Решение по делу № 33-14410/2023 от 02.08.2023

Судья Сычев И.А.                                                     УИД 16RS0046-01-2022-018594-66

    Дело № 2-1162/2023

    № 33-14410/2023

    Учет 073г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 октября 2023 года                                                                                   город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Насретдиновой Д.М.,

судей Прытковой Е.В. и Субботиной Л.Р.,

при ведении протокола секретарем Нигматзяновой А.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан А.Э.Э. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 22 мая 2023 года, которым постановлено:

исковое заявление удовлетворить частично.

Включить в специальный трудовой стаж педагогической деятельности Ш.Р.И. период работы с 10 декабря 1996 года по                                                       5 сентября 1999 года в должности воспитателя татарского языка в МАДОУ «Детский сад № 51 комбинированного вида», за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы со 2 по 20 августа 1999 года, установить дату выработки 25-летнего стажа педагогической деятельности 1 февраля 2021 года, в остальной части оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

                                                   У С Т А Н О В И Л А:

Ш.Р.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан                    (в настоящее время в связи с реорганизацией – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан) о включении периода работы в специальный стаж и определении даты выработки требуемого стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии.

В обоснование своих требований истец указала, что 16 марта 2022 года в связи с наличием стажа педагогической деятельности продолжительностью более 25 лет она подала в территориальный орган пенсионного фонда заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако в назначении пенсии на льготных основаниях решением ответчика ей было отказано со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа.

С данным отказом истец не согласна, полагает, что ответчиком неверно осуществлен расчет ее специального стажа, из которого необоснованно исключен период ее работы с 10 декабря 1996 года по 5 сентября 1999 года в должности воспитателя татарского языка в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 51» (далее – МАДОУ «Детский сад                     № 51). По изложенным основаниям Ш.Р.И. просила возложить на ответчика обязанность по включению приведенного периода в стаж на соответствующих видах работ и установить дату выработки стажа для назначения пенсии по рассматриваемому основанию на 13 января 2021 года.

На судебное заседание суда первой инстанции истец Ш.Р.И., будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, не явилась.

Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в суд также не явился, в письменном отзыве на иск с требованиями Ш.Р.И. не согласился, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку наименование должности воспитателя татарского языка не поименовано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

Судом вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан по доверенности А.Э.Э., выражая несогласие с принятым судебным решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе представителем ответчика приводятся доводы, аналогичные высказанным в качестве возражений на иск, указывается, что обжалуемое судебное постановление принято с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Отмечается, что работа в качестве воспитателя татарского языка, в чьи обязанности входит обучение детей татарскому языку, в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включению не подлежит.

На судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не явились.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В качестве одного из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такого рода нарушения, допущенные судом первой инстанции, заключаются в следующем.

Так, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Федеральный закон «О страховых пенсиях», Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Как закреплено в части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей с 1 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В силу положений пункта 19 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года                      № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 – 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, а именно в 2020 году срок назначения страховой пенсии по старости установлен не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения соответствующего права.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от                                                   3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 – 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за 6 месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 16 марта 2022 года Ш.Р.И. обратилась в Отдел контроля установления пенсии Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (город Казань) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением территориального пенсионного органа от 22 марта 2022 года                            № 206709/22 в назначении пенсии истцу отказано по мотиву отсутствия требуемого специального стажа продолжительностью 25 лет, в который в бесспорном порядке зачтено 23 года 2 месяца 22 дня, а при условии сдачи сведений в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица на 16 марта 2022 года – 23 года 5 месяцев 7 дней. При этом в специальный стаж истца в числе прочих не был включен период трудовой деятельности с 10 декабря 1996 года по 5 сентября 1999 года в должности воспитателя татарского языка в МАДОУ «Детский сад № 51 (в настоящее время в связи с реорганизацией в форме присоединения – МАДОУ «Детский сад № 72 комбинированного вида».

Разрешая спор и удовлетворяя требования истца о включении указанного выше периода (за исключением времени нахождения в отпуске без сохранения заработной платы со 2 августа 1999 года по 20 августа 1999 года) в стаж на соответствующих видах работ и определяя дату выработки Ш.Р.И. льготного стажа по состоянию на 1 февраля 2021 года, суд первой инстанции исходил из неправомерности вынесенного пенсионным органом решения, придя к выводу о том, что должность воспитателя татарского языка указывает лишь на наименование группы, в которой ведется трудовая деятельность воспитателя.

