УИД 10RS0011-01-2020-014375-49
(Дело №2а-7216/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сааринен И.А.,
при секретаре Мельниченко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Степанова Д. А. к призывной комиссии Петрозаводского городского округа, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Карелия» об оспаривании решения о призыве на военную службу,
у с т а н о в и л :
Степанов Д.А. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения призывной комиссии Петрозаводского городского округа о признании его годным к военной службе от 28.10.2020. Административный иск мотивирован тем, что заявитель имеет заболевание «<данные изъяты>», о чем он сообщал врачам-специалистам призывной комиссии, записи о данном диагнозе также имеются в амбулаторной медицинской карте, однако, при принятии решения данное заболевание истца учтено не было, он не был осмотрен врачами-специалистами, призывной комиссии следовало применить п. «в» ст.43 Расписания болезней, решение является незаконным.
Определением суда от 11 ноября 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия».
Степанов Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что призывной комиссией при принятии решения о призыве на военную службу исследовалась его амбулаторная медицинская карта, каких-либо дополнительных медицинских обследований, в том числе суточного мониторирования артериального давления, он не проходил.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата Республики Карелия Кирпичникова М.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала административный иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Представитель административного ответчика призывной комиссии Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещены о времени, дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев административное дело №2а-8584/2019, личное дело призывника, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее по тексту – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
Срок на обращение с настоящим иском в суд истцом не пропущен.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В силу п. 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, а также для решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
Медицинское освидетельствование, в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Пунктами 9, 13, 16, 18 Положения №565 определено, что организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию. По заявке военного комиссара муниципального образования руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием. Персональный состав врачей-специалистов утверждается председателями призывных комиссий, а врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу назначаются решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
По результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу, врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 18).
В соответствии с пунктом 2 приложения №4 Приказа Министра обороны РФ от 16 сентября 2015 года №533 «Об определении форм документов, заполняемых врачами-специалистами,...» в день медицинского освидетельствования на граждан, признанных годными к военной службе с незначительными ограничениями, ограниченно годными к военной службе, временно не годными к военной службе, не годными к военной службе, а также на граждан, направленных на медицинское обследование врачом-специалистом, осуществляющим медицинское освидетельствование (медицинский осмотр) гражданина заполняется лист освидетельствования.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что Степанов Д.А. является лицом призывного возраста, состоит на воинском учете в военном комиссариате города Петрозаводска с 05.02.2014, является гражданином, подлежащим призыву на военную службу, категория годности при первоначальной постановке на воинский учет установлена «А-1» (годен к военной службе).
09.10.2019 на заседании призывной комиссии Петрозаводского городского округа по результатам медицинского освидетельствования Степанова Д.А. врачами-специалистами, ему установлена категория годности к военной службе «Б-3» (годен к военной службе с незначительными ограничениями) на основании п. «б» ст.47 (нейроциркуляторная астения по гипертоническому типу) Расписания болезней.
Указанное решение являлось предметом судебного разбирательства, апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26.03.2020 решение призывной комиссии Петрозаводского городского округа от 09.10.2019 признано законным и обоснованным.
28.10.2020 на заседании призывной комиссии Петрозаводского городского округа по итогам медицинского освидетельствования административному истцу установлена категория годности к военной службе «Б-3» (годен к военной службе с незначительными ограничениями) на основании п. «б» ст. 47 (нейроциркуляторная астения по гипертоническому типу) Расписания болезней.
Каких либо заболеваний, препятствующих прохождению военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в ходе проведенного медицинского освидетельствования у Степанова Д.А. не выявлено. Нарушений в организации проведения медицинского освидетельствования допущено не было. Результаты медицинского освидетельствования надлежащим образом отражены в соответствующем разделе учётной карты призывника, в листах медицинского освидетельствования, оформлены подписями врачей.
Призывной комиссией Петрозаводского городского округа 28.10.2020 принято решение о призыве административного истца на военную службу.
Правом на обжалование решения призывной комиссии Петрозаводского городского округа административный истец не воспользовался.
Оспариваемое решение вынесено полномочным коллегиальным органом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с нормами ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», распоряжением Главы Республики Карелия от 24.03.2020 №174-р. Решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных сил Российской Федерации для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения военного комиссара о предварительном предназначении призывника (основание: пункт 14 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации). Решение о призыве на военную службу Степанова Д.А. было принято ПК ПГО единогласно.
Порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы, назначаемой в случае несогласия гражданина с заключением военно-врачебной комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, определен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 № 574.
Согласно описанию к ст.47 Расписания болезней для нейроциркуляторной астении характерен синдром вегетативно-сосудистых расстройств с неадекватной реакцией артериального давления на какие-либо раздражители. Нейроциркуляторную астению с гипотензивными реакциями следует отличать от физиологической гипотонии здоровых людей, которые не предъявляют никаких жалоб, сохраняют трудоспособность и способность исполнять обязанности военной службы при показателях артериального давления 90/50 - 100/60 мм рт.ст. Во всех случаях следует исключить симптоматическую гипотонию, обусловленную болезнями эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта, легких и др.
К пункту «б» относится нейроциркуляторная астения с умеренно выраженными проявлениями, в том числе с преходящими нарушениями сердечного ритма, не снижающими способность исполнять обязанности военной службы.
Редкие одиночные экстрасистолы покоя и синусовая аритмия функционального характера не являются основанием для применения этой статьи, не препятствуют прохождению военной службы, поступлению в военно-учебные заведения.
Согласно заключению ультразвукового исследования, проведенного в отношении Степанова Д.А. в Республиканской больнице им. В.А.Баранова 30.09.2019, полости сердца не расширены, клапанный аппарат не изменен, систолическая функция левого желудочка хорошая, зон нарушения локальной сократимости не выявлено.
При нарушениях сердечного ритма вследствие органических изменений миокарда освидетельствование проводится по ст. 42 Расписания болезней.
Заболевания с такой степенью нарушения функций организма, которые бы препятствовали прохождению военной службы, у Степанова Д.А. не выявлены.
Доводы административного истца относительно того, что состоянию его здоровья соответствует категория годности к военной службе «В» (ограниченно годен к военной службе) на основании п. «в» ст.43 Расписания болезней, суд признает несостоятельными.
В соответствии с пунктом «в» ст.43 Расписания болезней наличие гипертонической болезни является основанием для установления относящимся к графе I гражданам категории годности «В» лишь в том случае, если наличие гипертонической болезни подтверждено обследованием в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления.
Документального подтверждения данных об обследовании в стационарных условиях, о диспансерном наблюдении административного истца по поводу указанного заболевания в течение не менее 6 месяцев, данных о неоднократном выполнении суточного мониторирования артериального давления, предшествующих принятию оспариваемого решения, суду не представлено.
Каких либо заболеваний, препятствующих прохождению военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в ходе проведенного медицинского освидетельствования у Степанова Д.А. не выявлено. Нарушений в организации проведения медицинского освидетельствования допущено не было.
Доводы административного истца о ненадлежащем осмотре его врачами-специалистами несостоятельны, не подтверждены соответствующими доказательствами. Все жалобы на состояние здоровья, поступившие от истца на момент медицинского освидетельствования, учтены в полном объёме и зафиксированы документально.
При несогласии призывника с заключением о категории годности к военной службе он вправе обратиться с заявлением о проведении в отношении него независимой военно-врачебной экспертизы, положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 574. Таким правом Степанов Д.А. не воспользовался.
Основанием для направления призывника на дополнительные диагностические исследования в силу указаний Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» является не заявление освидетельствуемого гражданина, а наличие объективных данных, оцениваемое врачами военно-врачебной комиссии. Поскольку изученная медицинская документация, равно как и данные объективного осмотра, не указывали на наличие заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, оснований для направления истца на дополнительные обследования либо для вынесения в отношении административного истца решения об освобождении его от прохождения военной службы с зачислением в запас в связи с признанием негодным к прохождению военной службы в мирное время не имелось.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое административным истцом решение о призыве его на военную службу было принято призывной комиссией в соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о призыве на военную службу после определения категории годности к военной службе в соответствии с компетенцией призывной комиссии и в соответствии с заключением о категории годности, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Прав административного истца указанное решение не нарушает.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь положениями ст.ст. 177,178 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Сааринен И.А.
Мотивированное решение изготовлено 30.11.2020.