Решение по делу № 33-2463/2022 от 17.06.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Судья Мавлиев С.Ф.            УИД 0

                            Апел.производство: № 33-2463/2022

                            1-я инст.: № 13а-25/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июля 2022 года                                г. Ижевск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего – судьи Ступак Ю.А.,

при ведении протокола помощником судьи Кашицыной Е.Г.,

рассмотрев частную жалобу муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на определение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 16 марта 2022 года о процессуальном правопреемстве,

УСТАНОВИЛА:

Заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава Камбарского РОСП УФССП России по Удмуртской Республике Горбунова Е.С. обратилась в суд с заявлением о замене по исполнительному производству от 4 сентября 2015 года №6479/15/18032-ИП стороны должника Администрации муниципального образования «Камбарское» (далее – Администрация МО «Камбарское») на ее правопреемника - муниципальное образование «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» в лице Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» (далее – Администрация МО «Муниципальный округ Камбарский район УР»).

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие заявителя, заинтересованных лиц прокурора Камбарского района Удмуртской Республики, Администрации МО «Муниципальный округ Камбарский район УР», ликвидационной комиссии Администрации МО «Камбарский район» и администраций муниципальных образований – поселений Камбарского района (далее – Ликвидационная комиссия), извещенных о времени и месте рассмотрения. Заявитель, заинтересованные лица Ликвидационная комиссия, Администрация МО «Муниципальный округ Камбарский район УР» представили заявления о рассмотрении дела без их участия.

В возражениях Ликвидационная комиссия, МО «Муниципальный округ Камбарский район УР» полагали возможным исходя из возложенных полномочий и компетенции заменить должника в исполнительном производстве на правопреемника администрацию МО «Муниципальный округ Камбарский район УР» в лице Управления территориального развития администрации МО «Муниципальный округ Камбарский район УР». Указали, что на данный момент ни обязательства, ни имущество не переданы по акту МО «Муниципальный округ Камбарский район УР».

Определением Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 16 марта 2022 года заявление заместителя начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава Камбарского РОСП УФССП России по Удмуртской Республике Горбуновой Е.С. о процессуальном правопреемстве удовлетворено.

По исполнительному производству по гражданскому делу № 2-21/2013 произведена замена должника администрации МО «Камбарское» на правопреемника – МО «Муниципальный округ Камбарский район УР» в лице администрации МО «Муниципальный округ Камбарский район УР».

В частной жалобе МО «Муниципальный округ Камбарский район УР» в лице главы просит определение суда отменить, принять новое определение, которым признать правопреемником Администрации МО «Камбарское» созданный и наделенный правами юридического лица отраслевой (функциональный) орган Управление территориального развития Администрации МО «Муниципальный округ Камбарский район УР», функциями которого являются исполнение и реализация полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения МО «Муниципальный округ Камбарский район УР», в том числе и полномочий по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального округа и участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п.п. 2.1, 2.2.2 Положения об Управлении). Именно Управлением на данный момент проводятся мероприятия по формированию и направлению заявки в Министерство природных ресурсов и окружающей среды УР на предоставление бюджету муниципального образования субсидии в целях рекультивации земельного участка, нарушенного при складировании, захоронении промышленных, бытовых и иных отходов по адресу: г. Камбарка, кад. квартал 18:10:022182.

До настоящего момента процедура ликвидации не завершена, Ликвидационной комиссией ни имущество, ни обязательства как имущественного, так и неимущественного характера МО «Муниципальный округ Камбарский район УР» по акту не переданы.

В соответствии с ч. 3 ст. 333 ГПК РФ жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без извещения участвующих в деле лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

Согласно ст. 382 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона (п. 1).

В силу ст. 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом.

В п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 года № 54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки» разъяснено, что, осуществляя процессуальное правопреемство на стадии исполнения судебного акта, суд производит замену цедента цессионарием по заявлению или с согласия последнего в той части, в которой судебный акт не исполнен.

Как следует из материалов дела, на основании вступившего 22 февраля 2013 года в законную силу решения Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 21 января 2013 года выдан исполнительный лист № ФС 004485630 от 24 августа 2015 года. На основании указанного исполнительного документа постановлением судебного пристава-исполнителя Горбуновой Е.С. от 4 сентября 2015 года возбуждено исполнительное производство № 6479/15/18032-ИП, предмет исполнения: организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов с несанкционированной свалки, в отношении должника администрации МО «Камбарское», взыскатель – Прокуратура Камбарского района Удмуртской Республики.

Решение суда не исполнено.

Решением Совета депутатов МО «Муниципальный округ Камбарский район УР» от 17 ноября 2021 года администрация МО «Камбарское» ликвидирована.

Согласно выпискам из ЕГРЮЛ от 15 марта 2022 года, от 13 июля 2022 года администрация МО «Камбарское» находится в стадии ликвидации.

23 ноября 2021 года в ЕГРЮЛ внесена запись о создании Администрации МО «Муниципальный округ Камбарский район УР» (решение Совета депутатов МО «Муниципальный округ Камбарский район УР» от 17 ноября 2021 года).

В соответствии со ст. 1 Закона УР от 30 апреля 2021 года № 41-РЗ «О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории Камбарского района Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» (далее – Закон УР № 41-РЗ) городское поселение – МО «Камбарское», а также сельские поселения Камбарского района преобразованы путем их объединения и создания вновь образованного муниципального образования, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований.

Вновь образованное муниципальное образование наделено статусом муниципального округа (ч. 2 ст. 1 Закона УР № 41-РЗ).

Со дня вступления в силу настоящего Закона и до формирования органов местного самоуправления МО «Муниципальный округ Камбарский район УР» в порядке, предусмотренном Уставом МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики», устанавливается переходный период.

В течение переходного периода осуществляется формирование органов местного самоуправления МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики», органы местного самоуправления поселений, МО «Камбарский район» и МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» осуществляют свою деятельность с учетом особенностей, установленных настоящим Законом (ч. 5 ст. 1 Закона УР № 41-РЗ).

В силу ч. 1 ст. 3 Закона УР № 41-РЗ МО «Муниципальный округ Камбарский район УР» со дня его создания становится правопреемником поселений и муниципального образования «Камбарский район» в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Удмуртской Республики и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Органы местного самоуправления МО «Муниципальный округ Камбарский район УР» в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления поселений и муниципального образования «Камбарский район» в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Удмуртской Республики и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами (ч. 2 ст. 3 3 Закона УР № 41-РЗ).

Статьей 4 Закона УР № 41-РЗ установлено, что до формирования органов местного самоуправления МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях осуществляют в порядке, установленном уставами поселений и муниципального образования «Камбарский район», органы местного самоуправления поселений и муниципального образования «Камбарский район», которые на день создания МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях (ч. 1).

Со дня формирования администрации МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» полномочия администраций поселений, Администрации муниципального образования «Камбарский район» и контрольно-счетного органа МО «Камбарский район» прекращаются (ч. 4).

Решением Совета депутатов МО «Муниципальный округ Камбарский район УР» от 22 декабря 2021 года установлено, что полномочия учредителя муниципальных учреждений и организаций, муниципальных предприятий МО «Камбарский район» и муниципальных предприятий, учредителем которых являются муниципальные образования поселений, расположенные на территории Камбарского района, переходят к МО «Муниципальный округ Камбарский район УР» в лице Администрации МО «Муниципальный округ Камбарский район УР». Администрация МО «Муниципальный округ Камбарский район УР» определена правопреемником органов местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Камбарского района, в отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти УР и иных субъектов РФ, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для правопреемства в отношении должника по исполнительному производству Администрации МО «Камбарское», заменив его на МО «Муниципальный округ Камбарский район УР» в лице Администрации МО «Муниципальный округ Камбарский район УР».

Создание решением Совета депутатов МО «Муниципальный округ Камбарский район УР» от 24 ноября 2021 года Управления территориального развития администрации МО «Муниципальный округ Камбарский район УР» правильность выводов районного суда не опровергает, поскольку, являясь структурным подразделением администрации МО «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики», не освобождает последнюю от участия в решении вопросов местного значения (к которым в силу ст. 16 Федерального закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится и охрана окружающей среды в пределах муниципального округа). Кроме того, согласно п. 2.2.2 Положения об Управлении, на него возложена реализация полномочий и осуществление необходимых действий по решению вопросов местного значения муниципального образования лишь в виде участия в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Судом правильно отмечено, что длящийся характер ликвидации юридического лица не должен влиять на исполнимость судебного решения и ущемлять права и законные интересы жителей Камбарского района Удмуртской Республики, в защиту которых обращался с иском прокурор.

Несоставление передаточного (разделительного) акта, в соответствии с которым определяются имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, в соответствии с ч. 10 ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при наличии обстоятельств о преобразовании муниципального образования само по себе не свидетельствует об отсутствии оснований для правопреемства. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26 июля 2019 № 305-ЭС19-5438 по делу № А41-31851/2017.

При таких обстоятельствах оснований для отмены определения суда первой инстанции по доводам частной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

определение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 16 марта 2022 года оставить без изменения, частную жалобу муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» – без удовлетворения.

Председательствующий судья                 Ю.А. Ступак

33-2463/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Камбарского района
Ответчики
Администрация МО Муниципальный округ Камбарский район
Администрация МО Камбарское
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Ступак Юлия Алексеевна
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
21.06.2022Передача дела судье
13.07.2022Судебное заседание
14.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2022Передано в экспедицию
13.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее