<данные изъяты>
Дело № 2-338/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2014 года Реутовский городской суд Московской области в составе: председательствующего федерального судьи Радиевского А.В., при секретаре Ильиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власовой Ларисы Анатольевны к Государственному учреждению – Главное управление Пенсионного фонда РФ № 7 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включении в стаж периодов работы, и назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ Власова Л.А. обратилась в Управление ПФ РФ № 6 ГУ – ГУПФ РФ № 7 по г. Москве и МО с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ», в чем ей было отказано.
Власова Л.А. предъявила в суд иск к ГУ – ГУПФ РФ № 7 по г. Москве и МО о признании за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью следующие периоды: ДД.ММ.ГГГГ, считая отказ необоснованным, поскольку проходя обучение в клинической ординатуре, она работала в должности врача-отоларинголога, на основании справки с предыдущего места работы ей выплачивалась заработная плата; <данные изъяты> осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья, на основании лицензии оказывает медицинскую помощь населению; в период осуществления трудовой деятельности она периодически, на основании приказов проходила обучение на курсах повышения квалификации, что являлось обязательной частью ее трудовой деятельности.
Представитель ГУ – ГУПФ РФ № 7 по г. Москве и МО (по доверенности ФИО7.) в судебном заседании иск не признала, считая, что право на досрочную пенсию у Власовой Л.А. на день обращения ее в Пенсионный фонд не возникло, представила письменные возражения (л.д. 54-60).
Суд, выслушав истицу и представителей сторон, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года (далее Закон), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (60 лет – мужчинам и 55 лет – женщинам) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением комиссии Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда РФ № 7 по г. Москве и Московской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Власовой Л.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с отсутствием требуемого специального стажа продолжительностью 30 лет (л.д.8-13).
По подсчетам пенсионного органа специальный стаж истца составил <данные изъяты>
Из пояснений истицы и материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Власова Л.А. была принята на должность отоларинголога амбулатории в <данные изъяты>, откуда уволена ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию, в связи с поступлением в клиническую ординатуру (л.д.18). <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Власова Л.А. зачислена с ДД.ММ.ГГГГ. в 2-хгодичную городскую клиническую ординатуру на должность врача-отоларинголога в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ № 200 Власова Л.А. ДД.ММ.ГГГГ связи с окончанием срока обучения в ординатуре с предоставлением права самостоятельного трудоустройства. ДД.ММ.ГГГГ истица принята на должность врача отоларинголога в <данные изъяты> (л.д.18-20,33-35,37,41-42).
Находя обоснованным отказ комиссии ГУ – Главного управления Пенсионного фонда РФ № 7 по г. Москве и Московской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 26.11.2013г. в части не включения в расчет для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период обучения Власовой Л.А. в ординатуре, суд исходит из того, что статьей 11 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ" предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно данной правовой норме время учебы в клинической ординатуре не засчитывается в страховой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 не предусмотрено включение в соответствующий стаж работы периода обучения в клинической ординатуре.
Согласно п. 3 Правил в стаж, дающий право на досрочную пенсию, засчитывается работа в должностях и учреждениях, которые перечислены в Списке. Учеба в клинической ординатуре Списком не предусмотрена.
Ранее действующее законодательство также не засчитывало время учебы в клинической ординатуре в страховой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Ст. 91 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" устанавливалось, что подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре - включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в ст. 89 Закона.
В соответствии с действовавшим на период обучения истицы Положением о клинической ординатуре, утвержденным Приказом Минздрава СССР от 19.05.1971 г. № 362, и п. 6 Положения о клинической ординатуре, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 17.02.1993 № 23, обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы.
Как установлено в судебном заседании судом и следует из материалов дела, Власова Л.А. до вступления в ординатуру работала в должности отоларинголога в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ уволена с занимаемой должности в связи с поступлением в 2-хгодичную клиническую ординатуру, из которой по окончании срока обучения она была уволена ДД.ММ.ГГГГ Власова Л.А. училась в клинической ординатуре с отрывом от основного места работы.
Таким образом, поскольку место работы (должность) за Власовой Л.А. не сохранялось и выплаты, предусмотренные законодательством, не производились, то исковые требования в части включения в специальный трудовой стаж периода обучения в клинической ординатуре удовлетворению не подлежат.
Доводы стороны истца о том, что в период обучения в клинической ординатуре, истица работала в должности врача-отоларинголога в <данные изъяты> ей выплачивалась заработная плата, суд находит несостоятельными, поскольку страховые взносы за периоды обучения в клинической ординатуре в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплачивались.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Разрешая спор в части периода работы истицы в должности врача-отоларинголога в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. суд приходит к выводу, что указанный период работы Власовой Л.А. подлежит включению в специальный стаж, поскольку назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, не должно зависеть от ведомственной подчиненности и формы собственности учреждений здравоохранения, в которых работала истица. Вопрос о досрочном назначении трудовой пенсии в данном случае должен решаться исходя из характера и специфики выполняемой работы по занимаемым должностям, нагрузки, а также с учетом направления деятельности данных учреждений (организаций).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в п. 3.3 Постановления от 03 июня 2004 г. N 11-П по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с оспариваемыми нормами статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.
Сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в названных государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других, адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств.
Данная правовая позиция также нашла свое отражение и в Определениях Конституционного Суда РФ от 22.04.2010 г. N 520-О-О, N 906-О-О от 23.06.2009 г., N 1183-О-О от 23.09.2010 г., где отмечено, что устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, не должно зависеть от организационно-правовой формы учреждения, осуществляющего услуги по оказанию медицинской помощи, осуществлению иной лечебной деятельности, формы собственности юридического лица, поскольку назначение досрочной пенсии гарантировано на равных основаниях работникам, занятым в медицинских учреждениях, осуществляющих лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.
С учетом позиции Конституционного Суда РФ термин "учреждение здравоохранения" должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.
Судом установлено, что в спорный период работы истица осуществляла трудовую деятельность в должности врача-отоларинголога в соответствии с должностной инструкций в Обществе с ограниченной ответственностью осуществляющем, на основании соответствующих лицензий медицинскую деятельность: доврачебную помощь, а также амбулаторно-клиническую помощь, в т.ч. в условиях дневного стационара и стационара на дому, и экспертизы временной нетрудоспособности (л.д. 46-50). Обратного стороной ответчика суду не представлено и судом не добыто в ходе судебного разбирательства.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что с учетом сущности и социального смысла пенсионного законодательства, конституционно-правового смысла ст. ст. 19, 39 Конституции Российской Федерации вышеуказанный спорный период ДД.ММ.ГГГГ. подлежит зачету в специальный стаж.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.
Судом установлено, что Власова Л.А. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ. находилась на курсах повышения квалификации.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что во время нахождения на курсах повышения квалификации за истицей были сохранены место работы и средняя заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации у истицы является обязательным условием выполнения работы.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что периоды обучения на курсах повышения квалификации также подлежат включению в специальный трудовой стаж истицы.
Таким образом, с зачетом спорных периодов: ДД.ММ.ГГГГ и периодов работы, бесспорно принятых Пенсионным фондом <данные изъяты> медицинский стаж истицы к моменту ее обращения за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ не насчитывал 30 лет, а потому в удовлетворении требований в части о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и досрочном назначении пенсии, также следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Власовой Ларисы Анатольевны к Государственному учреждению – Главное управление Пенсионного фонда РФ № 7 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включении в стаж периодов работы, и назначении пенсии- удовлетворить частично.
Включить в специальный стаж Власовой Ларисы Анатольевны, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы:
- ДД.ММ.ГГГГ время нахождения истицы на курсах повышения квалификации, в календарном исчислении;
- с ДД.ММ.ГГГГ) в должности врача-отоларинголога в <данные изъяты> в календарном исчислении.
В удовлетворении требований о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью период прохождения клинической ординатуры ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, признании права и назначении досрочной трудовой пенсии по старости- отказать.
Апелляционная жалоба на решение может быть подана в Московский областной суд через Реутовский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с ДД.ММ.ГГГГ
Судья: подпись
Копия верна: судья
Секретарь
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