договоров социального найма следует, что жилое помещение по договору социального найма в период с 2006 года по настоящее время К.С.А., "__"____ года рождения не предоставлялось, К.В.А., "__"____ года рождения предоставлялось жилое помещение по адресу: ____ (договор социального найма не заключался) (л.д.33).

В соответствии со справкой о зарегистрированных гражданах № 5653 от 05.09.2019 года, представленной администрацией городского округа ____, по адресу ____ зарегистрированы: 1) К.В.А. "__"____ г.р. с "__"____ по месту жительства, 2) Копылов В.С. "__"____ г.р. с "__"____, 3) К.А.С. "__"____ г.р. был зарегистрирован "__"____, снят с регистрационного учета "__"____, убыл в места лишения свободы (л.д. 34).

В материалы дела представлены уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии №КУВИ-001/2019-21680515 от 04.09.2019 года, №КУВИ-001/2019-21990951 от 11.09.2019 года, №КУВИ-001/2019-21990759 от 11.09.2019 года об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений: 1) о правах Копылова В.С. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости в Костромской области (л.д.36); 2) о правах К.С.А. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости в Костромской области (л.д.39); 3) сведений о правах К.В.А. на имевшиеся (имеющиеся) у неё объекты недвижимости в Костромской области (л.д.40).

В соответствии с выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 24.09.2019 года сведения о зарегистрированных правах на жилой дом по адресу: ____, отсутствуют (л.д.72).

Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 23.12.2015 года №736 Копылов В.С., "__"____ года рождения был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.23).

В ходе рассмотрения дела установлено, что местом проживания Копылова В.С. является городской округ город Шарья. Данный факт ответчиком не оспаривался.

В соответствии со справкой-подтверждением №12301 от 29.08.2019 года Копылов В.С. "__"____ года рождения - обучается в ОГБПОУ «Шарьинский политехнический техникум Костромской области» на очной форме обучения по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.03 «Автомеханик» с 01.09.2018 года (47-к от 16.08.2018) по настоящее время.

Во время обучения общежитие не предоставлялось, проживает по адресу: ____ (л.д.21).

В соответствии с информацией №2911 от 09.09.2019 жилой дом по адресу: ____, в реестре муниципального имущества городского округа город Шарья Костромской области не числится (л.д.32).

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 02.10.2019 года жилой дом по адресу: ____ принадлежит на праве общей совместной собственности Ч.Н.Ю. "__"____ года рождения и Ч.М.К. "__"____ года рождения (л.д.69-71).

В силу пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Законом Костромской области от 29 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (часть 1 статьи 3 Закона).

В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Закона Костромской области государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет; принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; выявление в установленном администрацией Костромской области обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятии решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.

Согласно статье 10 Закона Костромской области от 29 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года и вводится в действие ежегодно законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено предоставление субвенций на осуществление органам местного самоуправления переданных настоящим Законом государственных полномочий.

В соответствии с Законом Костромской области № 620-5-ЗКО от 29 декабря 2014 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (в редакции Закона Костромской области от 15.12.2017 N 329-6-ЗКО), обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области.

Таким образом, реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) в Костромской области возложена на органы местного самоуправления по месту жительства указанных лиц и, следовательно, именно на администрации городского округа город Шарья лежит обязанность предоставить Копылову В.С. жилое помещение, отвечающее всем установленным требованиям.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления и не являются предметом рассмотрения по настоящему делу.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Учитывая, что ни положения данного Федерального закона, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности, жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Шарьинского межрайонного прокурора, обратившегося в интересах Копылова В.С., удовлетворить.

Обязать муниципальное образование - городской округ город Шарья в лице администрации городского округа город Шарья Костромской области предоставить Копылову В.С., "__"____ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учётом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Шарья Костромской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                     О.В. Гуманец

Решение вступило в законную силу           ________.

2-695/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Шарьинский межрайонный прокурор в интересах Копылова Виталия Сергеевича
Копылов Виталий Сергеевич
Ответчики
Администрация городского округа г. Шарья
Другие
Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области
Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области
Департамент финансов Костромской области
Администрация Костромской области
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области
Суд
Шарьинский районный суд Костромской области
Дело на странице суда
sharinsky.kst.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.04.2020Предварительное судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
12.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2020Дело оформлено
23.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее