Судья Ермолаева Т.П. УИД 21RS0023-01-2023-001529-88
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 мая 2024 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Ярадаева А.В.,
судей Спиридонова А.Е., Арслановой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Жуковой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах Российской Федерации к Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Республиканская детская клиническая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики о возложении обязанности привести объект гражданской обороны в надлежащее состояние, поступившее по апелляционной жалобе Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 21 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Спиридонова А.Е., судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (далее – Минэкономразвития Чувашии), Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Республиканская детская клиническая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее – БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии), после уточнения требований мотивировав их тем, что защитное сооружение, имеющее вторую защитную категорию по гражданской обороне и расположенное на территории, отнесенной к группе гражданской обороны, ранее являлось объектом федеральной собственности и было передано на хранение БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии. На основании распоряжения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее – МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области) № ... от 20 июля 2023 года и акта приема-передачи от 11 октября 2023 года названный объект передан в собственность Чувашской Республики, и распоряжением Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики № ... от 9 ноября 2023 года передан в оперативное управление БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии. В ходе проведения прокуратурой в 2021 году проверки установлено, что надлежащих мер к поддержанию названного защитного сооружения гражданской обороны в надлежащем состоянии постоянной готовности к использованию не принято. По результатам проверки в адрес БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии вынесено представление об устранении недостатков, должностное лицо названного учреждения постановлением мирового судьи судебного участка № ... Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 25 февраля 2022 года привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако до настоящего времени обязанности по приведению убежища в надлежащее состояние ответчиками не приняты, чем нарушаются права неопределенного круга лиц в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и подготовки к ведению гражданской обороны. В нарушение требований действующего законодательства данное защитное сооружение находится в состоянии, непригодном для его использования по прямому назначению. На основании изложенного заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах Российской Федерации просил суд возложить на БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии и Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести спорный объект гражданской обороны в надлежащее состояние путем приведения в рабочее состояние расположенной в убежище защищенной дизельной электростанции и всех систем жизнеобеспечения (водоснабжение, канализация, вентиляция, фильтровентиляционное оборудование); проведения покраски помещений убежища; установления на входе убежища его обозначения; маркировки защитно-герметических дверей с внешней и внутренней стороны; обозначения маршрутов движения к защитному сооружению (убежищу); оснащения убежища инвентарем согласно Перечню, содержащемуся в Приложении №18 к Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583; создания звена по обслуживанию защитного сооружения (убежища); обеспечения звена по обслуживанию защитного сооружения (убежища) средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментами в соответствии с примерными нормами оснащения (табелизации), приведенными в Приложении № 2 к Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583; приведения в надлежащее состояние защитно-герметической двери, обеспечивающее ее плотное закрытие; проведения замены уплотнителей на защитно-герметических дверях и ставнях убежища; оборудования входа и выхода убежища сигнальными устройствами при открывании дверей и ставней в мирное время.
В суде первой инстанции прокурор Краснова Е.В. исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в заявлении. Представители БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии – Мадеев Е.Г., Федоров М.В., представитель Минэкономразвития Чувашии – Маркова Е.В. исковые требования не признали. Представитель Министерства финансов Чувашской Республики – Капитонова А.В. в удовлетворении иска просила отказать. Представитель ГУ МЧС России по Чувашской Республике – Козарь А.А. просил удовлетворить исковые требования прокурора. Остальные участвующие в деле лица в судебном заседании не присутствовали.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 21 февраля 2024 года постановлено:
«Обязать Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (ИНН: ...) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести объект гражданской обороны (убежище), расположенный по адресу: ..., в надлежащее состояние путем:
- приведения в рабочее состояние расположенной в убежище защищенной дизельной электростанции и всех систем жизнеобеспечения (водоснабжение, канализация, вентиляция, фильтровентиляционное оборудование);
- проведения покраски помещений убежища;
- установления на входе убежища его обозначения;
- маркировки защитно-герметических дверей с внешней и внутренней стороны;
- обозначения маршрутов движения к защитному сооружению (убежищу);
- оснащения убежища инвентарем согласно Перечню, содержащемуся в Приложении №18 к Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583;
- создания звена по обслуживанию защитного сооружения (убежища);
- обеспечения звена по обслуживанию защитного сооружения (убежища) средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментами в соответствии с примерными нормами оснащения (табелизации), приведенными в Приложении № 2 к Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583;
- приведения в надлежащее состояние защитно-герметической двери, обеспечивающее ее плотное закрытие;
- проведения замены уплотнителей на защитно-герметических дверях и ставнях убежища;
- оборудования входа и выхода убежища сигнальными устройствами при открывании дверей и ставней в мирное время».
Решение обжаловано Министерством экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, которое в апелляционной жалобе поставило вопрос об отмене решения по тем мотивам, что обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне лежит на БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии, которому защитное сооружение передано на праве оперативного управления.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики – Маркова Е.В. апелляционную жалобу поддержала. Прокурор Краснова Е.В., представитель БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии – Федоров М.В. и представитель Министерства здравоохранения Чувашской Республики – Кузьмина Н.Н. просили оставить обжалуемое судебное постановление без изменения. Остальные участвующие в деле лица в судебном заседании не присутствовали.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию судом первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, объект гражданской обороны, расположенный по адресу: ..., ... года постройки, по своему типу относится к убежищу, класс А III, вместимостью 100 чел. с наличием систем жизнеобеспечения. Ранее указанное защитное сооружение являлось объектом федеральной собственности и было передано на ответственное хранение БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии на основании договора № ... от 15 июня 2010 года, заключенного между БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии и ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике, по которому учреждение брало на себя обязательство принять на ответственное хранение спорный объект гражданской обороны и поддерживать его в надлежащем состоянии.
В ходе проведения проверки прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Чувашской Республике установлено, что спорный объект в нарушение требований действующего законодательства находится в состоянии, непригодном для его использования по прямому назначению.
Так, в данном ЗС ГО не обеспечена работоспособность защищенной дизельной электростанции и всех систем жизнеобеспечения (водоснабжение, канализация, вентиляция, фильтровентиляционное оборудование); не проведена покраска помещений убежища; на входе убежища не установлено его обозначение, отсутствует маркировка защитно-герметических дверей с внешней и внутренней стороны; не обозначены маршруты движения к защитному сооружению; отсутствует оснащение убежища инвентарем согласно Перечню, содержащемуся в Приложении №18 к Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583; не созданы звенья по обслуживанию защитного сооружения и по обслуживанию защитного сооружения средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментами в соответствии с примерными нормами оснащения (табелизации), приведенными в Приложении № 2 к Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583; не приведены в надлежащее состояние защитно-герметические двери и ставни убежища; вход и выход убежища не оборудованы сигнальными устройствами при открывании дверей и ставней в мирное время. Наличие указанных недостатков в эксплуатации спорного объекта ответчиками не оспаривается.
Удовлетворяя исковые требования к Минэкономразвития Чувашии, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 12, ст. 210, ст. 307, ст. 891 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), п. п. 1-2, п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями», п. 2, п. п. 9-10, п. 14 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», ст. 2, ст. 4, ст. ст. 6-8, ст. 12, ст. 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон о гражданской обороне) и исходил из того, что выявленные в ходе проверки факты являются нарушением Федерального закона «О гражданской обороне» и Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, а также, что недостаточная защищенность объекта гражданской обороны может привести к негативным последствиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации, опасной для жизни и здоровья граждан, и причинить значительный материальный ущерб; при этом довод прокурора о том, что БУ ЧР «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии должно исполнять принятые на себя по договору обязательства в отсутствие финансирования был отклонен судом.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда о возложении на Минэкономразвития Чувашии обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства о гражданской обороне в силу следующего.
Согласно статье 1 Закона о гражданской обороне понятие требований в области гражданской обороны - это специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 6 Закона о гражданской обороне Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, согласно пункту 10 которого, организации:
- создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны;
- обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;
- ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Пунктами 1 - 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года № 359, установлено, что решения о приватизации предприятий, организаций и учреждений, имеющих на своем балансе объекты и имущество гражданской обороны, принимаются в установленном порядке органами государственной власти с учетом заключения соответствующего штаба (комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.137 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила № 583).
Пунктом 1.2 Правил № 583 установлено, что требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО.
В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (пункт 1.3 Правил N 583).
Согласно пункту 1.8 Правил № 583 в обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий:
- по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
- по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов;
- по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению;
- по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Согласно разделу 3.2 Правил № 583 при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность:
- защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;
- герметизации и гидроизоляции всего сооружения;
- инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (пункт 3.2.1).
При эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается:
- перепланировка помещений;
- устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях;
- нарушение герметизации и гидроизоляции;
- демонтаж оборудования;
- применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений (пункт 3.2.2).
Как установил суд первой инстанции, положениями договора от 15 июня 2010 года, заключенным между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Чувашской Республике и БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии, объект ЗС ГО передан ответчику на ответственное хранение и в безвозмездное пользование, причем последний принял на себя обязанность сохранять защитное сооружение, принимать меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.
При этом согласно п. 4 ст. 18 «Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения» Закона о гражданской обороне обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств этих организаций.
Как следует из материалов дела, на основании акта приема-передачи федерального недвижимого имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность Чувашской Республики от 11.10.2023 в одностороннем порядке были; переданы защитные сооружения, указанные в приложении к указанному акту.
В пункте 3 приложения к акту приема-передачи федерального недвижимого имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность Чувашской Республики от 11.10.2023, указан объект недвижимого имущества - убежище с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу: ....
На основании распоряжения Минэкономразвития Чувашии от 09.11.2023 № ... за бюджетным учреждением Чувашской Республики «Республиканская детская клиническая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики закреплен на праве оперативного управления объект недвижимого имущества с кадастровым номером ..., ... года постройки, общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу: ....
На основании акта приема-передачи государственного имущества Чувашской Республики от 09.11.2023, вышеуказанный объект - убежище был передан БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии.
Право оперативного управления зарегистрировано в установленном порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике 23.11.2023 (запись о государственной регистрации №... от 23.11.2023).
Таким образом, с момента государственной регистрации права оперативного управления БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии осуществляются полномочия собственника объекта недвижимого имущества - убежища с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м., по владению, пользованию и распоряжению таким недвижимым имуществом, ограниченные лишь законом, целями деятельности предприятия или учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника, и соответственно, указанное учреждение обязано нести обязанности и бремя расходов, связанных с его содержанием, надлежащей эксплуатацией, и обеспечения проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны.
Кроме того, как указано выше, еще в момент нахождения объекта в федеральной собственности, объект недвижимого имущества с кадастровым номером ..., ... года постройки, общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу: ..., находился у бюджетного учреждения на ответственном хранении на основании договора № ... от 15.06.2010, предусматривающего обязательства по обеспечению надлежащего хранения и поддержания в надлежащем состоянии (в постоянной готовности).
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, в силу действующего законодательства и принятых на себя обязательств по договору БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии приняло на себя обязанность обеспечивать сохранность защитных сооружений и принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, которая не поставлена в зависимость от наличия финансирования.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора к БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии следует признать обоснованными, а в части требований к Минэкономразвития Чувашии – не подлежащими удовлетворению.
Поскольку судом первой инстанции неправильно применен материальный закон, согласно п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, обжалуемое судебное постановление следует отменить.
Руководствуясь ст. 199, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
отменить решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 21 февраля 2024 года и принять по делу новое решение.
Возложить на Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Республиканская детская клиническая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (ИНН ...) обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести объект гражданской обороны (убежище), расположенный по адресу: ..., в надлежащее состояние путем приведения в рабочее состояние расположенной в убежище защищенной дизельной электростанции и всех систем жизнеобеспечения (водоснабжение, канализация, вентиляция, фильтровентиляционное оборудование); проведения покраски помещений убежища; установления на входе убежища его обозначения; маркировки защитно-герметических дверей с внешней и внутренней стороны; обозначения маршрутов движения к защитному сооружению (убежищу); оснащения убежища инвентарем согласно Перечню, содержащемуся в Приложении №18 к Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583; создания звена по обслуживанию защитного сооружения (убежища); обеспечения звена по обслуживанию защитного сооружения (убежища) средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментами в соответствии с примерными нормами оснащения (табелизации), приведенными в Приложении № 2 к Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583; приведения в надлежащее состояние защитно-герметической двери, обеспечивающее ее плотное закрытие; проведения замены уплотнителей на защитно-герметических дверях и ставнях убежища; оборудования входа и выхода убежища сигнальными устройствами при открывании дверей и ставней в мирное время.
Отказать в удовлетворении иска заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики к Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об устранении выявленных нарушений законодательства о гражданской обороне в полном объеме.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий А.В. Ярадаев
Судьи А.Е. Спиридонов
Е.А. Арсланова
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 мая 2024 года.