Решение по делу № 2а-815/2017 от 07.08.2017

Дело № 2а-815/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 сентября 2017 года                                  г. Шарыпово

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи Киюциной Н.А.,    

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Красноярскому краю к Волкову М.В. о взыскании недоимки по налогу и пени,

Установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 12 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к Волкову М.В. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу с физических лиц на общую сумму 7 254 рубля 37 копеек, в том числе транспортный налог за 2013-2014 годы – 7 211 рублей, пени за период с 11 ноября 2014 года по 17 ноября 2014 года – 2 рубля 88 копеек, пени за период с 30 сентября 2015 года по 21 октября 2015 года – 40 рублей 49 копеек.

В обоснование исковых требований административный истец ссылается на то, что Волков М.В., имея в собственности с 20 марта 2013 года автомобиль марки «TOYOTA COROLA», , и с 24 апреля 2014 года автомобиль марки «SUBARU LEGACY B4», транспортный налог за 2013 год и 2014 год не уплатил. За просрочку уплаты налога налоговым органом Межрайонной ИФНС России № 18 по Красноярскому краю произведено начисление пени в указанном размере. В связи с неуплатой налогов в установленные законом сроки в адрес административного ответчика были направлены требования: от 17 ноября 2014 года о погашении образовавшейся задолженности в добровольном порядке не позднее 09 января 2015 года; от 21 октября 2015 года о погашении образовавшейся задолженности в добровольном порядке не позднее 25 января 2016 года. Однако в добровольном порядке Волков М.В. налоги и пени не уплатил. Согласно определению мирового судьи от 18 октября 2016 года в выдаче судебного приказа о взыскании недоимки и пени отказано в связи с пропуском срока обращение в суд. Межрайонная ИФНС России № 18 по Красноярскому краю обратилась с административным исковым заявлением в Шарыповский районный суд, административное исковое заявление определением от 06 мая 2017 года возвращено в связи с неподсудностью. После передачи базы данных о налогоплательщике из Межрайонной ИФНС России № 18 по Красноярскому краю в Межрайонную ИФНС России № 12 по Красноярскому краю функции по взысканию недоимки и пени перешли к административному истцу по настоящему делу. Пропущенный срок для обращения с иском в суд административный истец просил восстановить.

Поскольку общая сумма задолженности по налогу и пене не превышает двадцати тысяч рублей, возражений от административного ответчика в суд не поступило, административное дело рассматривается судом в порядке, предусмотренном главой 33 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции РФ и пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.

Согласно статье 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили.

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ).

Налогоплательщиками транспортного налога согласно статье 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

В соответствии с п.1 ст.2 Закона Красноярского края от 08.11.2007 № 3-676 «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки на транспортные средства соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Налоговая ставка на транспортные средства установлена в зависимости от мощности двигателя.

Согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, не позднее 10 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Волков М.В. с 20 марта 2013 года является собственником автомобиля марки «TOYOTA COROLA», , а с 24 апреля 2014 года - также собственником автомобиля марки «SUBARU LEGACY B4», (л.д. 21).

Из налогового уведомления , направленного Межрайонной ИФНС России № 18 по Красноярскому краю в адрес Волкова М.В. 02 апреля 2014 года, следует, что за 10 месяцев 2013 год Волкову М.В. начислен транспортный налог в сумме 1 498 рублей со сроком оплаты до 10 ноября 2014 года (л.д.14).

20 ноября 2014 года в связи с неуплатой транспортного налога в адрес Волкова М.В. было направлено требование об уплате транспортного налога в размере 1 498 рублей и пени в сумме 2,88 рублей в срок до 09 января 2015 года (л.д.10,11)..

Из налогового уведомления от 26 марта 2015 года, направленного Межрайонной ИФНС России № 18 по Красноярскому краю в адрес Волкова М.В. 28 марта 2015 года, следует, что Волкову М.В. был начислен транспортный налог на автомобиль марки «TOYOTA COROLA» за 2014 год в сумме 1 798 рублей, на автомобиль марки «SUBARU LEGACY B4» за 9 месяцев 2014 года - в сумме 3 915 рублей, а всего 5 713 рублей по сроку оплаты не позднее 01 октября 2015 года (л.д. 16-17).

В связи с неуплатой транспортного налога в адрес Волкова М.В. 26 октября 2015 года было направлено требование об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 5 713 рублей и пени в сумме 40 рублей 49 копеек в срок до 25 января 2016 года (л.д. 121-13).

Расчет пени имеется в материалах дела и соответствует требованиям статьи 75 НК РФ, согласно которой пеня начисляется в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, недоимка по транспортному налогу налогоплательщика Волкова М.В. (административного ответчика) за 2013-2014 годы составляет 7 211 рублей, пени за период с 11 ноября 2014 года по 17 ноября 2014 года – 2 рубля 88 копеек, пени за период с 30 сентября 2015 года по 21 октября 2015 года – 40 рублей 49 копеек.

Доказательства уплаты налога и пени административный ответчик в суд не предоставил.

С учетом срока исполнения требования об уплате налога от 21 октября 2015 года, абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ срок обращения в суд по взысканию с Волкова М.В. недоимки по транспортному налогу и пени истек 25 июля 2016 года.

До истечения указанного срока Межрайонная ИФНС России № 18 по Красноярскому краю обратилась с административным иском к Волкову М.В. о взыскании налога и пени в Шарыповский районный суд Красноярского края с нарушением правил подсудности, в связи с чем 06 мая 2016 года судьей было вынесено определение о возвращении административного искового заявления, административному истцу было разъяснено право на обращение с административным иском в Шарыповский городской суд Красноярского края (л.д.8-9).

Из сопроводительного письма Межрайонной ИФНС России № 18 по Красноярскому краю от 17 апреля 2017 года следует, что в материалы в отношении налогоплательщика Волкова М.В. были направлены в адрес Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю 17 апреля 2017 года и получены административным истцом 03 мая 2017 года (л.д. 5).

    Как следует из определения мирового судьи судебного участка № 130 в г. Шарыпово от 18 октября 2016 года, в принятии заявления Межрайонной ИФНС России № 18 по Красноярскому краю о вынесении судебного приказа о взыскании с Волкова М.В. задолженности по транспортному налогу и пени на общую сумму 7 254 рубля 37 копеек в связи с пропуском шестимесячного срока обращения в суд (л.д.6).

    После этого с административным иском Межрайонная ИФНС России № 12 по Красноярскому краю обратилась в Шарыповский городской суд Красноярского края только 07 августа 2017 года.

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у налоговых органов имелась реальная возможность обратиться в суд по взысканию с Волкова М.В. недоимки и пени в установленный законом срок.

    Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

На основании установленных по делу фактических обстоятельств оснований для восстановления пропущенного административным истцом срока обращения в суд не имеется.

При этом суд принимает во внимание, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, доказательств невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок и наличия уважительных причин пропуска срока суду не предоставлено.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин, позволяющих восстановить пропущенный срок специализированному государственному органу, призванному осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.

Пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении требований Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю к Волкову М.В. по административному исковому заявлению о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2013-2014 годы и пени за период с 30 сентября 2015 года по 21 октября 2015 года на общую сумму 7 254 рубля 37 копеек отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий (подпись)

2а-815/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 12 по Красноярскому краю
Ответчики
Волков М.В.
Другие
Кузора К.К.
Суд
Шарыповский городской суд Красноярского края
Дело на странице суда
shargor.krk.sudrf.ru
07.08.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.08.2017[Адм.] Передача материалов судье
08.08.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
08.08.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
04.09.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
04.09.2017[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
18.09.2017[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
18.09.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее