Дело № 2- 228/ 2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 июня 2015 года п. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Чесноковой Г.А., при секретаре Резановой И.С., с участием истца Аганина А.С., представителя ответчика администрации МО ... Духанина Д.Н., представителя органа опеки и попечительства – Шпыновой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аганина А.С. к администрации МО ... о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Аганин А.С. обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО ... о возложении обязанности предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, в виде отдельной квартиры, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования ..., соответствующее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 15 квадратных метров, расположенное в черте населенного пункта поселка ..., за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лиц из их числа. Требования мотивировал тем, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:...г. его мать была лишена родительских прав, сведения об отце в акте о рождении внесены на основании заявления матери. С ...г. по ...г. воспитывался в ГБОУ АО ..., затем обучался в ГБПОУ АО ..., в ГБОУ СПО АО ..., где обучался с ноября ... года по сентябрь ... года, который также не закончил. В настоящее время проживает в .... Постановлением администрации МО «...» от ...г. ... он включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещение в .... До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Истец Аганин А.С. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации МО ... Духанин Д.Н. в судебном заседании иск признал, пояснил, что истец обращался с заявлением о предоставлении ему специализированного жилого помещения в феврале ...., но поскольку жилое помещение предоставляться ему должно за счет средств субъекта, а денежных средств на эти цели не перечислено, до настоящего времени жилое помещение Аганину А.С. не предоставлено.
Представитель органа опеки и попечительства администрации МО ... Шпынова М.В. исковые требования поддержала, пояснив, что Аганин А.С. имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в границах населенного пункта- ..., в декабре 2014г. он включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории ... является в настоящее время его местом жительства, кроме того ... является местом выявления его как лица, оставшегося без попечения родителей.
Третьи лица Министерство образования, науки и культуры ..., Министерство финансов ..., администрация МО ... извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание не направили, возражений по иску не предоставили.
По определению суда на основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц -представителей Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, Министерства финансов Архангельской области.
Суд, заслушав стороны, представителя органа опеки и попечительства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно содержанию ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом установлено, что истец Аганин А.С., ... года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, что подтверждено материалами дела: согласно свидетельству о рождении Аганина А.С., и справке о рождении отдела ЗАГС, отец Аганина А.С., записан в актовой записи о рождении по указанию матери; по решению Устьянского районного суда от ...г. мать истца -ФИО1 лишена родительских прав в отношении сына ФИО9. Постановлением главы администрации ... от ...г. ... он направлен в дом ребенка. Согласно справке от ...г. Аганин А.С. с ...г. по ...г. воспитывался в ... на полном государственном обеспечении.
Постановлением главы администрации МО «...» от ...г. ... за несовершеннолетним Аганиным А.С. было закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по ... сельской администрации ... в связи с тем, что ранее закрепленное за ним жилое помещение непригодно для проживания.
Согласно справке ГБПОУ АО ... Аганин А.С. был зачислен в колледж по переводу из ГОУ СПО АО ... с ...г., далее ему был предоставлен академический отпуск с ...г. в связи призывом в Вооруженные силы РФ, ...г. вышел из академического отпуска, Аганину А.С. был предоставлен академический отпуск с ...г., отчислен с ...г. по собственному желанию.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред., вступившей в действие с 1 января 2013 года), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу ст.11 Закона Архангельской области от 17.12.2012 N 591-36-ОЗ (ред. от 24.02.2015) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», вступившего в действие с 1 января 2013 года, право на жилое помещение в соответствии с законом имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013 года).
В силу ст.38 закона Архангельской области № 591-36-ОЗ, действие данного закона также распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 указанной статьи (п.3 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Статья 9 закона Архангельской области N 591-36-ОЗ устанавливает, что ведение учетных дел несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, относится к компетенции органа опеки и попечительства. К лицам, имеющим право на жилое помещение относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Администрация МО ... осуществляет деятельность по опеке и попечительству на основании ст. 34 Гражданского кодекса РФ, ст. 6 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", ст.62,63 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями", в соответствии с которыми органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; органы местного самоуправления муниципальных образований законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству, органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, и в соответствии с Уставом администрации.
Судом установлено, что Аганин А.С. постановлением администрации муниципального образования ... от ...г. ... в связи с тем, что постоянно проживает и работает в ..., включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории .... Между тем жилое помещение до настоящего времени Аганину А.С. не предоставлено. Как следует из ответа главы муниципального образования ... от ...г., в связи с непоступлением средств из бюджета Архангельской области и отсутствием свободного жилья специализированного назначения нет возможности предоставить Аганину А.С. жилье по договору социального найма специализированного жилого помещения.
Судом установлено, что Аганин А.С. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилых помещений, что подтверждается материалами дела.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах Аганину А.С. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По договорам найма специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в п. 1 ст. 8, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч.7 ст. 8). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч. 8 ст. 8).
Статьей 13 закона Архангельской области N 591-36-ОЗ Архангельской области ( в ред. закона АО от 24.02.2015 N 240-14-ОЗ) предусмотрено, что жилое помещение предоставляется в границах территории соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области однократно по месту жительства данных лиц.
Согласно п.4. ст. 13 областного закона, действовавшей в редакции закона Архангельской области от 21.04.2014г. - на момент включения Аганина А.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, жилое помещение предоставляется в границах территории соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области по их выбору однократно по месту:1) жительства данных лиц;2) первичного выявления данных лиц на территории Архангельской области;3) нахождения образовательной организации, организации, оказывающей социальные услуги, на территории Архангельской области;4) трудоустройства по окончании пребывания в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, окончании прохождения военной службы по призыву либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. 5) жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились под опекой (попечительством), или по месту нахождения в приемных семьях;6) нахождения ранее занимаемого жилого помещения при наличии обстоятельств, препятствующих вселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемые жилые помещения, предусмотренных статьей 16 настоящего закона.
Установлено, что местом первичного выявления истца как лица, оставшегося без попечения родителей, как и местом трудоустройства на 5.11.2014г., является ....
Как следует из учетного дела, Аганин А.С., как лицо, оставшееся без попечения родителей не обеспечен жилой площадью и ему не предоставлено специализированное жилое либо иное жилое помещение и в соответствии с ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ Аганин А.С. имеет право на обеспечение жилой площадью в п. Октябрьский.
В соответствии со ст.ст.45 и 46 закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями», органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городских округов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 20 закона Архангельской области от 23.09.2004 N 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области», в состав Устьянского муниципального района входит городское поселение Октябрьское, которое обладая статусом городского поселения, наделено государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, согласно ст. 45 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ.
В соответствии со ст. 14 закона Архангельской области № 591-36-ОЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда.
В силу ст. 15 закона Архангельской области N 591-36-ОЗ, жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, должно соответствовать следующим требованиям: общая площадь должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленной органами местного самоуправления; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания; жилое помещение, предоставляемое в виде отдельной квартиры, не должно располагаться в цокольном, полуподвальном этаже, а также в многоквартирном или жилом доме, находящемся в аварийном либо ветхом состоянии, признанном таковым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»; жилое помещение, предоставляемое в виде жилого дома, не должно находиться в аварийном либо ветхом состоянии, признанном таковым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
На основании решения Совета депутатов МО ... от ...г. ... «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» на территории МО ... учетная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека установлена в размере 15 кв.м.
В силу ч. 3 ст. 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права и восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Суд, руководствуясь принципом восстановления права истца, принимая во внимание, что ответчиком добровольно не была исполнена возложенная на него обязанность, считает необходимым обязать администрацию МО ... предоставить Аганину А.С. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования ... в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения на территории МО ..., соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте ....
В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Аганина А.С. к администрации МО ... о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования ... предоставить Аганину А.С. жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования ..., общей площадью не менее 15 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте населенного пункта ..., за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения, путем подачи жалобы через Устьянский районный суд Архангельской области.
Председательствующий Г.А. Чеснокова