Решение по делу № 2а-6031/2021 от 04.06.2021

УИД 11RS0001-01-2021-009038-91 2а- 6031/21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 августа 2021 года                        

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Сивергиной И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Непеина Андрея Александровича к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России об оспаривании условий содержания в исправительном учреждении, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,

у с т а н о в и л :

Непеин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми об оспаривании условий содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, настаивал на взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в указанном исправительном учреждении в период времени с ** ** ** в сумме <данные изъяты> рублей. В обоснование указал на переполненность карантинного помещения, отсутствие в нем ГВС, отключение ХВС в ночное время, недостаточность освещения, дефицит сантехприборов. Переполненность при содержании в отрядах №... №..., ненадлежащую работу БПК. Помимо этого указал на содержание с ** ** ** в отряде СУОН ( №...), переполненность данного отряда, круглосуточную видеофиксацию, отсутствие ГВС, отключение ХВС в ночное время, дефицит сантехприборов, недостаточность вентиляции, нехватку мебели и ее ненадлежащее состояние в комнате для просмотра телепередач, ненадлежащее состояние прогулочного дворика отряда ( покрытие пола из досок, металлическое ограждение периметра), нарушения в работе столовой и скудный рацион питания.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России.

Административный истец извещен надлежаще, в судебном заседании непосредственного участия не принял, каких- либо ходатайств от него не поступало.

Представитель административного ответчика иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.

Оценив доводы сторон, изложенные в административном иске и письменных возражениях, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Исходя из требований положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

В соответствии со ст.12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч.1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

Согласно ст.4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как установлено материалами дела, Непеин А.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, сведения о помещении его в карантинное отделение по прибытии в данное исправительное учреждение по данным личного дела отсутствуют. По прибытии в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми Непеин А.А. распределен в отряд №..., затем в отряд №.... Оба отряда располагаются в общежитии №.... ** ** ** переведен в отряд №... ( ОСУН А), расположенный на 2 этаже здания « ...». ** ** ** за нарушение установленного порядка отбывания наказания подвергнут дисциплинарному взысканию в виде перевода в ... сроком на 5 месяцев.

В соответствии со ст.99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

Сведений о содержании административного истца в карантинном отделении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, которое располагается на первом этаже здания «Медсанчасти», не имеется.

В период с ** ** ** административный истец содержался в отрядах №... и №..., расположенных на 1 и 2 этажах в здании общежития №....

Согласно технического паспорта здания, экспликации к нему, здания общежития №... составляет 854,3 кв.м., в пользовании осужденных содержащихся в отрядах №... и №... находится 571,2 кв.м.

Согласно журнала учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных (начат ** ** **, окончен ** ** **), в период содержания административного истца в указанных отрядах перелимита осужденных не имелось: в отряде №... содержалось от 69 до 97 человек, в отряде №... от 103 до 106 человек, при этом периодически ряд осужденных отсутствовал в отряде, в связи с убытием в комнату длительного свидания, выдворением в ШИЗО, в связи с привлечением к труду.

Согласно части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

При делении жилой площади ( включающей в себя площадь спален, комнат приема пищи и ПВР) на количество содержащихся в отряде лиц, на одного осужденного приходилось значительно более 2 кв.м. площади, что соответствует требованиям ст.99 УИК РФ и не может расценивается, как "фактор чрезвычайной переполненности", согласно нормам международного права.

Санитарный узел отрядов №..., 7 общежития №..., располагался на первом этаже. Имел площадь 49,95 кв.м., оборудован: 6 унитазами, 4 чашами генуа, 4 писсуарами, 11 раковинами, 1 раковиной для мойки ног. Все оборудование находится в удовлетворительном исправном состоянии, ежедневно проводятся уборка с применением дезинфицирующих средств. Посторонние запахи в санитарном узле отсутствуют. Для обеспечения приватности между унитазами оборудованы перегородки с дверями, при выходе из строя дверей или задвижек своевременно производится ремонт. Все задвижные механизмы находятся в исправном состоянии.

Питание осужденных в ИК-1 организовано, согласно с нормами питания, постановления правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205
«О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» и приказа Минюста Российской Федерации от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Приём пищи производится по распорядку дня, утверждённому начальником учреждения. Пища готовится отдельно три раза в сутки по утвержденным раскладкам. Закладка продуктов в котел производится в присутствии оперативного дежурного и ответственного по колонии. Качество приготовления пищи удовлетворительное, калорийность в норме, разнообразие блюд поддерживается.

Для приема пищи имеется столовая, расположенная в жилой зоне учреждения Состоит из следующих помещении: обеденный зал, раздевалка, мясной цех, рыбный цех, овощной цех, горячий цех, хлеборезка, крупяной склад, санитарный узел, кабинет заведующего столовой. Площадь обеденного зала столовой составляет 400,00 м2, который оборудован 24 обеденными столами, каждый стол оснащен двумя скамейками на 10 посадочных мест каждая, посуда в столовой пластиковая, пища выдается на раздаче в пластиковых подносах согласно норме питания. Общее количество посадочных мест – 240. Прием пищи осужденными осуществляется в столовой колонии, согласно распорядку дня, поотрядно.

Согласно актам проверки филиала «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России. Столовая ФКУ ИК-1 располагает необходимым набором помещений, канализационная и водопроводная системы функционируют исправно, технологическое оборудование в достаточном количестве. Поточность технологического процесса соблюдается на всех этапах приготовления и реализации пищи. В помещениях столовой ремонтные работы проведены в начале 2019 года. Перед входом в обеденный зал установлены 3 раковины для мытья рук, вешалки для верхней одежды. Покрытие пола в обеденном зале представлено кафельной плиткой.

В ФКУ ИК-1 согласно п.21 Приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.

Помывка осужденных осуществляется поотрядно, согласно утвержденному начальником графику в Банно-прачечном комбинате, помещение которого расположено в жилой зоне учреждения и состоит из следующих помещений: раздевалка - 54,7 кв.м., которая оборудована 23 деревянными лавками с высокими изголовьями, на которых на достаточной высоте располагаются крючки для одежды; моечное отделение - 128,1 кв.м., оснащено 9 (девятью) лейками-смесителями, 4 кранами, и 10 тазами, вдоль стен стоят бетонные скамьи для помывки; парикмахерская; прачечная (по экспликации машинный зал) - 47,7 кв.м., оборудована 2 стиральными машинами, гладильным оборудованием, ванной для дезинфекции (замачивания); сушилкой - 24, 7 кв.м.; санитарным узлом; помещение для ремонта вещевого имущества.

Разовая пропускная способность помывки банного комплекса - 60 человек. При этом помывка осужденных составляет не менее 20 минут, как правило одновременно осуществляется помывка не более 30 - 40 человек. Учитывая, что БПК в ФКУ ИК-1 организован по типу шаечных бань, то есть обмывание тела теплой водой из малого сосуда (шайки, таза, корыта) методом плесканий, обливаний и протираний, то в соответствии п. 14.8.5 приказа 1454/пр. они оборудуются душевыми сетками из расчета одна душевая сетка на 15 человек, перегородок между душевыми лейками не предусмотрено.

После каждой помывки осужденных производиться дезинфекция моечного отделения и раздевального помещения. Тазы выполнены из материалов, устойчивых к коррозии и обработке дезинфицирующими средствами, находятся в удовлетворительном виде, без ржавчин и протечек. При ежедневном обходе БПК проверяется исправность оборудования и санитарное состояние помещений. Следов плесени, грибка, грязи и плиточного налета на стенах и полах не обнаружено.

В 2019 году на объекте БПК выполнен косметический ремонт, замена и покраска полов, замена электрических светильников, обновлена окраска фронтонов, в 2020 году в БПК был проведен косметический ремонт, побелка стен, оштукатуривание фасада, заливка отмосток цементом, заменена канализационная труба, отремонтирован пандус для инвалидов.

В период времени с ** ** ** по ** ** ** ( дата перевода в ЕПКТ) административный истец содержался в отряде №... ( ОСУН А).

Отряд №... «А», является отрядом строгих условий содержания, располагается на 2 этаже здания «...», ** ** ** года постройки, где занимает площадь здания второго этажа, имеет свой прогулочный дворик; запираемые помещения состоящие из жилой секции, каптерки, комнаты приема пищи, комнаты воспитательной работы, душа, умывальника, туалета площадью 10,3 кв.м., сушилки, кабинета начальника отряда (младшего инспектора).

Согласно журналу рапортов приема – сдачи дежурств младшими инспекторами по ОСУОН «А», в указанный период содержалось от 8 до 24 осужденных, большую часть времени от 19 до 21 человека.

Количество санитарных узлов соответствовало количеству осужденных, содержащихся в отряде №... «А» и требованиям нормы площади и количество санитарных узлов определенных примечаний № 7 к пункту 32 таблицы 14.3 «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)», утвержденных Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр.

Вентиляция в отряде приточно-вытяжная, вдоль коридоров отряда проходят вентиляционные шахты с подводам к помещениям здания и принудительной вытяжной вентиляций.

В 2019 году в ОСУОН проведен ремонт спального помещения №..., замена полов, оштукатуривание стен, покраска стен и потолка, замена сантехнического оборудования, системы ХВС и ГВС, канализации, а в 2020 году произведена частичная замена кровли общежития отряда.

Представленная административным ответчиком фотосетка помещений отряда №... также подтверждает их нахождение в нормативном санитарно- техническом состоянии.

В соответствии ч.1 ст. 93 УИК РФ осужденные, отбывающие лишение свободы в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они не работают на открытом воздухе, имеют право на прогулку, продолжительность которой устанавливается статьями 118, 121, 123, 125, 127, 131 и 137 настоящего Кодекса. Прогулка осужденных проводится в дневное время на специально оборудованной части территории исправительного учреждения. (ч.2 ст.93).

Согласно материалам дела, в период пребывания истца в отряде №... прогулочный дворик данного отряда представлял собой площадку длиной 6,7м., шириной 3,6 м., стены в металлическом исполнении, верхняя часть оборудована горизонтальной металлической решеткой, усиленной сеткой- рабицей и металлическим навесом от попадания осадков, пол дощатый.

В октябре 2020 проведен капитальный ремонт прогулочного дворика отряда ОСУОН А ИК-1, оборудованы стены из силикатного кирпича сплошного заполнения, пол бетонный.

    Свод правил, СП 3081325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденный приказом Министерств строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр. распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений (п.1.1).

    Прогулочные дворы ИК-1 введенные в эксплуатацию до принятия указанных Правил, соответствовали требованиям ранее действовавшего законодательства ( Приказ Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы»), после проведения капитального ремонта соответствуют СП 3081325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования».

Дефекты существовавшего до октября 2020 дощатого покрытия полов в прогулочном дворе отряда ОСУН А, на которые административный истец ссылается в своем иске, сами по себе не указывают на отбывание им наказания в виде лишения свободы в ненадлежащих условиях, поскольку не препятствовали ему каким- либо образом пользоваться ежедневной прогулкой.

Доводы административного истца о нарушении его права на частную жизнь применением средств фото- видеофиксации в оспариваемый период содержания в исправительном учреждении, также не могут свидетельствовать о нарушении ст.3 Конвенции.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 16 февраля 2006 года N 63-О, от 20 марта 2008 года N 162-О-О, от 23 марта 2010 года N 369-О-О) применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. Лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Таким образом, ограничение конституционных прав, в том числе на неприкосновенность частной жизни, является допустимым и оправданным в целях обеспечения личной безопасности подозреваемых и обвиняемых, а также сотрудников учреждения.

Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации четко обозначена предупредительная направленность использования технических средств в исправительных учреждениях, такое ограничение конституционных прав осужденного является допустимым и оправданным в целях осуществления контроля, обеспечивающего личную безопасность осужденных и персонала учреждения, позволяет в значительной степени снизить вероятность совершения побегов, обеспечить надежную охрану и изоляцию осужденных, повысить эффективность постоянного надзора за ними, поэтому не может рассматриваться как нарушающее, или ограничивающее права истца. При этом сам по себе факт применения средств аудиовизуального надзора и контроля еще не свидетельствует о причинении истцу физических или нравственных страданий.

В силу положений Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" исправительные учреждения обязаны принимать меры по недопущению правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий.

Согласно пункта 5 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 20 мая 2013 года N 72 профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика). В силу пункта 24 данной Инструкции на профилактический учет берутся осужденные, склонные к совершению побега. С учетом того, что административный истец осужден за преступление, предусмотренное 111 Уголовного кодекса Российской Федерации, состоит на профучете, как склонный к совершению побега, применение видеомониторинга за ним соотносится с требованиями профилактики правонарушений путем надзора.

При этом, уголовно-исполнительное законодательство не содержит запрета на осуществление надзора сотрудниками-женщинами за поведением осужденных в месте их проживания, исходя из того, что спальные помещения не являются местом, где должна обеспечиваться приватность для осужденных.

Как следует из обстоятельств дела, централизованная система горячего водоснабжения для режимных корпусов ФКУ ИК-1 не предусматривалась проектной документацией зданий общежитий, проектирование и строительство которых осуществлялось в период до введения в действие «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)», утвержденных Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр.

По сведениям, представленным административным ответчиком, с целью повышения уровня благоустройства зданий ФКУ ИК-1, во все общежития отрядов ФКУ ИК-1 централизованное горячее водоснабжение было проведено в период времени с декабря 2019 по март 2020. В общежитие отряда ОСУН А (№1), где содержался Непеин А.А., ГВС проведено 10.12.2019.

Отсутствие в общежитиях отрядов горячей воды по причине того, что система горячего водоснабжения для режимных корпусов исправительного учреждения не предусмотрена конструктивной особенностью и проектной документацией зданий общежитий, не исключала возможность обеспечения административного истца горячей водой иным альтернативным способом. Возможность кипячения воды чайниками или кипятильниками не может расцениваться в качестве полноценной альтернативы обеспечения осужденных горячей водой для целей соблюдения ими требований санитарии и гигиены с учетом установленного распорядка дня.

В соответствии с судебной практикой Европейского Суда по правам человека данное нарушение относится к нарушениям условий содержания в исправительном учреждении, за которое подлежит взысканию компенсация.

Таким образом, не смотря на то, что использование горячей воды в отрядах, исходя из организации быта заключенных и установленного распорядка дня, предназначено для иных целей, нежели стирка белья и мытье посуды в значительных объемах, а также мытье тела целиком, обеспечение помещений исправительных учреждений горячим водоснабжением является обязательным.

Определяя сумму компенсации в размере 24 000 рублей, суд, с учетом актов толкования Европейского Суда по правам человека, принимает во внимание временной фактор пребывания Непеина А.А. в указанных условиях ( с 10.02.2014 по 10.12.2019), в связи с чем, расценивает указанную сумму, как адекватную и реальную.

Остальные перечисленные в иске неудобства, которые, по мнению административного истца, причинили ему страдания, не превышали тот неизбежный уровень страданий, который связан с отбыванием наказания в виде лишения свободы.

Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.

Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленных государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.175-180, 227.1 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Непеина Андрея Александровича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о признании ненадлежащими условий содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, взыскании компенсации за ненадлежащие условий содержания- удовлетворить частично.

Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в необеспечении Непеина Андрея Александровича горячим водоснабжением в отрядах ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 10.02.2014 по 10.12.2019.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания России за счет казны Российской Федерации в пользу Непеина Андрея Александровича компенсацию за ненадлежащие условия содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в необеспечении Непеина Андрея Александровича горячим водоснабжением в отрядах ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 10.02.2014 по 10.12.2019, в размере 24 000 рублей с перечислением данной суммы по следующим реквизитам: Отделение ЦР Республики Коми г.Сыктывкар, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ..., получатель Непеин Андрей Александрович.

В остальной части в удовлетворении заявленных административных исковых требований Непеина Андрея Александровича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми об оспаривании условий содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в период времени с 10.02.2014, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания - отказать.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца со дня составления его мотивированной части.

Судья -                 Ю.А.Дульцева

Мотивированное решение изготовлено судом 08 сентября 2021 года.

2а-6031/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Непеин Андрей Александрович
Ответчики
ФСИН России
ФКУ ИК № 1 УФСИН России по РК
УФСИН России по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Дульцева Юлия Александровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
04.06.2021Регистрация административного искового заявления
08.06.2021Передача материалов судье
08.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.07.2021Предварительное судебное заседание
09.08.2021Судебное заседание
25.08.2021Судебное заседание
08.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее