Дело № 2а-311/2022
УИД25RS0008-01-2022-000406-62
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Дальнереченск 8 апреля 2021 г.
Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Ляшко О.В., при секретаре Шмалько М.П., с участием прокурора Рымар Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. Дальнереченского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц о признании информации, размещённой на сайте по сетевому <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. Дальнереченского межрайонного прокурора обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной на сайте по сетевому <адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование административного иска указал, что по данному электронному адресу в свободном доступе размещена информация, адресованная неопределенному кругу лиц о способах хищения энергоресурсов путем остановки и воздействия на приборы учета электроснабжения, что установлено в ходе прокурорской проверки 22.03.2022.
Ссылаясь на ст. 12 ГК РФ, предусматривающую такой способ защиты нарушенного права как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, на положения Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Закона РФ от 27.12.1991 года №2124-1 "О средствах массовой информации", запрещающие использование СМИ в целях совершения преступлений и для распространения информации о способах совершения противоправных деяний, а также на ст. 7.27 КоАП РФ и ст. 158 УК РФ, предусматривающие административную и уголовную ответственность, административный истец просил признать информацию, размещенную по указанному сетевому адресу, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца требования поддержала, указала, что в настоящее время сведения о запрете размещённой на сайте информации отсутствуют. Просила административный иск удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело без участия представителя, указал, что обозначенная в административном исковом заявлении информация на сайте в сети «Интернет» по состоянию на 06.04.2022 не доступна, сетевой адрес включен в Единый реестр на основании определения о мерах предварительной защиты.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на свободно распространяемую; предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; подлежащую предоставлению или распространению в соответствии с федеральными законами; а также информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч.ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 года №2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
На основании ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, преданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом на собственников помещений возложена обязанность по оснащению этих помещений приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно пп. «г» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правил), утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, определено, что потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие проверку.
Согласно пп. «г» п. 35 Правил потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Законодательством установлен запрет на распространение информации о способах хищения энергоресурсов путем остановки счетчиков расхода воды, электроэнергии, газа и вскрытия пломб на них.
Как следует из материалов дела Дальнереченской межрайонной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет», осуществляется беспрепятственный доступ к электронному <адрес>, на котором в свободном доступе размещена информация о способах хищения энергоресурсов путем остановки и воздействия на приборы учета электроснабжения. Факт размещения указанной информации установлен работником межрайонной прокуратуры 22.03.2022 в помещении Дальнереченской межрайонной прокуратуры Приморского края при использовании рабочего компьютера. Установить собственника (владельца) сайта в ходе проверки не представилось возможным. Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра сайта в сети «Интернет» от 22.03.2022, скриншотами страниц от 22.03.2022.
Установка различных устройств, останавливающих приборы учета коммунальных ресурсов, вскрытие и незаметное удаление пломб с приборов учета и последующая неоплата использованных воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа является противоправным деянием, за которое может наступить, в том числе, административная или уголовная ответственность по ст.7.27 КоАП РФ или ст.158 УК РФ, соответственно. Дальнейшее нахождение в открытом доступе указанной информации формирует у неопределенного круга лиц отношение к приобретению вышеуказанных документов как приемлемому общественному явлению, способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления, и может нанести непоправимый ущерб нравственности населения, разрушить принятые моральные устои и конституционные права граждан. Вследствие этого имеется необходимость ограничения доступа к информации, размещённой на данном сайте.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации № 2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
В соответствии с п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее Правила), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее-единый реестр) создаётся в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктами 2, 3, 5 Правил предусмотрено, что создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.
Основаниями для включения в единый реестр доменных имён и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещённую информацию, являются: решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой информацией.
С учётом требований Закона № 149-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информация, размещённая на сайте по сетевому <адрес>, подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации.
Признание информации, размещённой на указанном сайте, запрещённой к распространению, позволит внести его в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Закон № 149-ФЗ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить полностью административное исковое заявление Дальнереченского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Признать информацию, размещённую на сайте по сетевому <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено как не соответствующей нормативным правовым актам и нарушающей права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения электронных страниц сайта <адрес>, в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Принятые меры предварительной защиты сохранять до исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения через Дальнереченский районный суд.
Судья О.В.Ляшко