Дело № 2а-122/2021
21RS0025-01-2020-001659-29
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. г.Чебоксары
Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Ишуткина Н.В.,
при секретаре судебного заседания Егоровой Л.В.,
с участием представителя истца ИФНС России по г. Чебоксары Михайлова С.Ю.,
ответчика Выгловской В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары к Выгловской Валентины Ивановны о взыскании задолженности по налогу, пени,
заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (Далее – истец, Инспекцией, ИФНС) обратилась в суд с иском к Выгловской В.И. (далее – ответчик) о взыскании земельного налога с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ всего 193 186,00 руб., за ДД.ММ.ГГГГ г. 96 592,00 руб., пени по земельному налогу с физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ г. 124,76 руб.
Также Инспекцией заявлен иск к Выгловской В.И. о взыскании пени по земельному налогу с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ. за период с ДД.ММ.ГГГГ 3 407,29 руб.
Судом определением от ДД.ММ.ГГГГ года объединены дела № 2а-2189/2020 и № 2а-2057/2020 по административным искам ИФНС России по г. Чебоксары к Выгловской Валентине Ивановне о взыскании задолженности по земельному налогу, пени в одно производство с присвоением номера № 2а-2057/2020 (л.д. 109).
Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ изменены исковые требования и заявлено к взысканию с ответчика в пользу соответствующего бюджета земельный налог с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ г. всего 193 186,00 руб., за ДД.ММ.ГГГГ г. 96 592,00 руб.;
- пени по земельному налогу с физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ г. 124,76 руб., с ДД.ММ.ГГГГ г. 3 407,29 руб.
Иск мотивирован следующим.
Ответчик на день выставления уведомления ДД.ММ.ГГГГ г. имеет в собственности земельные участки с видом использования земель: открытые автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами: ....
Истцом применительно к статьям 52 (пункты 2, 3), 57 (п.2), 75 (п.1) 388, 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), действовавшим на период выставления налоговых уведомлений № 203317, 203341 от 06 декабря 2018 г. определена налоговая ставка 1,5 % с заявлением требования о доплате земельного налога в срок не позднее 13 февраля 2019 г. на земельные участки с кадастровыми номерами:
....
....
....
Требованием № .... заявлено к уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ г. земельного налога с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ г. всего 193 186,00 руб.; за ДД.ММ.ГГГГ г. всего 96 592,00 руб., пени по земельному налогу с физически лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ г. 124,76 руб.
Требованием № .... по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. заявлено к уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ г. земельный налог с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ. 96 592,00 руб., пени на земельный налог с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ г. за период с ДД.ММ.ГГГГ г. 3 407,29 руб.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Михайлов С.Ю. иск с изменениями поддержал, просил удовлетворить иск полностью.
Суду пояснил, что инспекцией в ДД.ММ.ГГГГ было обнаружено несоответствие начисленного земельного налога с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ на земельные участки с кадастровыми номерами ...., принадлежащих ответчику с видом использования земель: открытые автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей. С учетом коммерческой направленности использования земельных участков Инспекцией произведен расчет земельного налога с выставлением ответчику соответствующих уведомлений со сроком уплаты.
Нормы статьи 52 (п.2) НК РФ, действовавшие в ДД.ММ.ГГГГ г., позволяли налоговому органу произвести перерасчет налогов в сторону увеличения; запрет на перерасчет сумм ранее исчисленных налогов в сторону увеличения действует с ДД.ММ.ГГГГ г., потому на ранее выставленные уведомления об уплате налога не распространяется.
Следовательно, использование ответчиком спорных земельных участков в коммерческих целях с видом использования земель: открытые автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей относит их к прочим земельным участкам, вследствие чего они подлежат налогообложению по налоговой ставке .... процента как прочие земельные участки.
На основании изложенного полагает доводы ответчика о расположении земельных участков в зоне застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-5) с налоговой ставкой 0,1 процента несостоятельными.
Ответчик Выгловская В.И. иск не признала.
Суду пояснила, что земельные участки с кадастровыми номерами .... расположены в зоне застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-5) в соответствии с Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа.
В силу изложенного считала, что на основании Положения о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления (пункт 10.2.1) к спорным земельным участкам налоговая ставка должна быть установлена в размере 0,1 процента как к земельным участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Полагала, что избрание вспомогательного вида использования земель: открытые автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей при нахождении земельных участков в зоне застройки жилыми домами смешанной этажности к ним налогообложение должно осуществляться совместно с основными видом.
Вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. При этом основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Кроме того, при налогообложении земельный налог исчислен из завышенной кадастровой стоимости земельных участков, и налог должен быть исчислен в размере .... % от кадастровой стоимости земельных участков.
Суду пояснила, что она в налоговый орган о перерасчете сумм ранее исчисленных налогов не обращалась.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд удовлетворяет иск по следующим основаниям.
Общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (часть 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено, что земельный налог относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с поименованным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 15, статья 387 названного кодекса).
Налоговая база для земельного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 390 указанного кодекса определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого же кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
В силу пункта 3 статьи 396 и пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (статья 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок исчисления налога, страховых взносов.
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ) с 1 января 2019 года изменен порядок исчисления налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости.
Новые правила перерасчета земельного налога для физических лиц, согласно пунктам 2 и 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2019 года и подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
При этом Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ не предусмотрено, что положения статьи 1, дополняющей статью 52 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 2.1, имеют обратную силу.
Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ Налоговым кодексом Российской Федерации изменение характеристик объектов налогообложения, связанных с изменением их площади, назначения и т.п., происходящее в течение налогового периода, не учитывалось при исчислении налогов в этом налоговом периоде. При этом перерасчеты могли проводиться как в большую сторону (например, при получении налоговыми органами от органов Росреестра сведений об ошибках в ранее направленной информации), так и меньшую сторону; не предусматривалась возможность распространения оспоренных результатов кадастровой стоимости (рыночной стоимости объекта недвижимости) на прошедшие налоговые периоды.
На основании изложенного суд соглашается с доводами стороны истца о правильном исчислении земельного налога на земельные участки на день заявления уведомления ДД.ММ.ГГГГ г. на основании кадастровой стоимости на земельные участки по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами: ....
Ответчиком суду заявлено, что она не оспаривала в установленном законом порядке кадастровую стоимость спорных земельных участков.
Следовательно, ссылка ответчика об определении земельного налога по завышенной кадастровой стоимости не состоятельна и подлежит отклонению.
Суд также находит несостоятельными доводы ответчика о том, что при определении налоговой ставки истец должен был ориентироваться на Градостроительный кодекс Российской Федерации в той части, в которой законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, с отнесением земельных участков с кадастровыми номерами .... в зону застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-5) в соответствии с Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа с определением налоговой ставки .... % от кадастровой стоимости.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 15 июля 2010 года N 931-О-О, от 25 февраля 2016 года N 242-О, от 19 декабря 2017 года N 3076-О, от 19 декабря 2019 года N 3498-О и др.).
В целях реализации указанных задач Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает соответствующие полномочия органов местного самоуправления, в том числе полномочие по утверждению (изменению) правил землепользования и застройки, составной частью которых являются территориальные зоны и градостроительные регламенты, устанавливающие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (статьи 1, 8, 30 и др.). При этом виды разрешенного использования земельных участков, определяющие их правовой режим и служащие одной из основных характеристик данных участков, непосредственно влияют на объем прав их собственников, а также других категорий землепользователей и обязательны к исполнению (абзац 7 статьи 42 и пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из анализа вышеуказанных норм права, а именно статей 387, 388 (пунктом 1), 389, 390, 394, 396 во взаимосвязи с пунктом 6 статьи 1, а также статьи 15 НК РФ, что основополагающим моментом при определении ставки, подлежащей применению при исчислении земельного налога в отношении того или иного земельного участка, является вид разрешенного использования и назначение объектов, для размещения которых будет использоваться (используется) конкретный земельный участок.
Отнесение земельного участка к группе видов разрешенного использования для целей государственной кадастровой оценки земель осуществляется в соответствии с правоустанавливающими документами на земельный участок.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 названного Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Так, в выписках из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержатся сведения об отнесении земельных участков с кадастровыми номерами .... к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования названных участков: открытые автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей.
Таким образом, основополагающим моментом при определении ставки, подлежащей применению при исчислении земельного налога в отношении спорных земельных участков, является вид разрешенного использования и назначение объектов, для размещения которых будет использоваться (используется) конкретный земельный участок.
В деле отсутствуют доказательства того, что спорные земельные участки в установленном законом порядке отнесены к виду разрешенного использования как земли, предназначенные для размещения объектов жилых домов смешанной этажности, хотя они расположены в зоне застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-5).
Ответчиком такие доказательства также не представлены.
Пунктом 10.2 Положения о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 10.06.2004 N 1287, налоговая ставка установлена в размерах:
-а) 0,1 процента в отношении земельных участков:
- не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
- занятых индивидуальными и кооперативными гаражами;
-б) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков, в том числе в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и не используемых для сельскохозяйственного производства.
В силу требований статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, который подразделяется на:
1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям;
- а также на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.
Ответчиком суду не представлены доказательства, что на спорных земельных участках расположен отвечающим требованиям статьи 19 ЖК РФ жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или земельные участки приобретены (предоставлены) для жилищного строительства.
Также ответчиком суду не представлено доказательства расположение на спорных земельных участках отвечающим требования пункта 10.2 Положения о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары индивидуальных и кооперативных гаражей.
Наоборот, отражение в выписках из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок земельные участки .... о видах разрешенного использования названных участков: открытые автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей предусматривает их использование в коммерческих целях, что не оспорено и ответчиком.
Нормы налогового, градостроительного законодательства не исключают расположение в зоне застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-5) земельных участках объектов коммерческого характера, на которые не распространяются льготы, предусмотренные как Налоговым Кодексом Российской Федерации, так и Положением о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 ноября 2018 года N 2725-О указал, что из смысла положений пункта 8 статьи 75, пункта 1 статьи 388 и подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к земельному налогу органы местного самоуправления при определении налоговой ставки, которая может достигать 1,5 процента от налоговой базы, вправе дифференцировать ее по категориям земель, видам разрешенного использования земельных участков и по месту их нахождения (в отдельных видах муниципальных образований), а также устанавливать льготы по налогу (пункт 2 статьи 387, статья 394 Налогового кодекса Российской Федерации).
Указанное утверждение нашло и в Решении Конституционного Суда РФ от 12.02.2019 "Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2018 года" (п. 5).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответчик, определив вид разрешенного использования земельных участков ....: открытые автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей, предусмотрел их использование в коммерческих целях, и, в соответствии с пунктом 10.2 Положения о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары, истец правомерно применил налоговую ставку 1,5 % как с прочих земельных участков.
Следовательно, в отсутствие спора со стороны ответчика о кадастровой стоимости земельных участков налоговым органом за каждый налоговый период на ДД.ММ.ГГГГ г. на день заявления уведомления - ДД.ММ.ГГГГ г. правомерно исчислен земельный налог по ставке 1,5 % от кадастровой стоимости на земельные участки по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами:
- ....
- ....
- ....
Инспекцией также обосновано начислены пени на несвоевременно уплаченный налог по:
- требованию № ....
- требованию № ....
На основании изложенного суд удовлетворяет иск инспекции к ответчику в полном объеме.
Суд взыскивает с ответчика в соответствии со статьями 111, 114 КАС РФ госпошлину в пользу соответствующего бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ,
р е ш и л :
взыскать с Выгловской Валентины Ивановны в пользу соответствующего бюджета земельный налог с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ всего 193 186,00 руб., за 2017 г. 96 592,00 руб.;
- пени по земельному налогу с физически лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ г. 124,76 руб., с ДД.ММ.ГГГГ г. по 30 июня 2019 г. 3 407,29 руб.;
- в доход соответствующего бюджета государственную пошлину 6 168,42 руб.
Взысканную сумму зачесть на номер счета получателя платежа: № 40101810900000010005; код бюджетной классификации: земельный налог - 1821 0606 0420 4100 0110, пени на земельный налог - 1821 0606 0420 4210 0110; Наименование получателя платежа: УФК по Чувашской Республике; налоговый орган: ИНН 2130000012 ИФНС по г. Чебоксары; наименование банка: ГРКЦ НБ Чувашской Республики банка России; БИК:049706001; код ОКТМО 97701000.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Московский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья:
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.