Решение
Именем Российской Федерации
29 марта 2017 г. г.Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Пасечниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Николаевой А.О.,
с участием
помощника прокурора г. Донского Черкасовой А.В.,
представителей ответчика ООО «Канализационные сети» ФИО1 и ФИО2., действующих на основании доверенности,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, АО «ТНС энерго Тула», ФИО3., действующая на основании доверенности,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ПО НЭС филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья»- ФИО4., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-257/17 по исковому заявлению прокурора города Донского, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Канализационные сети» об обязании разработать и согласовать уровень аварийной и технологической брони с АО «ТНС энерго Тула» и ПО НЭС филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» до ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
прокурор г. Донского в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, с учетом уточнений к ООО «Канализационные сети» об обязании разработать и согласовать уровень аварийной и технологической брони с АО «ТНС энерго Тула» и ПО НЭС филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой города Донского проведена проверка соблюдения законодательства об электроэнергетике, в ходе которой установлено, что ООО «Канализационные сети» постановлен на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ с ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ был заключен контракт №<данные изъяты> с ОАО <данные изъяты> на снабжение электрической энергии.
Отмечает, что согласно п.2.3.26 договора, потребитель обязан подготовить проект акта согласования технологической и/или аварийной брони электроснабжения в соответствии с установленным действующим законодательством РФ требованиям, согласовать его с сетевой организацией и предоставить гарантирующему поставщику.
В случае если на дату подачи заявления о заключении договора у потребителя отсутствовал акт согласования технологической и/или аварийной брони электроснабжения или при возникновении после заключения договора оснований для изменений ранее составленного указанного акта, потребитель обязан составить и согласовать указанный акт, а также передать гарантирующему поставщику его копию не позднее 5 дней со дня согласования акта способом, подтверждающим его получение.
Отмечает, что согласно ч.7 ст.38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», правительством РФ устанавливается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями- участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, а также в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
В силу п.3 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442, потребитель, у которого отсутствует акт согласования аварийной и (или) технологической брони и ограничение режима потребления которого может привезти к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
Отмечает, что акт согласования технологической и (или) аварийной брони электроснабжения потребителя составляется в соответствии с рекомендуемым образцом.
Акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в соответствии с п. 31 (2) вышеуказанных Правил может быть изменен: при изменении схемы внутреннего электроснабжения потребителя и или) категории надежности, если это не влечет изменение схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств; при изменении технологического процесса осуществляемой с использованием энергопринимающих устройств деятельности; в других случаях, которые определяются при составлении акта.
Из п. 31 (3) вышеуказанных Правил следует, что акт технологической и (или) аварийной брони подлежит включению в договор в качестве приложения вплоть до истечения срока его действия либо до расторжения договора. Если этот акт был составлен после заключения договора, то он подлежит включению в договор в качестве приложения с даты его согласования с сетевой организацией.
Пункт 31(4) вышеуказанных Правил гласит, что потребитель, указанный в пункте 31(1) настоящих Правил, составляет и направляет проект акта технологической и (или) аварийной брони, в том числе через гарантирующего поставщика (энергосбытовую организацию), с которым им заключен договор энергоснабжения, на рассмотрение сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены (непосредственно или опосредованно) энергопринимающие устройства такого потребителя.
Отмечает, что сетевая организация обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта указанного акта рассмотреть его, подписать и направить 1 экземпляр потребителю. При необходимости проведения осмотра (обследования) энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней.
При рассмотрении проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони сетевая организация вправе осуществить проверку представленных сведений с целью определения величины наименьшей потребляемой мощности и продолжительности времени, необходимых потребителю электрической энергии для безопасного завершения технологического процесса,, цикла производства, а также минимального расхода электрической энергии (наименьшей мощности), обеспечивающего безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние энергопринимающего устройства с полностью остановленным синологическим процессом. При необходимости сетевая организация вправе осуществить осмотр (обследование) энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, объектов электроэнергетики на соответствие требованиям, предусмотренным правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации.
