№ 2-619/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2020 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре Шилкиной А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Бурятия, судебному приставу-исполнителю Северобайкальского районного ОСП УФССП по Республике Бурятия Зимину Н.Г. об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования «Северо-Байкальский район» обратилась в суд с исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № №-ИП, указывая в обоснование заявленных требований, что 13.02.2018 г. судом был удовлетворен иск прокурора к администрации об обязании принять меры по разработке и утверждению проектной документации на объект коммунальной инфраструктуры <адрес> для сбора и очистки жидких коммунальных отходов- очистных сооружений <адрес> в соответствии с градостроительным и природоохранным законодательством, и обязании принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию объекта коммунальной инфраструктуры <адрес> для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов – очистных сооружений <адрес>, установив срок исполнения – в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
11.06.2019 г. возбуждено исполнительное производство №-ИП, 10.06.2020 г. ответчиком было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в связи с тем, что администрацией в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ не исполнен.
Определением суда от 04.10.2019 г. Администрации была предоставлена отсрочка исполнения решения до 01.06.2020 г., в связи с невозможностью исполнения решения в указанный срок администрация 01.06.2020 г. обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. При этом работа по исполнению решения велась в период предоставленной отсрочки и ведется в настоящее время, что подтверждается перепиской с <данные изъяты>, протоколом рабочей группы.
Просит суд освободить администрацию от взыскания исполнительского сбора установленного постановлением от 10.06.2020 г. по исполнительному производству №-ИП от 11.06.2019 г.
В судебное заседание представитель Управления ФССП России по РБ не явился, извещен надлежащим образом, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Андросова И.Г. исковые требования по изложенным в иске доводам поддержала, суду пояснила, что администрацией принимались меры к исполнению решения суда, 02 июня 2020 г. состоялось заседание рабочей группы.
Судебный пристав-исполнитель Северобайкальского РОСП УФССП по Республике Бурятия Зимин Н.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, просил учесть, что администраций не были предоставлены документы, подтверждающие исполнение решения суда, исполнительский сбор был взыскан обоснованно.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" закреплен принцип обязательности вступивших в законную силу постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, в соответствии с которым вступившие в законную силу судебные постановления подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Одним из правовых средств, призванных обеспечить исполнение судебного акта, являются институты принудительного исполнения решения суда, розыска должника и (или) его имущества, взыскания исполнительного сбора.
На основании статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Закона).
Согласно п. 1 ст. 30 ФЗ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (пункт 11 ст. 30 Закона).
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства 11 июня 2019 г. в Северобайкальском РОСП УФССП по РБ было возбуждено исполнительное производство № №-ИП, на основании исполнительного листа, выданного Северобайкальским городским судом РБ по делу № 2-45/2018, предметом исполнения которого являлось исполнение Администрации МО «Северо-Байкальский район» обязанности принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию объекта коммунальной инфраструктуры <адрес> для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов – очистных сооружений <адрес>, срок исполнения в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 11.06.2019 г. в котором установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа направлена в адрес должника и получена Администрацией МО «Северо-Байкальский район».
Определением Северобайкальского городского суда РБ от 04.10.2019 г. Администрации МО «Северо-Байкальский район» была предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 13.02.2018 г. на срок до 01 июня 2020 г.
10 июня 2020 г. Судебным приставом-исполнителем Северобайкальского РОСП УФССП по РБ Зиминым Н.Г. в рамках исполнительного производства № №-ИП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации МО «Северо-Байкальский район» в размере 50 000 руб. в связи с не исполнением должником в установленный срок решения суда.
В адрес Администрации было повторно направлено требование об исполнении решения суда и предупреждение об ответственности предусмотренной ст. 315 УК РФ.
Определением Северобайкальского городского суда РБ от 26 июня 2020 г. Администрации МО «Северо-Байкальский район» была предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 01 ноября 2020 г.
Основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства; отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство
Из содержания ст. 112 Федерального закона следует, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч. ч.6, 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Постановлением Правительства РБ от 08.10.2014 г. № 490 утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность (далее – Порядок).
Данным нормативным актом установлена определенная последовательность действий органов муниципального образования, органов исполнительной власти при разрешении вышеуказанных вопросов о предоставлении субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, предусмотрен порядок направления и определения объема, критерии и условия предоставления субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности.
Указанным порядком предусмотрено обращение муниципального образования с бюджетной заявкой к государственному заказчику, с приложением перечисленных в п. 3.1 документов, в том числе инвестиционного проекта, содержащего, помимо иных документов, документы об утверждении проектно-сметной документации, в том числе сводные сметные расчеты, локальные сметные расчеты, положительное заключение государственной экспертизы на проектно-сметную документацию (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) и др.
Правовых оснований полагать о возможности предоставления муниципальному образованию субсидии из республиканского бюджета на проведение мероприятий по реконструкции объекта капитального строительства без соблюдения установленных Порядком требований, не имеется.
Судом установлено, что после вынесения решения 09 июля 2019 г. между Администрацией МО «Северо-Байкальский район» и <данные изъяты> было заключено соглашение о предоставлении из республиканского бюджета субсидии бюджету МО «Северо-Байкальский район» на софинансирование капитальных вложений в объект муниципальной собственности «реконструкция очистных сооружений в п. Новый Уоян Северо-Байкальского района (в том числе разработку проектной и сметной документации»
Как следует из представленных документов в период отсрочки исполнения решения, предоставленной определением суда от 04.10.2019 г. администрацией МО «Северо-Байкальский район» принимались меры к исполнению решения суда
Так в январе 2020 года в режиме видеоконференцсвязи администрация принимала участие в совещании Правительства республики Бурятия по вопросу рассмотрения технических заданий на проектирование строительства и реконструкции очистных сооружений, расположенных в <данные изъяты>, а также запланированных к проектированию в 2020 году, по итогам которого было принято решение о внесении на рассмотрение и согласование рабочей группы по формированию технических на разработку проектных документаций, главам муниципальных образований дано указание о необходимости произвести расчет и подготовить обоснование производительности очистных сооружений, произвести лабораторное исследование сточных вод, подготовить и направить перечень вопросов, требующих разъяснений в целях разработки технических заданий.
В марте 2020 г. Администрацией МО «Северо-Байкальский район» в адрес <данные изъяты> была направлена информация по разработке проектной документации
07 мая 2020 г. были направлены для согласования технические задания на проектирование очистных сооружений, в том числе в <адрес>.
13 и 26 мая 2020 г. в адрес <данные изъяты> были направлены письма с запросами о даче разъяснений о порядке согласований технических заданий, порядке и начале возобновления процедуры торгов на разработку проектной документации по строительству и реконструкции очистных сооружений.
02 июня 2020 г. под председательством заместителя председателя Правительства республики Бурятия состоялось заседание рабочей группы по формированию технических заданий на разработку проектных документаций по строительству очистных сооружений, запланированных к проектированию в 2020 году, в том числе технического задания на проектирование реконструкции очистных сооружений <адрес>
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что меры к исполнению решения суда Администрацией МО «Северо-Байкальский район» принимаются, однако самостоятельно Администрацией без субсидирования из республиканского бюджета расходных обязательств, и без согласования проекта очистных сооружений с рабочей группой, решение исполнено быть не может.
В связи с изложенным суд полагает доводы истца об отсутствии вины в неисполнении исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, обоснованными, поскольку приходит к выводу об уважительности причин неисполнения требований исполнительного документа.
Таким образом, с учетом анализа вышеуказанных норм законодательства и представленных доказательств невиновности должника в неисполнении требований исполнительных документов в установленный для добровольного исполнения срок, суд приходит к выводу о том, что имеются все основания для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации МО «Северо-Байкальский район» удовлетворить.
Освободить администрацию МО «Северо-Байкальский район» от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП в размере 50 000 руб., установленного постановлением Судебного пристава-исполнителя Северобайкальского РОСП УФССП по Республике Бурятия Зимина Н.Г. от 10 июня 2020 года
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 14 августа 2020 года.
Судья В.В.Атрашкевич
УИД 04RS0020-01-2020-001017-26