Дело №2-327/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2014 года
Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Федюшкиной Л.Н.,
при секретаре Осадчей Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гнусаевой М.Я. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Фроловой Н.Н., Ильиной В.Н. о признании недействительными и исключении из ГКН сведений об описании местоположения границы земельного участка,
установил:
Истец Гнусаева М.Я. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании недействительными и исключении из ГКН сведений об описании местоположения границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что истец и ответчики Фролова Н.Н., Ильина В.Н. являются сособственниками данного земельного участка, где истцу принадлежит 1/2 доля, ответчикам Фроловой Н.Н. и Ильиной В.Н. по 1/4 доли каждому. Кадастровые границы земельного участка не соответствуют фактическому местоположению земельного участка, поскольку при определении координат границ земельного участка была допущена кадастровая ошибка. Исключение из ГКН сведений о границах земельного участка не влечет за собой прекращение прав Фроловой Н.Н. и Ильиной В.Н. на земельный участок, земельный участок не снимается с кадастрового учета, фактически приобретая статус земельного участка границы которого не установлены на местности.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала.
Ответчик Фролова Н.Н. иск не признала, считает иск незаконным, пояснив при этом, что земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2006 году, на это ушло много времени и денег. Считает, что если есть кадастровая ошибка в определении кадастровых границ земельного участка, то она должна быть исправлена кадастровым инженером выполнявшим кадастровые работы.
Ответчик Ильина В.Н. иск не признала по доводам изложенным ответчиком Фроловой Н.Н.
Ответчик ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Суд, выслушав представителя истца, ответчиков Фролову Н.Н., Ильину В.Н., исследовав материалы настоящего гражданского дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что истец Гнусаева М.Я. и ответчики Фролова Н.Н., Ильина В.Н. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1083 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Истцу Гнусаевой М.Я. на праве собственности принадлежит 1/2 доля земельного участка, Фроловой Н.Н. и Ильиной В.Н. принадлежит по 1/4 доли земельного участка, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45-47), а также определением от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка №25 Дмитровского судебного района Московской области, которым утверждено мировое соглашение между совладельцами земельного участка (л.д.48-49).
Из материалов настоящего гражданского дела и материалов гражданского дела № мирового судьи судебного участка №25 Дмитровского судебного района МО усматривается, что согласно правоустанавливающим документам, а именно, постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Гнусаевой М.Я. и Гнусаевой Т.В. (правопредшественник ответчиков Фроловой Н.Н. и Ильиной В.Н.) являющихся собственниками жилого дома по адресу: <адрес>, был передан в собственность земельный участок при домовладении площадью 1144 кв.м (л.д.93). На основании данного постановления на имя ФИО. и ФИО2 было выдано свидетельство на право собственности на землю рег. запись 410 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-11).
Земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2006 году с установлением границ, что подтверждается кадастровым планом земельного участка кадастровым делом (71-102, см. материалы гр. дела №2-115/06). При этом, по результатам работ по межеванию земельного участка его площадь составила 1083 кв.м, т.е. площадь земельного участка, вычисленная по результатам межевания имела расхождение с площадью земельного участка указанной в правоустанавливающем документе (1144 кв.м).
В связи с этим, Ильина В.Н. и Фролова Н.Н. в 2006 году обратились к мировому судье судебного участка №25 Дмитровского судебного района Московской области с иском к Гнусаевой М.Я. об установлении фактической площади земельного участка и признании за ними права собственности на земельный участок.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ мировой судья утвердил между сторонами по делу мировое соглашение, согласно которого, фактическая площадь земельного участка при доме №<адрес>, согласно кадастрового плана земельного участка составляет 1083 кв.м, и на земельный участок указанной площадью за ними признается право собственности.
Истец Гнусева М.Я. обращаясь в суд с настоящим иском просит признать недействительными и исключить из состава сведений ГКН запись об описании местоположения границ этого земельного участка, ссылаясь на кадастровую ошибку в определении кадастровых границ участка, что повлекло уменьшение площади их земельного участка.
Свои доводы истец Гнусаева М.Я. подтверждается межевым планом, подготовленным кадастровым инженером, к которому истец обратилась в январе 2014 года (л.д.29-44). Согласно заключения кадастрового инженера (л.д.35) имеется несоответствие полученных координат и координат данного земельного участка, содержащихся в ГКН, постановка на Государственный кадастровый учет земельного участка К№№ по фактическим границам невозможна без исключения ошибочных сведений о границах земельного участка из сведений ГКН.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ суд назначил по делу землеустроительную экспертизу, проведение которой поручил эксперту ФИО1л.д.113-114).
Согласно экспертного заключения фактическая площадь земельного участка составляет 1177 кв.м, кадастровые границы не соответствуют фактическим границам земельного участка, эксперт отражает в заключении, что имеется разворот участка по данным кадастрового учета относительно фактического использования и расхождение по всем границам. В определении координат характерных точек границ земельного участка К№№ при постановке участка на Государственный кадастровый учет имеется кадастровая ошибка (л.д.121-138).
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Статьей 7 вышеназванного закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в частности, следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В судебном заседании также установлено, что Гнусаева М.Я. обращалась в суд с иском к ответчикам Фроловой Н.Н. и Ильиной В.Н. о разделе жилого дома и земельного участка, расположенные по адресу: <адрес>. Решением от ДД.ММ.ГГГГ Дмитровского городского суда Московской области произведен раздел жилого дома, в разделе земельного участка Гнусаевой М.Я. отказано (л.д.57-64). Решением суд установил следующие обстоятельства, размер земельного участка и расположение фактических границ не соответствуют правоустанавливающим документам, границы участка по кадастровому учету с северной стороны проходят по соседнему земельному участку, по западной, южной и восточной сторонам фактические границы земельного участка располагаются на соседних участках, при этом, необходимого согласования и разрешения от владельцев соседнего земельного участка сторонами по делу суду представлено не было (л.д.60-61). Фактические границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», без приведения границ земельного участка в соответствии с требованиями данного федерального закона раздел земельного участка сторон произвести невозможно.
Вышеуказанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, что следует из определения от ДД.ММ.ГГГГ Мособлсуда об отказе Гнусаевой М.Я. в передаче кассационной жалобы (л.д.104-106).
Таким образом, совокупность исследованных судом доказательств, позволяет суду сделать вывод о том, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером № не соответствуют его кадастровым границам, кадастровые границы с северной стороны участка проходят по соседнему земельному участку, в определении кадастровых границ земельного участка имеется кадастровая ошибка, что является препятствием для истца произвести реальный раздел земельного участка.
Доводы ответчиков Фроловой Н.Н. и Ильиной В.Н. приведенные в качестве возражений на иск сводятся к нежеланию ответчиков нести очередные затраты связанные с кадастровыми работами в отношении земельного участка, оформлении документов на земельный участок, и не имеют правового значения при разрешении настоящего спора, не являются основанием для отказа истцу Гнусаевой М.Я. в иске.
Удовлетворение иска Гнусаевой М.Я. не влечет снятие земельного участка К№№, находящегося в общей долевой собственности истца и ответчиков Фроловой Н.Н., Ильиной В.Н. с кадастрового учета. Такой земельный участок фактически приобретает статус ранее учтенного без установления границы земельного участка, с правом собственников земельного участка в дальнейшем уточнить местоположение границ своего земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 304 ГК РФ, ст.ст.7,16, 45 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Гнусаевой М.Я. удовлетворить.
Признать недействительными и исключить из состава сведений государственного кадастра недвижимости запись об описании местоположения границ – координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве общей долевой собственности Гнусаевой М.Я., Фроловой Н.Н. и Ильиной В.Н..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Дмитровский городской суд Московской области.
Судья: