Решение в окончательной форме принято 25.07.2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2022 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Зеркалий М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1819/2022 по иску Каурова Виктора Олеговича к Администрации Советского района г.Улан-Удэ о признании распоряжения незаконным, восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Кауров В.О. обратился в суд с названным иском, просит признать распоряжение Администрации Советского района г.Улан-Удэ от 30.06.2021 г. №564 о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в государственном жилищном фонде Республики Бурятия, состоящего на учете по категориям: «ветеран боевых действий» и «малоимущие» незаконным, обязании восстановить истца на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в государственном жилищном фонде Республики Бурятия, состоящего на учете по категориям: «ветеран боевых действий» и «малоимущие».
Иск мотивирован тем, что 08.05.2013 года истца как ветерана боевых действий и малоимущего поставили на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Распоряжением ответчика №564 от 30.06.2021 года истец снят с данного учета по той причине, что он обеспечен жилым помещением по адресу: ..., ..., с чем он не согласен, так как по указанному адресу он имеет временную регистрацию, что свидетельствует о том, что право пользования данным жилым помещением он не приобрел. Другого жилого помещения он не имеет.
В судебное заседание истец Кауров В.О., будучи извещенным о месте и времени его проведения, не явился, направил в суд своего представителя.
В судебном заседании представитель истца Соколова Н.М., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, настаивала на удовлетворении требований.
Представитель ответчика Администрации г.Улан-Удэ по доверенности Аюшеева Д.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам письменных возражений на иск.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «ж» и «к» части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда.
Статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в частности, отнесено:
установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 3);
установление порядка определения дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (пункт 3.1);
определение порядка установления максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (пункт 3.2);
определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (пункт 4);
определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (пункт 5);
определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 7).
Как следует из материалов дела, Кауров В.О. имеет статус ветерана боевых действий, в связи с чем, обладает правами и льготами, установленными статьей 16 Федерального закона «О ветеранах».
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Поскольку действующим жилищным законодательством оснований и порядка предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий непосредственно не предусмотрено, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 1 января 2005 года, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Так, в соответствии с ч. ч. 1, 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, установленный федеральным законодателем порядок обеспечения жильем ветеранов боевых действий, вставших на учет после 1 января 2005 года, подразумевает общее правило предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда, исходя из критериев их нуждаемости и имущественного положения, определяемых в соответствии со статьями 49 и 51 Жилищного кодекса Российской Федерации соответственно. То есть, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются ветеранам боевых действий, если они признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях в установленном законом порядке.
Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 23.05.2016 года № 148 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
В соответствии с п.2.2. Административного регламента, муниципальная услуга предоставляется Администрацией г. Улан-Удэ в лице администраций Октябрьского, Советского, Железнодорожного районов (далее - Администрации районов).
В силу п.2.6 Административного регламента в соответствии с нормативными правовыми актами на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма:
1. В муниципальном жилищном фонде принимаются граждане, признанные в установленном порядке малоимущими.
2. В государственном жилищном фонде Республики Бурятия принимаются граждане, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в том числе: ветераны боевых действий.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кауров В.О. на основании распоряжения Администрации Советского района г.Улан-Удэ №337 от 08.05.2013 года был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории: ветеран боевых действий, с составом семьи 1 человек.
Распоряжением Администрации Советского района г.Улан-Удэ №380 от 15.11.2010 года был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории: малоимущие, с составом семьи 1 человек.
Согласно распоряжению Администрации Советского района г.Улан-Удэ от 30.06.2021 года №564 Кауров В.О. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по категориям: «ветеран боевых действий», «малоимущие» с составом 1 человек, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, как обеспеченный общей площадью выше учетной нормы, установленной в г.Улан-Удэ, в размере 11 кв.м.
При этом истцу было указано на то, что он обеспечен жилым помещением по адресу: ..., ..., ..., общей площадью ... кв.м, на регистрационном учете значатся 2 человека.
На основании части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Исходя из содержания части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Частями 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Улан-Удэнского Городского Совета депутатов от 01.12.2005 г. №289-34 установлена учетная норма площади жилого помещения, необходимая для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 11,0 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения на одного человека.
В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
Как следует из материалов дела, при принятии на учет нуждающихся в жилом помещении Кауров В.О. был зарегистрирован в Советском районе г.Улан-Удэ.
В настоящее время регистрации Кауров В.О. по месту жительства не имеет, зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ..., ..., ...А ..., с 16.03.2018 года по 16.03.2023 года. Согласно имеющимся учетам отдела по вопросам миграции отдела полиции №2 Управления МВД России по г.Улан-Удэ, Кауров В.О. значился зарегистрированным по месту жительства по адресу: ..., с 19.09.2014 года по 06.11.2015 года.
Указанное жилое помещение принадлежит Кауровой В.Г. на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 22.05.2014 года.
Согласно акту о рождении Каурова В.О., Каурова В.Г. является его матерью.
В соответствии с заявлением о регистрации по месту пребывания, поданное Кауровым В.О. в Отдел по вопросам миграции отдела полиции №2 УМВД России по г.Улан-Удэ, жилое помещение по адресу: ..., ..., Каурову В.О. было предоставлено матерью Кауровой В.Г., в указанном жилом помещении зарегистрированы только истец и его мать Каурова В.Г.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи собственника жилого помещения, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в пп. «а» п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Абзацем 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абз. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абз. 4 ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I).
Таким образом, отсутствие у Каурова В.О. регистрации по адресу: ... ..., не влияет на расчет обеспеченности жилым помещением при решении вопроса о постановке Каурова В.О. на жилищный учет.
При этом, суд руководствуется частью 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», о том, что для признания супруга, детей и родителей собственника, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Следовательно, вселившись в жилое помещение по адресу: ..., ..., ..., в качестве члена семьи собственника, истец Кауров В.О. приобрел право пользования квартирой, в связи с чем, площадь указанного жилого помещения обоснованно была учтена ответчиком при определении нуждаемости истца в жилом помещении.
Сведений о том, что жилое помещение по адресу: ..., ... ..., предоставлялось Каурову В.О. по иным основаниям в безвозмездное пользование, по договору найма, в материалы дела не представлено.
Факт проживания Каурова В.О. в Октябрьском районе г.Улан-Удэ подтверждается и тем, что Кауров В.О. состоит на воинском учете в Военном комиссариате Октябрьского района г.Улан-Удэ, так как в соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства.
Таким образом, Кауров В.О. не отвечает критериям нуждаемости в жилом помещении, поскольку проживает в жилом помещении, площадью 34,8 кв. м, принадлежащем его матери Кауровой В.Г., является членом ее семьи, размер занимаемого Кауровым В.О. жилого помещения превышает учетную норму (11 кв. м), кроме того, мать истца является собственником квартиры в ..., ..., ..., общей площадью 23,80 кв.м, что является основанием для снятия Каурова В.О. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по категориям: «ветеран боевых действий», «малоимущие» с составом 1 человек.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований истца о признании распоряжения Администрации Советского района г.Улан-Удэ от 30.06.2021 г. №564 о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, состоящего на учете по категориям: «ветеран боевых действий» и «малоимущие», незаконным, следует отказать.
Так как истец законно и обоснованно был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категориям: «ветеран боевых действий» и «малоимущие», то требование истца об обязании восстановить его на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категориям: «ветеран боевых действий» и «малоимущие», также не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Каурова Виктора Олеговича ( ) к Администрации Советского района г.Улан-Удэ (ИНН 0323064273) о признании распоряжения незаконным, восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме в Верховный суд Республики Бурятия через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья: Е.А. Богомазова