14RS0035-01-2020-009918-20
Дело № 2а-6710/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 28 июля 2020 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично, при секретаре Лукиной Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ноговицыной Олеси Валерьевны к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке,
у с т а н о в и л :
Ноговицына О.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указывая на то, что является собственником земельного участка с кадастровым №, площадью ___ кв.м, расположенного по адресу: ____, ей дано разрешение на вырубку лесных насаждений на участке, по результатам публичных слушаний разрешено отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части отступов от границ, однако в выдаче уведомления о соответствии планируемой реконструкции параметрам и допустимости размещения им отказано. Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, просили признать незаконным решение административного ответчика о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ____ 2020 г. №, обязать его устранить допущенное нарушение путем выдачи уведомления о разрешении строительства.
В судебном заседании административный истец Ноговицына О.В. и ее представитель Черов А.Г. иск поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель административных соответчиков Департамента градостроительства Окружной администрации (далее – ДГ ОА) г. Якутска, Окружной администрации (далее – ОА) г. Якутска Слесаренко Н.В. в судебном заседании с иском не согласилась, ссылаясь на законность действий органа местного самоуправления. Согласно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании на указанный земельный участок распространяется лесохозяйственный регламент городских лесов г. Якутска, в связи с чем законных оснований для выдачи уведомления о соответствии не имелось.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
____ 2020 г. (с исходящим №) административный истец подала в ДГ ОА г. Якутска уведомление (зарегистрировано ____ 2020 г. №) о планируемом строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: ____, з/у №.
____ 2020 г. ДГ ОА г. Якутска направил административным истцам уведомление № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Основанием указано расположение данного земельного участка в городских лесах городского округа «город Якутск».
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статья 62 КАС РФ устанавливает, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; имеются ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что по общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 29 июня 2020 г., оспариваемый отказ датирован 28 января 2020 г., следовательно, установленный срок обращения в суд пропущен (истек 29 апреля 2020 г.). Вместе с тем ходатайство административного истца о пропущенного срока обращения в суд подлежит удовлетворению и данный срок – восстановлению по следующим основаниям. Ввиду юридической неграмотности Ноговицына О.В. после получения ____ 2020 г. оспариваемого решения об отказе обратилась ____ 2020 г. в прокуратуру г. Якутска о нарушении ОА г. Якутска требований градостроительного законодательства. ____ 2020 г. ей поступил ответ прокуратуры г. Якутска о выявленных нарушениях градостроительного законодательства и направлении в ОА г. Якутска представления от ____ 2020 г. об устранении нарушений. ____ 2020 г. ОА г. Якутска направила в прокуратуру г. Якутска письмо о рассмотрении данного представления с протоколом от ____ 2020 г. Согласно пояснениям административного истца и ее представителя, получив данное письмо прокуратуры, Ноговицына О.В., добросовестно заблуждаясь, решила, что ОА г. Якутска на основании представления прокуратуры от ____ 2020 г. самостоятельно устранит нарушения и восстановит ее право, однако этого не случилось и она вынуждена была обратиться в суд. Суд принимает доходы административного истца и признает причины пропуска срока обращения в суд уважительными, в связи с чем восстанавливает данный срок и рассматривает дело по существу.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, приказу ДГ ОА г. Якутска от ____ 2020 г. № о присвоении адреса объекту адресации административному истцу на праве общей совместной собственности с Ноговицыным В.Г. принадлежит земельный участок с кадастровым №, площадью ___ кв.м, расположенный по адресу: ____, с видом разрешенного использования под индивидуальный жилой дом. Ограничений, обременений в отношении земельного участка не установлено, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
На основании заключения публичных (общественных) слушаний от 07 ноября 2019 г. № 677 распоряжением заместителя главы городского округа «город Якутск» от ____ 2019 г. № Ноговицыной О.В., Ноговицыну В.Г. предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в части отступа от северной границы земельного участка до фасада здания на ___ м, от западной границы земельного участка до фасада здания на ___ м, от квартальных красных линий на ___ м, в отношении земельного участка с кадастровым №.
Согласно ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также – уведомление о планируемом строительстве).
В соответствии с ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; 4) в срок, указанный в ч. 9 данной статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Кроме того, в силу ч. 11 данной статьи в уведомлении о несоответствии должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены действующими нормативными правовыми актами.
Частью 7 данной статьи предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство … орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства … предельным параметрам разрешенного строительства … и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства …; 2) направляет застройщику … уведомление о соответствии … либо о несоответствии ….
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) от ____ 2020 г. № земельный участок с кадастровым № находится в территориальной зоне Ж-2А: зона для индивидуального жилищного строительства, ограничениям по линиям градостроительного регулирования (красным линиям) соответствует, решение о резервировании под муниципальные и государственные нужды и о развитии застроенных территорий не приняты, согласно проекту планировки территории относится к объектам индивидуальной жилой застройки, по проекту межевания территории предназначен для индивидуального жилищного строительства. Также обозначена зона экологического ограничения в виде лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа «город Якутск».
Из незаверенной надлежащим образом распечатки из программы ГИС ИнГео – адресный план (без легенды и расшифровки цветов и условных обозначений) видно, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2А, а не в Л-1.
Вместе с тем никаких допустимых, относимых и достаточных доказательств расположения земельного участка административных истцов в зоне городских лесов административными ответчиками не представлено, несмотря на неоднократные запросы суда и разъяснения в порядке подготовки дела к судебному разбирательству бремени доказывания по данной категории дел. Градостроительный план земельного участка с указанием ограничений, а также критериев недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке из-за охранной зоны объектов электросетевого хозяйства административным ответчиком не представлены.
Административными ответчиками в материалы дела по запросу суда выдержки из лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа «город Якутск» Республики Саха (Якутия) в части данной территории не представлены. Следовательно, распространение на земельный с кадастровым № данного лесохозяйственного регламента административными ответчиками не доказано. Доводы представителя админ6пистартивных ответчиков о том, что доказательством являются сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, судом отклоняются, поскольку эти сведения являются лишь обобщенными сведениями, сформированными из различных нормативных правовых актов, однако при этом сам нормативный правовой акт, на основании которого сформированы эти сведения в части зоны экологического ограничения, суду не представлен. Указанные в акте обследования земельного участка, составленном главным специалистом Управления муниципального контроля ОА г. Якутска ____ 2020г. № 1057, сведения о нахождении данного земельного участка в выделе 51 квартала 17 плана лесонасаждений лесных массивов, распложенных в пределах границы городского округа «город Якутск», также административными ответчиками не обосновано, названный план лесонасаждений суду не представлен.
Кроме того, из материалов дела установлено, что Ноговицыной О.В. Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики ОА г. Якутска ____ 2019 г. предоставлено разрешение на снос лесных насаждений, а именно на сосну – ___ куб.м (___ шт.), по договору купли-продажи лесных насаждений от ____ 2019 г. № и по акту от ____ 2019 г. № указанные лесные насаждения в виде ___ сосны переданы в собственность Ноговицыной О.В. Также на основании разрешения от ____ 2019 г. на снос лесных насаждений, а именно на сосну – ___ куб.м (___ шт.), договора купли-продажи лесных насаждений от ____ 2019 г№ и акта от ____ 2019 г. № данные лесные насаждения в виде ___ сосен переданы в собственность административного истца.
Таким образом, ввиду передачи самим органом местного самоуправления – ОА г. Якутска административному истцу находящихся на принадлежащем ей земельном участке с кадастровым № лесных насаждений в виде ___ сосен, данный земельный участок выведен самим органом местного самоуправления из зоны лесных насаждений, в связи с чем ОА г. Якутска надлежало во избежание неясностей и ошибок внести соответствующие изменения в градостроительную, планировочную и иную документацию городского округа «город Якутск». Доказательств обратного административными ответчиками суду не представлено.
На основании исследованных судом материалов дела установлено, что доказательств наличия какие-либо ограничений, обременений, санитарно-защитных или охранных зон в отношении принадлежащего административным истцам земельного участка административными ответчиками не представлено. Доказательств того, что спорный земельный участок изъят из оборота, ограничен в обороте и в отношении земельного участка принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, не имеется.
Таким образом, каких-либо доказательств того, что данный земельный участок подпадает под границы городских лесов городского округа «город Якутск» административными ответчиками не представлено.
При таких обстоятельствах, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд признает действия органа местного самоуправления незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы административного истца. Нарушенные права административного истца подлежат восстановлению путем возложения на ДГ ОА г. Якутска обязанности в установленные действующими нормативными правовым актами порядке и сроки повторно рассмотреть уведомление административного истца о соответствии объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам размещения объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке – с учетом выводов суда, так как данные действия входят в исключительные полномочия органа местного самоуправления.
Следовательно, требования административных истцов подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Ноговицыной Олеси Валерьевны к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке – удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска от 28 января 2020 г. № 73 о несоответствии указанных Ноговицыной Олесей Валерьевной в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: ____.
Обязать Окружную администрацию города Якутска в лице Департамента градостроительства устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки уведомления Ноговицыной Олеси Валерьевны 18 января 2020 г. с исходящим № 1177581, зарегистрированном 20 января 2020 г. № 277-ДГ, о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: ____.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: М. А. Кузьмина