Судья Черныш О.Г. УИД: 61RS0023-01-2023-002540-32
№ 33-1158/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 января 2024 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Мосинцевой О.В.
судей Семеновой О.В., Власовой А.С.
при секретаре Ворсиновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-2885/2023 по иску прокурора г.Шахты, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Шахты Ростовской области, МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, 3-и лица: Министерство ЖКХ Ростовской области, ООО «Экострой-Дон», МУП «Спецавтохозяйство», об обязании выделить денежные средства, обязании ликвидировать несанкционированный свалочный очаг отходов, по апелляционной жалобе администрации г.ШахтыРостовской области на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 12 октября 2023 года,
Заслушав доклад судьи Мосинцевой О.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Шахты Ростовской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском об обязании выделить денежные средства, обязании ликвидировать несанкционированный свалочный очаг отходов, ссылаясь на то, что им проведена проверка соблюдения администрацией г.Шахты Ростовской области, МКУ «Департамент городского хозяйства» г.ШахтыРостовской области требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии. В результате объезда городской территории прокуратурой установлены нарушения, а именно: в районе ул.Стрельникова (географические координаты 47.6896941, 40.1982652), выявлено наличие несанкционированных свалочных очагов мусора (отработки строительных материалов, полиэтиленовые пакеты, пенопласт, мебель), которые не ликвидированы и своим наличием усиливают незащищенность населения города от пожаров природного и иного характера, представляют собой объект экологического риска.
На основании изложенного, прокурор, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил судобязать администрацию г.Шахты Ростовской области, в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу, выделить денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалочных очагов мусора, расположенных на территории г. Шахты в районе ул. Стрельникова (географические координаты 47.6896941, 40.1982652); обязать МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты в течение шести месяцев со дня выделения денежных средств администрацией г.Шахты выполнить работы по ликвидации несанкционированных свалочных очагов мусора, расположенных на территории г. Шахты в районе ул.Стрельникова (географические координаты 47.6896941, 40.1982652).
Протокольным определением Шахтинского городского суда Ростовской области от 03 июля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство ЖКХ Ростовской области.
Протокольным определением Шахтинского городского суда Ростовской области от 31 августа 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Экострой-Дон», МУП г.Шахты «Спецавтохозяйство».
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 12 октября 2023 года исковые требования прокурора удовлетворены.
На администрацию г. Шахты возложена обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалочных очагов отходов, расположенных на территории г. Шахты в районе ул. Стрельникова (географические координаты 47.6896941, 40.1982652).
На МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты возложена обязанность в течение шести месяцев со дня выделения денежных средств администрацией г.ШахтыРостовской области выполнить работы по ликвидации несанкционированных свалочных очагов мусора, расположенных на территории г. Шахты в районе ул. Стрельникова (географические координаты 47.6896941, 40.1982652).
Не согласившись с решением суда, администрация г.Шахты подала на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы апеллянт, оспаривая судебную оценку представленным доказательствам и обращая внимание на нарушение судом норм материального права, ссылается на то, что администрация г.Шахты является ненадлежащим ответчиком по делу, так как не имеет собственного бюджета.
Апеллянт обращает внимание на то, что выделение денежных средств не входит в полномочия администрации г. Шахты Ростовской области.
Апеллянт указывает, что администрация не имеет собственных денежных средств, исполняет обязанности за счет средств местного бюджета, являющего дотационным, при этом исполнение бюджета осуществляется исключительно в рамках лимитов, установленных бюджетной росписью, в связи с чем, выполнение ответчиком, возложенных на него судом, действий возможно только при нецелевом использовании бюджетных средств.
По мнению апеллянта, истцом не было представлено доказательств в подтверждение обстоятельств, изложенных им в исковом заявлении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Беллуян Г.А. полагал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом с учетом положений ст. 113 ГПК РФ и ст. 165.1 ГК РФ, в соответствии со ст. ст. 327, 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает данное дело только в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика. Поскольку решение суда обжалуется только администрацией г. Шахты и только в части возложения на администрацию г.Шахтыобязанности в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалочных очагов отходов, расположенных на территории г. Шахты в районе ул. Стрельникова (географические координаты 47.6896941, 40.1982652), то в соответствии с положениями ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного решения только в указанной обжалуемой ответчиком его части.
В связи с чем, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы ответчика в обжалуемой ею его части.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (ч.6 ст.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1).
В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 8 вышеуказанного закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии ч. 2 ст. 21 Федерального Закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Согласно п.п. 10, 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Как указано в ч.1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года №607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с положениями абз. 4,8 ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ, в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Судом установлено и следует из материалов дела, прокуратурой г.Шахты проведена проверка соблюдения администрацией г. Шахты, МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления и о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии.
