Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Симферополь Дело № 2а-207/2021
22.12.2021года
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.
при секретаре Денисовой Ю.Ю.,
с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Премьер» Кукта М.В., прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Премьер» к Перовскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым, заинтересованное лицо Администрация Перовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Министерство юстиции Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части, выслушав пояснения представителя Общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Премьер», представителя Перовского сельского совета Симферопольского района Республики Крым, Администрации Перовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, заключение прокурора,
У С Т А Н О В И Л
Общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Премьер» в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ) обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим решение Перовского сельского совета от 30.07.2021 года № 169 «О внесении изменений в решение 21 сессии II созыва № 143 Перовского сельского совета от 26.02.2021 года «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Перовское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым» в части внесения установленных указанным решением изменений в п. 2.15. Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Перовское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым.
Определением от 08.11.2021 года указанное административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым.
Определениями от 17.11.2021 года и 25.11.2021 года привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Администрация Перовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (далее Администрация), Министерство юстиции Республики Крым.
В судебном заседании 17.11.2021 года представитель Перовского сельского совета Симферопольского района Республики Крым ( далее Совет) предоставила возражения на административное исковое заявление, указав на отсутствие оснований для его удовлетворения.
В адрес Верховного Суда Республики Крым 10.12.2021 года поступили пояснения Министерства юстиции Республики Крым, в которых указано, что проведена правовая экспертиза решения Перовского сельского совета от 26.02.2021 года «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Перовское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым»( в редакции решения №169 от 30.07.2021 года), которая направлена в адрес Совета.
В судебном заседании 17.12.2021 года представитель Совета и Администрации предоставила копию экспертного заключения решения Перовского сельского совета от 26.02.2021 года «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Перовское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым»( в редакции решения №169 от 30.07.2021 года) от 30.11.2021 года, направленного Министерством юстиции Республики Крым, в которой указано, что этот нормативны правовой акт не соответствует части 2 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, вследствие чего нуждается в приведении в соответствие в действующим законодательством.
В рассмотрении дела был объявлен перерыв до 22.12.2021 года
В судебном заседании 22.12.2021 года представитель Общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Премьер» (далее истец) настаивал на удовлетворении заявленных требований, Совет, Администрация, Министерство юстиции Республики Крым явку своих представителей не обеспечили, о дне и времени его проведения были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложения рассмотрения дела не представили.
В соответствии с ч. 5 ст. 213 КАС РФ Верховный Суд Республики Крым, выслушав мнение представителя истца, прокурора, принимая во внимание извещение всех участников процесса о дне и времени рассмотрения административного искового заявления, участие представителя Совета и Администрации в предыдущих судебных заседаниях, в ходе которых предоставлены возражения на административное исковое заявление, полагает возможным рассмотреть дело по имеющимся в нем материалам.
Прокурор в судебном заседании 22.12.2021 года предоставил заключение, указав на то, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы административного искового заявления, возражения Совета, выслушав пояснения представителя истца, Совета, Администрации, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.
Советом на 21 сессии II созыва 26.02.2021 года принято решение № 143 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Перовское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым» ( далее Решение №143), которым изложено в новой редакции и утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Перовское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым (далее Положение).
Советом на 23 сессии II созыва 30.06.2021 года принято решение № 169 (далее Решение №169), которым были внесены изменения в Решение №143, в соответствии с которым Положение было дополнено п.2.15 в соответствии с которым с 01.01.2020 года годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования Перовское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым по договорам аренды, заключенным до 01.01.2020 года подлежат пересчеты согласно кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Распоряжением Совета министров Республики Крым от 21.11.2019 г. № 1492-р.
Согласно пунктам 5 и 6 ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
Истец, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что в соответствии с Договором аренды земельного участка №, заключенным 16.10.2018 года с Администрацией на срок до 26.09.2038 года, он является арендатором земельного участка площадью 31497 кв.м., расположенного по адресу <адрес>. В соответствии с условиями указанного договора аренды изменение годового размера арендной платы осуществляется в случае внесения изменений в законодательство Российской Федерации и Республики Крым, регулирующее порядок определения размера годовой арендной платы за земельные участки собственности Республики Крым и муниципальной собственности ( п.п.3 п.5.6).
Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждение тот факт, что принятие Советом Решения № 169 затрагивает интересы истца.
В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования закреплены в пунктах 28-31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
Как установлено ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ ).
Согласно части 1 ст. 7 Закона №131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Пунктом 3 части 1 ст. 14 и части 1 ст. 7 Закона №131-ФЗ установлено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, относится к вопросам местного значения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии со ст. 2 Закона №131 –ФЗ муниципальный правовой акт устанавливает общеобязательные правила и является обязательным для исполнения на территории муниципального образования.
Пунктом 5 части 10 ст. 35 Закона №131-ФЗ определена исключительная компетенция представительного органа муниципального образования, к которой относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Как следует из подпункта 3 пункта 3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 12 Закона Республики Крым от 15.01. 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Изучив указанные обстоятельства, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что Решение №169 принято полномочным представительным органом местного самоуправления Перовского сельского поселения в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры его принятия, что не ставится под сомнение истцом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Решение №169 30.07.2021 года было размещено на информационном стенде в здании администрации Перовского сельского поселения, расположенном по адресу: <адрес>, 06.08.2021 года размещено на официальном сайте Правительства Республики Крым ( rk.gov.ru) раздел «Муниципальное образование», «Симферопольский район», «Перовское сельское поселение».
Предоставленные Советом, Администрацией документы свидетельствуют о том, что первый, реализуя дискреционные полномочия органов местного самоуправления, создал необходимые условия обеспечения оповещения всех заинтересованных лиц о принятии Решения №169, что опровергает утверждения истца о том, что указанный нормативный правовой акт не был надлежащим образом опубликован.
В п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установлено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Истец в своем административном исковом заявлении указывает на то, что Решение № 168, которым были внесены изменения в Решение №143, предусматривающие дополнение Положения п.2.15, определившим, что с 01.01.2020 года годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования Перовское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым по договорам аренды, заключенным до 01.01.2020 года, подлежат пересчету согласно кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Распоряжением Совета министров Республики Крым от 21.11.2019 г. № 1492-р, вводит новые нормы расчета арендной платы, которые ухудшает его положение арендатора Земельного участка, правоотношения по использованию которого возникли до 01.01.2020 года.
Пунктом 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к правоотношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с частью 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение данного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 ст. 2 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Ст.22 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Размер арендной платы определяется договором аренды.
В соответствии со ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно пункту 1 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» установлено, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из основных принципов, к которым, в частности, относятся принципы: экономической обоснованности; предсказуемости расчета размера арендной платы.
Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Ст. 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.
Часть 3 ст. 7 Закона № 6-ФКЗ устанавливает, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно части 1 ст. 23 Закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Федеральный законодатель, установив переходный период, в течение которого регулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 г. (ст. 6 Закона № 6-ФКЗ), одновременно в части 1.1 ст. 12.1 этого Федерального закона предусмотрел, что особенности регулирования, в том числе имущественных и земельных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2023 года могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В силу нормативного регулирования, действовавшего на момент заключения 16.10.2018года между истцом и Арендатором договора аренды земельного участка, в том числе, положений части 3 ст. 11 Закона Республики Крым от 31.07. 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных отношений на территории Республики Крым» и постановления Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 года № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» для определения, в частности размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности в порядке, установленном, впоследствии муниципальными нормативными правовыми актами, применялась нормативная цена земельного участка.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 28.12. 2019 года № 821 «О порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. № 450», (далее Постановление №821) вступившим в силу с 01.01.2020года, постановление Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 года № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» признано утратившим силу.
Постановление №821 был утвержден порядок определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, п. 2.3. которого определяет, что годовой размер арендной платы за пользование земельным участком (за исключением категории «земли населенного пункта») рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости указанного земельного участка согласно ставке, определенной в Приложении 1 к настоящему Порядку.
Изучив обоснование заявленных требований, основания для принятия Советом Решения № 143, которым изложено в новой редакции и утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Перовское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, внесенные в него изменения при принятии им Решение №169, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что не нашли подтверждения утверждения истца, что этим органом местного самоуправления Перовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым при принятии указанного нормативного правового акта (Решения №) были введены новые нормы гражданского законодательства.
Материалы дела свидетельствуют о том, Совет, действуя в порядке, предусмотренном Законом №131-ФЗ, в связи с прекращением действия постановления Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 года № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым», определявшего в качестве основы расчета арендной платы за пользование земельными участками их нормативную цену, осуществил приведение Порядка в соответствие с указанными выше положениями ЗК РФ, законодательства Республики Крым, руководствуясь при этом принципами, установленными в Постановлении №582.
С учетом изложенного, принимая во внимание соблюдение Советом порядка принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого в части Решения №169, соответствие его положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Республики Крым в соответствии с пунктом 2 ч.2 ст.215 КАС РФ считает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 214, 215, 295,296 КАС РФ, Верховный Суд Республики Крым
Р Е Ш И Л
Отказать в удовлетворении административное исковое заявление Общества
с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Премьер» к Перовскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым, заинтересованное лицо Администрация Перовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Министерство юстиции Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 29 декабря 2021 года.
Судья С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>