Резолютивная часть Дело № 2а-4793/2018
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
г. Балашиха Московской области 18 сентября 2018 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева Д.И.,
при секретаре судебного заседания Тонких А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску Лазарева Евгения Юрьевича к Военному комиссариату Московской области, Военному комиссариату городов Балашиха и Реутов Московской области, Призывной комиссии городов Балашиха и Реутов Московской области об оспаривании решения призывной комиссии,
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Лазарева Евгения Юрьевича к Военному комиссариату Московской области, Военному комиссариату городов Балашиха и Реутов Московской области, Призывной комиссии городов Балашиха и Реутов Московской области об оспаривании решения призывной комиссии - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Призывной комиссии городов Балашиха и Реутов Московской области о зачислении Лазарева Евгения Юрьевича в запас на основании п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии № 6 от ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать Военный комиссариат городов Балашиха и Реутов Московской области выдать Лазареву Евгению Юрьевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, военный билет в течение одного месяца со дня вступления решения суда
в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области
в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.И. Лебедев
Дело № 2а-4793/2018
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
г. Балашиха Московской области 18 сентября 2018 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева Д.И.,
при секретаре судебного заседания Тонких А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску Лазарева Евгения Юрьевича к Военному комиссариату Московской области, Военному комиссариату городов Балашиха и Реутов Московской области, Призывной комиссии городов Балашиха и Реутов Московской области об оспаривании решения призывной комиссии,
Установил:
Административный истец Лазарев Е.Ю. предъявил административный иск
об оспаривании решения призывной комиссии к административному ответчику - Военному комиссариату городов Балашиха и Реутов Московской области,
в обоснование которого указал о том, что он с 2007 года состоял на воинском учете. В 2008 году он получил отсрочку от призыва как обучающийся в высшем учебном заведении. В 2012 году он получил отсрочку от призыва
как обучающийся в аспирантуре. По достижению 27-летнего возраста
он обратился с заявлением о выдаче ему военного билета. ДД.ММ.ГГГГ года решением призывной комиссии он был зачислен в запас не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. С указанным решением призывной комиссии он не согласен, считает его незаконным
и необоснованным. От службы в армии он не уклонялся, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года и до достижения 27-летнего возраста он не получал повесток
о необходимости явиться в военкомат. Следствием оспариваемого решения является выдача ему справки взамен военного билета, что ограничивает
его в предоставленных законом правах. Справка, выдаваемая взамен военного билета, является основанием для отказа в прохождении государственной гражданской службы и применения предусмотренных законом ограничений
в правах.
На основании изложенного, административный истец Лазарев Е.Ю. просил суд признать незаконным и отменить решение призывной комиссии
от 15 мая 2018 года о зачислении в запас как не прошедшего военную службу
по призыву, не имея на то законных оснований; обязать отдел военного комиссариата Московской области по городам Балашиха, Железнодорожный, Реутов и Балашихинскому району выдать ему военный билет (л.д. 3-5).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Военный комиссариат Московской области и Призывная комиссия городов Балашиха и Реутов Московской области. Этим же определением к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация г.о. Балашиха Московской области (л.д. 22).
В судебном заседании административный истец Лазарев Е.Ю. поддержал административный иск, который просил удовлетворить в соответствии
с изложенными в административном исковом заявлении доводами. Пояснял,
что военный комиссариат был должен извещать его о необходимости явки путем направления повесток, однако, повестки ему не направлялись
и не вручались. Повестки ему вручались ранее, в 2010 году, в 2012 году.
Он обучался в аспирантуре. Достиг возраста двадцати семи лет ДД.ММ.ГГГГ года. Отсрочку от службы имел до 2015 года, обучение в аспирантуре
не закончил.
Представитель административного ответчика - Военного комиссариата городов Балашиха и Реутов Московской области по доверенности (л.д. 34; 35) – Татчин В.Н. административный иск не признал, просил отказать
в удовлетворении административного иска. Поддерживал доводы ранее представленных в дело письменных возражений (л.д. 30-33). Пояснил,
что административный истец не оповестил военный комиссариат о том, что он окончил обучение в аспирантуре, что был обязан сделать. Тем самым, уклонился от прохождения военной службы, не имея на то законных оснований.
Административные ответчики - Военный комиссариат Московской области и Призывная комиссия городов Балашиха и Реутов Московской области, а также заинтересованное лицо - Администрация г.о. Балашиха Московской области в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте извещены, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав мнение явившихся в судебное заседание административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Как установлено ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают, в том числе,
из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания права; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом, что установлено ст. 12 ГК РФ.
Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ) осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности
и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы
в Российской Федерации иностранных граждан.
Согласно ст. 1 названного выше Федерального закона, воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв
на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания
в запасе. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В силу п. 6 ст. 8 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.
Согласно п.п. «а» п. 1 ст. 22 названного выше Федерального закона, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте
от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане,
не пребывающие в запасе).
Как следует из положений ст. 24 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, право
на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся
по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры - стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации,
и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Статьей 26 этого же Федерального закона установлено, что призыв
на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку
на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Согласно п. 1.1 ст. 28 названного выше Федерального закона
при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу
и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея
на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Как установлено ст. 31 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ граждане,
не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место
на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть
для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций.
В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 52 этого же Федерального закона, запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, в числе иных, не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек
от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии
по достижении ими возраста 27 лет; не прошедших военную службу
по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее – Положение).
Пунктами 17, 18 указанного Положения предусмотрено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности
и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса. Контроль за наличием
у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу
или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований),
а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований)
и соответствующие медицинские организации.
В соответствии с п. 19 этого же Положения Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу
или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Согласно п. 34 названного Положения при зачислении в запас граждан,
не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву
по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся
в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу
по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663» утверждена и введена в действие
с 1 января 2008 года Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации,
не пребывающих в запасе (далее – Инструкция) (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2007 № 10454).
Пунктами 26, 28 названной Инструкции предусмотрено истребование
от гражданина документов, подтверждающих его право на отсрочку
или освобождение от призыва, которые (копии которых) приобщаются
к материалам личного дела призывника. На основании материалов изучения гражданина военный комиссар в листе изучения призывника и разделе
IV учетной карты призывника делает заключение, в числе иных,
о предоставления отсрочки от призыва на военную службу и в последующем выносит это заключение на рассмотрение призывной комиссии для принятия окончательного решения.
Согласно п. 34 указанной Инструкции, после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки
на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право,
а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке
в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложение № 30 к настоящей Инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу. Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило,
не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года № 495 утверждена Инструкция по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации (далее – Инструкция) (Зарегистрировано в Минюсте России 22 сентября 2014 года № 34099).
Данной инструкцией предусмотрен Порядок ведения и хранения справки взамен военного билета, согласно которого справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Согласно материалам административного дела.
Лазарев Евгений Юрьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит
на воинском учете в Военном комиссариате городов Балашиха и Реутов Московской области, на воинский учет принят ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 47-48).
ДД.ММ.ГГГГ года Лазарев Е.Ю. окончил обучение в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по специальности «Юриспруденция» с присвоением квалификации «Юрист», что подтверждено дипломом <данные изъяты> (л.д. 19; 26-29).
16 октября 2012 года Лазареву Е.Ю. предоставлена отсрочка от призыва сроком до ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждено выпиской из протокола заседаний призывной комиссии № 5 (л.д. 56).
По запросу суда административным ответчиком было представлено личное дело призывника Лазарева Е.Ю., которое в части касающейся приобщено в удостоверенных судом копиях к материалам административного дела (л.д. 36; 37-45), и в дальнейшем возвращено представителю административного ответчика под расписку (л.д. 46).
ДД.ММ.ГГГГ года Лазарев Е.Ю. обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче военного билета (л.д. 50).
Работником военного комиссариата составлен рапорт, из содержания которого следует, что Лазарев Е.Ю. состоит на воинском учете с ДД.ММ.ГГГГ года. Отсрочка предоставлялась до ДД.ММ.ГГГГ года, до ДД.ММ.ГГГГ года. Проводились следующие розыскные мероприятия: направлено повесток
по месту регистрации – 8 штук. Данный призывник по повесткам не явился,
и сотрудниками полиции доставлен не был. Документов на право отсрочки
не представил. ДД.ММ.ГГГГ года ему исполнилось 27 лет (л.д. 49).
Как следует из выписки из протокола о заключении призывной комиссии № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года, Лазарев Е.Ю. на основании п. 1 ст. 52 Закона № 53-РФ зачислен в запас не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (л.д. 8; 51).
Иных доказательств не представлено. Ходатайства лиц, участвующих
в деле, судом разрешены.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает установленными следующие фактические обстоятельства административного дела.
Лазарев Е.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ года состоит на воинском учете
в Военном комиссариате городов Балашиха и Реутов Московской области.
В связи с обучением по очной форме обучения по программе специалитета,
а затем и по очной форме обучения в аспирантуре, административному истцу предоставлялись отсрочки от призыва на военную службу, последняя отсрочка предоставлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ года. По окончании аспирантуры административный истец не произвел защиту квалификационной работы (диссертации).
ДД.ММ.ГГГГ года Лазарев Е.Ю. достиг возраста 27 лет, а ДД.ММ.ГГГГ года обратился в военный комиссариат с заявлением о выдаче военного билета,
и на основании заключения призывной комиссии № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года зачислен в запас не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Данные обстоятельства подтверждены письменными доказательствами,
и не оспаривались сторонами.
В соответствии с требованиями ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации
от 11 ноября 2006 года № 663, Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 400 «О мерах
по реализации Постановления Правительства Российской Федерации
от 11 ноября 2006 г. № 663» на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва
на военную службу, в том числе, по своевременному личному вручению
под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу.
Вместе с этим, административные ответчики не представили суду надлежащих доказательств, подтверждающих, что с ДД.ММ.ГГГГ года
(дата окончания отсрочки) по ДД.ММ.ГГГГ года (дата достижения Лазаревым Е.Ю. возраста 27 лет) в отношении административного истца призывной комиссией совершались какие – либо действия, направленные на проведение мероприятий по призыву на военную службу, направлялись повестки
о необходимости явки в военный комиссариат.
Представленное суду личное дело призывника Лазарева Е.Ю. таких доказательств не содержит.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют
о том, что Лазарев Е.Ю. не прошел военную службу по призыву
по независящим от него причинам.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том,
что оспариваемое в данном административном деле решение призывной комиссии № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года является незаконным, и подлежит отмене.
Нарушенное право административного истца подлежит восстановлению путем обязания административного ответчика выдать военный билет, для чего достаточным сроком является один месяц со дня вступления решения суда
в законную силу.
Иных требований по данному административному делу не заявлено.
Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый
в данном административном деле административный иск является обоснованным, и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Лазарева Евгения Юрьевича к Военному комиссариату Московской области, Военному комиссариату городов Балашиха и Реутов Московской области, Призывной комиссии городов Балашиха и Реутов Московской области об оспаривании решения призывной комиссии - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Призывной комиссии городов Балашиха и Реутов Московской области о зачислении Лазарева Евгения Юрьевича в запас на основании п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать Военный комиссариат городов Балашиха и Реутов Московской области выдать Лазареву Евгению Юрьевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, военный билет в течение одного месяца со дня вступления решения суда
в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области
в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.И. Лебедев
Решение принято судом в окончательной форме 28 сентября 2018 г.
Судья Д.И. Лебедев