С такими выводами суда апелляционная инстанция согласиться не может по следующим основаниям.

Так, в целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в части 2 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года                     № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривающей, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», в соответствии с подпунктом «м» пункта 1 которого при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В разделе «Наименование учреждений» данного списка предусмотрены ясли-сады, детские сады всех наименований, а в разделе «Наименование должностей» – должность воспитателя.

Действующим правовым регулированием в области пенсионного обеспечения предусмотрена необходимость подтверждения специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, а также порядок и условия его подтверждения.

В частности, пунктом 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н (далее – Порядок), предусмотрено, что в соответствии с настоящим порядком подтверждению, в числе прочих, подлежит осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Из пункта 4 Порядка следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета (пункт 13 Порядка).

Аналогичные разъяснения даны и в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» от 11 декабря 2012 года № 30.

Как видно из имеющейся в деле копии трудовой книжки истца,                                            10 декабря 1996 года она была принята на работу в Дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад № 51» (в последующем МАДОУ «Детский сад № 51», а в настоящее время – МАДОУ «Детский сад № 72 комбинированного вида») воспитателем татарского языка, где проработала по 6 сентября 1999 года.

Справкой № 228, выданной исполняющей обязанности заведующей МАДОУ № 72 (так в документе), подтверждена работа Ш.Р.И. в указанный выше период в должности воспитателя татарского языка, при этом отмечено, что в соответствии с выданной должностной инструкцией воспитателя, воспитатель татарского языка выполняет все трудовые обязанности воспитателя на освоение деятельности по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Между тем документы-основания для выдачи указанной справки в ней не приведены.

На запрос суда апелляционной инстанции заведующей МАДОУ «Детский сад № 72 комбинированного вида» от 22 августа 2023 года № 26 был дан ответ, из которого следует, что должностные инструкции воспитателя и воспитателя татарского языка за период с 1996 года по 1999 год в архиве МАДОУ «Детский сад № 51» отсутствуют.

Более того, судом оставлено без оценки и внимания то обстоятельство, что в соответствии с Законом Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 44 «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан                 от 29 июня 2001 года № 463 «О мерах по улучшению изучения родного, татарского, русского языков в ДОУ» и разработкой национально-регионального компонента к программе воспитания и обучения в детском саду было введено обучение детей родному языку, которое предусматривалось в объеме трех занятий в неделю в соответствующих группах, а также индивидуальной работы с детьми три часа в неделю в каждой группе.

Таким образом, вопреки изложенным в решении суда выводам, должность воспитателя, поименованная в указанном выше Списке, не является идентичной должности воспитателя татарского языка. Тождественность указанных должностей уполномоченным органом в соответствующем порядке также не установлена.

Сделанный судом вывод о том, что наименование должности «воспитатель татарского языка» указывает на наименование группы, в которой ведется трудовая деятельность, ничем не подтвержден и противоречит Закону Республики Татарстан № 44 от 28 июля 2004 года «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», а также изданному в обеспечение его исполнения приказу Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Необходимо отметить, что устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, что в данном случае исследованными документами не подтверждено.

При указанных обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта – об отказе в удовлетворении исковых требований Ш.Р.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о включении периода работы с 10 декабря 1996 года по 5 сентября 1999 года в должности воспитателя татарского языка в МАДОУ «Детский сад № 51» в стаж на соответствующих видах работ и установлении даты выработки стажа для назначения досрочной страховой пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                                   О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 22 мая 2023 года по данному делу отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ш.Р.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о включении периода работы с 10 декабря 1996 года по 5 сентября 1999 года в должности воспитателя татарского языка в МАДОУ «Детский сад № 51 в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом                        19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и установлении даты выработки специального стажа отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд обшей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 24 октября 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-14410/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Шарипова Рамиля Ильдаровна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на сайте суда
vs.tat.sudrf.ru
02.08.2023Передача дела судье
07.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
23.10.2023Судебное заседание
02.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2023Передано в экспедицию
23.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее