РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2017 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кузубовой Н.А., при секретаре Петровой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыдыпова Ц. Ц. к АО «Улан-УдэЭнерго», АО «Читаэнергосбыт» Территориальное подразделение «Энергосбыт Бурятии» о признании акта о неучтенном потреблении электроэнергии незаконным, прекращении действий по взысканию задолженности, аннулировании задолженности
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Цыдыпов Ц.Ц. просил признать действия АО «Улан-УдэЭнерго» по составлению и сам акт о неучтенном потреблении электроэнергии № от ДД.ММ.ГГГГ. незаконными и обязать ответчика прекратить действия по взысканию не потреблявшейся фактически электрической энергии, а также аннулировать сведения о задолженности. Исковые требования мотивированы тем, что истец является потребителем электрической энергии в жилом доме, расположенного по адресу: <адрес>. Подключение к электрически сетям указанного дома производилось на основании технических условий. Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ. разграничение балансовой принадлежности и ответственности на эксплуатацию электроустановок питание электроэнергией осуществляется от <данные изъяты> с помощью кабеля <данные изъяты> жильный) в соответствии с п. 4 технических условий № от <данные изъяты>., выданные МУП «Городские электрические сети». Согласно протоколу измерений сопротивления изоляция электропроводок № от ДД.ММ.ГГГГ. ввод от опоры производится двумя белыми жилами кабеля с напряжением 220В. ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками АО «Улан-Удэ Энерго» проведена проверка прибора учета электроэнергии и составлен №, в котором указано, что схема подключения ПУ верна, а вводный провод находится под нагрузкой 380В. В связи с чем был составлен акт № о неучтенном потреблении электрической энергии. С указанными выводами сотрудников сетевой организации истец не согласен, поскольку при измерении нагрузки сотрудниками АО «Улан-Удэ Энерго» была использована неисправная индикаторная отвертка, которая при соприкосновении с проводом показала превышение нагрузки. После произошедшего, истец отнес отвертку в ЦСМ для поверки, где указали, что представленный прибор не предназначен для измерения мощности. На основании составленного акта истцу произведен расчет неучтенного потребления электроэнергии, что, по мнению истца, является необоснованным. После обращения Цыдыпова Ц.Ц. в сетевую организацию, сотрудники АО «Улан-Удэ Энерго» вновь приехали по месту жительства истца с проверкой, в ходе которой нарушений не выявлено. Между тем, предыдущий акт не отменен, истцу выставляют требования о погашении задолженности, рассчитанной на оспариваемом акте.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель АО «Улан-Удэ Энерго» Сачек В.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, поддержав доводы представленного ранее отзыва, в котором указано на ненадлежащий способ защиты права.
Представитель АО «Читаэнергосбыт» Комарова М.А. также возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие нарушений прав истца и указывая, что истцом в соответствии со ст. 12 ГК РФ выбран ненадлежащий способ защиты своего права. На вопросы суда пояснила, что никаких действий по отключению истца от электроснабжения либо введение ограничения режима потребления электроэнергии, не предпринимаются, в судебном порядке задолженность не взыскивается. Само по себе составление акта о неучтенном потреблении электроэнергии прав Цыдыпова Ц.Ц. не нарушает и не порождают у последнего каких-либо обязательств.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 ст. 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктами 167, 168 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
В силу пункта 26 Основных положений, сетевая организация: выявляет лиц, которые не заключили договоры, обеспечивающие продажу им электрической энергии (мощности), и при этом фактически потребляют электрическую энергию; составляет в установленном настоящим документом порядке акт о неучтенном потреблении электрической энергии; рассчитывает в соответствии с настоящим документом объемы бездоговорного потребления электрической энергии за период, истекший с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей;
Согласно пункту 84 Основных положений, стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X настоящего документа.
В силу пункта 196 Основных положений, объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к настоящему документу, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 3 года. Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме бездоговорного потребления определяется исходя из цен (тарифов), указанных в разделе IV настоящего документа.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. между Цыдыповым Ц.Ц. и МУП «Городские электрические сети» заключен временный договор на пользование электрической энергией на нужды строительства по адресу: <адрес>, выданы технические условия и составлен акт разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок.
ДД.ММ.ГГГГ сетевой организацией АО «Улан-Удэ Энерго» составлен Акт № о неучтенном потреблении электроэнергии в объеме <данные изъяты> Указанный акт передан в АО «Читаэнергосбыт» для предъявления истцу к оплате.
Оспаривая действия сетевой организации, Цыдыпов Ц.Ц. фактически оспаривает указанный акт, ссылаясь на его незаконность.
Между тем, исходя из содержания Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, акт о безучетном потреблении электроэнергии по своей правовой природе не является исполнительным документом, по которому взыскание проводится в бесспорном порядке, имеет лишь доказательственное значение в случае возникновения спора, связанного с обязанностью уплатить фактически потребленную электроэнергию, и который подлежит правовой оценке при возникновении соответствующего спора о взыскании оплаты за объем безучетно потребленной энергии.
Исходя из смысла вышеперечисленных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, акт о безучетном потреблении электроэнергии является письменным документом, который используется для расчета и предъявления гарантирующим поставщиком соответствующих денежных требований потребителю, осуществляющему безучетное потребление электроэнергии. Указанный акт не носит властно-распорядительного характера, не содержит обязательных распоряжений, нарушающих права и законные интересы потребителя. Обязанности потребителя по оплате безучетно потребленной электрической энергии из акта не возникают. Данный акт подлежит оценке лишь при предъявлении материальных требований гарантирующим поставщиком об оплате за безучетно потребленную энергию.
Пункты 192 и 193 Основных положений определяют, что по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
В силу п. 194, п. 195 Основных положений расчет объема безучетного потребления электрической энергии (мощности) направляется сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, осуществляющего безучетное потребление, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 настоящего документа. Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме безучетного потребления включается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в выставляемый потребителю (покупателю) счет на оплату стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии.
Таким образом, включение в лицевой счет сведений о стоимости безучетно потребленной энергии является следствием взаимоотношений между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком, между которыми производятся взаиморасчеты за поставленную потребителям электроэнергю.
Вместе с тем, передача сетевой организацией в адрес гарантирующего поставщика акта о неучтенном потреблении электроэнергии и включение сведений о задолженности в лицевой счет прав истца не нарушает. Ссылки истца о возможном взыскании задолженности в принудительном порядке доказательствами не подтверждены и основаны исключительно на предположениях и опасениях истца. Как следует из пояснений представителя АО «Читаэнергосбыт» поставка электроэнергии в дом истца не прекращалась, ограничение потребления электроэнергии не вводилось.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В случае нарушения либо оспаривания права лица, возникшего из указанных оснований, это лицо в силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд за защитой права с использованием способов защиты, установленных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иными нормами закона.
Само по себе начисление задолженности прав истца не нарушает и не порождает безусловной обязанности по оплате указанной задолженности.
Исходя из характера возникших между сторонами правоотношений, истец вправе требовать защиты своих прав и законных интересов при нарушении либо при угрозе нарушения его прав и свобод. Однако, составление акта и расчет задолженности не влечет нарушение, либо угрозу нарушения прав истца. Нарушением либо угрозой нарушения в данном случае будут являться действия гарантирующего поставщика, направленные на взыскание задолженности, либо на введение ограничения потребления электроэнергии. Однако доказательств того, что указанные действия предпринимаются в отношении истца, не представлено.
В случае же возникновения спора об оплате задолженности за потребленную электроэнергию, в том числе за безучетное потребление, при обращении поставщика электрической энергии с таким иском в суд, Цыдыпов Ц.Ц. вправе оспаривать акт о безучетном потреблении электроэнергии как доказательство по делу, а также действия сетевой организации по его составлению, оспаривать обоснованность начислений, в основе которых лежит данный акт, возражать относительно достоверности расчетов, в том числе в части объемов потребленной энергии, то есть вправе защищать свои права и законные интересы в рамках рассмотрения материально-правового требования.
На данный момент спора материально-правового характера нет, с соответствующим иском ни АО «Читаэнергосбыт», ни АО «Улан-Удэ Энерго» не обращались.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Цыдыпова Ц. Ц. к АО «Улан-УдэЭнерго», АО «Читаэнергосбыт» Территориальное подразделение «Энергосбыт Бурятии» о признании акта о неучтенном потреблении электроэнергии незаконным, прекращении действий по взысканию задолженности, аннулировании задолженности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: Н.А. Кузубова