В результате объезда городской территории прокуратурой установлены нарушения, а именно: выявлено наличие несанкционированных свалочных очагов мусора (отработки строительных материалов, полиэтиленовые пакеты, пенопласт, мебель) в районе ул. Стрельникова (географические координаты 47.6896941, 40.1982652), которые не ликвидированы, что подтверждается актом проверки от 31 августа 2023 года и фото-таблицей (л.д.58-61).
Несанкционированные очаговые навалы мусора, расположенные по вышеуказанному адресу, представляют собой объект эпидемического и экологического риска, создают угрозу распространения инфекционных заболеваний.
Согласно п.1.3 Правил благоустройства, чистоты и порядка в городе Шахты, утвержденных решением городской Думы г. Шахты от 30 июля 2019 года №565, организацию деятельности в части благоустройства, очистки, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Шахты на подведомственных территориях осуществляет, в том числе Муниципальное казенное учреждение «Департамент городского хозяйства» г. Шахты.
В соответствии с п. 22.4 указанных Правил благоустройства, чистоты и порядка в городе Шахты, контроль за соблюдением настоящих Правил по их компетенции осуществляют Муниципальное казенное учреждение «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, территориальные отделы Администрации г. Шахты.
Согласно п.п. 5.1.53, 5.1.62 Устава Муниципального казенного учреждения «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, утвержденного постановлением Администрации г. Шахты от 02 августа 2012 года №3630, к деятельности МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты отнесены контроль за состоянием территории города в части благоустройства, организация работ по санитарной очистке города.
Неисполнение вышеуказанных требований действующего законодательства нарушает гарантированное право на благоприятную окружающую среду.
Судом также было установлено, что согласно п. 3 ст. 37 Устава «Города Шахты» именно администрация г. Шахты является главным распорядителем средств местного бюджета и в ее компетенцию входит выделение средств на ликвидацию свалок мусора, однако с заявкой на софинансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок она не обращалась.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходахпроизводства и потребления», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...»), «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст), и, оценив представленные доказательства, исходя из того, что бездействие администрации г. Шахты Ростовской области по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, а также установив, что обязанность по вывозу несанкционированных свалок на территории г. Шахты возложена органом местного самоуправления на МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к неправильному толкованию законодательства, аналогичны всем обстоятельствам, на которые ссылались стороны в суде первой инстанции, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Доводы жалобы, указывающие на неполное выяснение судом обстоятельств дела и неверную оценку суда представленным доказательствам, не могут являться основанием для отмены оспариваемого судебного постановления, поскольку согласно положениям ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ, суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация г. Шахты Ростовской области не является надлежащим ответчиком по делу, и выделение денежных средств не входит в полномочия Администрации г. Шахты, подлежат отклонению, по следующим основаниям.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 39 Устава муниципального образования «Город Шахты» Администрация г. Шахты обеспечивает формирование и исполнение местного бюджета, осуществляет контроль за исполнением данного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Устава «Город Шахты» Администрация обладает правами юридического лица, действует на основании общих положений об исполнительно-распорядительном органе, установленных Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления» в соответствии с Гражданским кодексом РФ применительно к казенным учреждениям, является главным распорядителем средств местного бюджета, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет собственные печати, штампы, бланки, расчетные, валютные и иные счета в банковских учреждениях и печати с изображением Герба Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, чтоадминистрация г. Шахты является главным распорядителем средств местного бюджета и в ее компетенцию, входит выделение средств на ликвидацию свалок и мусора, вследствие чего она является надлежащим ответчиком по делу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение не может быть исполнено, в связи с высокой дотационностью и отсутствием в бюджете муниципального образования выделенных бюджетных средств на проведение соответствующих работ, судебная коллегия отклоняет, поскольку данное обстоятельство не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него законом обязанности по выделению средств на ликвидацию свалок мусора, кроме того, бездействие администрации г. Шахты по решению вопросов местного значения в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия.
Ссылка администрации г.Шахты Ростовской области в апелляционной жалобе на то, что исковые требования направлены на вмешательство в бюджетную, а также административно-хозяйственную деятельность, в данном случае является несостоятельной, поскольку предъявление прокурором обоснованного иска в качестве такового вмешательства рассматриваться не может.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не представлены доказательства в обоснование заявленных требований, подлежат отклонению, поскольку опровергаются представленными в материалы дела актом проверки, а также фототаблицами (л.д. 58-61), из которых следует, что в районе ул.Стрельникова (географические координаты 47.6896941, 40.1982652), выявлено наличие несанкционированных свалочных очагов мусора (отработки строительных материалов, полиэтиленовые пакеты, пенопласт, мебель), которые не ликвидированы и своим наличием усиливают незащищенность населения города от пожаров природного и иного характера, представляют собой объект экологического риска.
Кроме того, ответчик в соответствии со ст. 203 ГПК РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 12октября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Шахты Ростовской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 января 2024 года.