Дело №2а-1002/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2019 года г.Нягань
Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа –Югры в составе председательствующего судьи Басковой Л.В.
С участием помощника прокурора г.Нягани Клюсова И.Н.
Представителя административного ответчика Администрации города Нягани Яблокова В.В., действующего на основании доверенности №61 от 25.12.2018г.
При секретаре Галенко С.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора города Нягани в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Нягани о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Нягани в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Нягани о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным.
Просит признать бездействие Администрации города Нягани выражающееся в непринятии мер, направленных на создание специализированной службы по вопросам похоронного дела незаконным.
Обязать Администрацию города Нягани в срок до дата создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Свои требования мотивировала тем, что прокуратурой города в связи с поступившим обращением ФИО проведена проверка соблюдения Администрацией <адрес> полномочий по организации ритуальных услуг, по результатам которой установлено следующее:
В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003. № 131-ФЗ «Об общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 9 Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В части 1 статьи 29 Федерального закона органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
На основании подпункта 13 пункта 3.1 статьи 45 Устава города Нягани от 28.07.2005г. №413, содержание мест захоронения на территории города осуществляется путем создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, определение порядка деятельности этих служб, осуществление контроля за их деятельностью определено к полномочиям Администрации города Нягани.
Вместе с тем, Администрацией города Нягани меры, направленные на создание специализированной службы по вопросам похоронного дела, не принимаются.
В судебном заседании административный истец на исковых требованиях административного искового заявления настаивал.
Представитель административного ответчика пояснил, что вопрос оказания ритуальных услуг связанных с погребением отнесены законодательством к вопросу местного значения. В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»: организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Данный вопрос разрешается индивидуально. Создается специализированная похоронная служба в составе муниципальных предприятий, учреждений, проводятся конкурсы в соответствии с утверждаемыми порядками. Конкурсы проводятся о соблюдении закона, о защите конкуренции. Администрацией города Нягани на основании положения о порядке проведения конкурса, был проведен конкурс по наделению хозяйствующего субъекта статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Нягань. Конкурс был проведен без нарушений, победителем конкурса была признана единственная заявка от организации ООО «Бастион», заключен договор. Каких - либо замечаний или нарушений в отношении ООО «Бастион» не установлено. Муниципальным образование принят правовой акт, который регулирует порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, данный акт получил положительное заключение прокурора г. Нягани. На основании изложенного просим отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица пояснила, что они поддерживают позицию представителя административного ответчика. Просят отказать в удовлетворении иска. Конкурс был проведен на основании постановления Администрации г. Нягани № от дата Данным постановлением утвержден состав комиссии. Утверждена документация. Была подана одна заявка, других заявок не подавалось. Был признан победитель ООО «<данные изъяты> и был заключен безденежный договор. Согласно справки предоставленной суду жалоб на ООО <данные изъяты> не поступало.
Представитель ООО «<данные изъяты> в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав помощника прокурора г.Нягани, административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который к вопросам местного значения муниципального района относит организацию ритуальных услуг (пункт 17 части 1 статьи 15).
Статья 17 Федерального закона N 131-ФЗ содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (подпункт 9 пункта 1, пункт 1.1).
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 1 января 2016 г. и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Закона N 8-ФЗ).
Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Закона N 8-ФЗ).
В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. N 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.
При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (статья 12 этого закона).
Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (пункт 1 статьи 18 Закона N 8-ФЗ).
Закон N 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы. Согласно пункту 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.
Из положений статей 9 и 10 упомянутого закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Статьей 9 Закона N 8-ФЗ определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3).
В силу положений статьи 10 названного закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 этого закона.
Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории города Нягани мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом N 131-ФЗ к ведению муниципальных районов вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Законом N 8-ФЗ, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Закона N 8-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 приведенного закона).
Анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона N 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
Суд приходит к выводу, что статусом специализированной службы может наделяться любой хозяйствующий субъект, но учрежденный органом местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что Администрация города Нягани не является учредителем ООО <данные изъяты>, поэтому наделение ее полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела, противоречит действующему законодательству.
Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора города Нягани удовлетворить.
Признать бездействие Администрации города Нягани выражающееся в непринятии мер, направленных на создание специализированной службы по вопросам похоронного дела незаконным.
Обязать Администрацию города Нягани в срок до дата. создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ханты-Мансийского окружного суда через Няганский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17.06.2019г.
Судья Баскова Л.В.