В случае несогласия сетевой организации с представленным заявителем проектом акта согласования технологической и (или) аварийной брони такой проект акта подписывается сетевой организацией с замечаниями, которые прилагаются к каждому экземпляру акта. В случае если акт согласования технологической и (или) аварийной брони подписан сетевой организацией с замечаниями к величине технологической и (или) аварийной брони, то в качестве согласованной величины технологической и (или) аварийной брони принимается величина, указанная в замечаниях сетевой организации.
Вместе с тем, по утверждению истца, до настоящего времени в ООО «Канализационные сети» отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони с АО «ТНС энерго Тула», что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, создание угрозу возникновения аварийных ситуаций на территории МО г. Донской.
Отмечает, что ООО «Канализационные сети» относится к потребителям электроэнергии, ограничение режима потребления электроэнергии в отношении которых может привести к социальным последствиям, отсутствие установленного уровня аварийной и технологической брони дает основание энергоснабжающей организации не применять в отношении к данной категории специальный порядок введения ограничений режима потребления электроэнергии, вводить полное ограничение режима потребления электроэнергии.
Утверждает, что отсутствие актов согласования уровня аварийной и технологической брони может привести к введению ограничения поставки электроэнергии на жизненно-важные объекты, в том числе, на объекты водоснабжения, в результате чего будет прекращена поставка воды добросовестным потребителям, в том числе, несовершеннолетним, круг которых определить невозможно.
Утверждает также, что отсутствие установленного уровня аварийной брони на объекты водоснабжения также угрожает и санитарно-эпидемиологическому, гигиеническому благополучию населения муниципального образования город Донской.
В судебном заседании помощник прокурора г. Донского Черкасова А.В. исковые требования, с учетом их уточнений, и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме.
Представители ответчика ООО «Канализационные сети» ФИО1 и ФИО2., в судебном заседании исковые требования не признали по следующим основаниям.
Отмечают, что в соответствии с п.2.3.26 договора №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Канализационные сети» и АО «ТНС энерго Туда» достигнута договоренность, что ООО «Канализационные сети» как потребитель должен составить акт согласования технологической и/или аварийной брони электроснабжения в соответствии с установленными действующим законодательством РФ требованиям, надлежащим образом согласовать его с сетевой организацией и предоставить АО «ТНС энерго Тула» как гарантирующему поставщику- в случае если потребитель электрической энергии согласно требованиям действующего законодательства РФ обязан это сделать. В случае невыполнения потребителем обязанности по составлению и /или предоставлению гарантирующему поставщику акта согласования технологической и/или аварийной брони электроснабжения, гарантирующий поставщик не несет ответственности за негативные последствия, которые могут возникнуть при введении потребителю ограничения режима потребления электрической энергии.
Учитывая все обязательства по договору, ООО «Канализационные сети» совместно с АО «ТНС энерго Тула» и Донского ГРЭС ПО «ПЭС» филиала Тулэнерго ПАО «МРСК Центра и Приволжья» установили величины аварийной брони электроснабжения отдельных используемых объектов ООО «Канализационные сети» к договору №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены наименование и местонахождения объекта, точки поставки, максимальная мощность объекта, величина аварийной брони, определяемой ОАО «ТЭК», величина аварийной брони, согласованной с сетевой организацией.
Таким образом, по их убеждению, ООО «Канализационные сети» приняты все возможные меры для исполнения имеющихся нормативно-правовых актов и принятых обязательств по договору с целью недопущения экономических, экологических и социальных последствий, вызванных сокращением электроснабжения, а также недопущению нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц (в том числе, добросовестных потребителей, несовершеннолетних), угрозы возникновения аварийных ситуаций на территории муниципального образования город Донской.
Считают, что данный документ составлен в соответствии с нормативно-правовыми актами и условиями договора, согласован с заинтересованными сторонами, и дополнительного судебного решения по данному вопросу не требуется, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований прокурора г.Донского просят отказать.
Кроме того, полагают, что данное гражданское дело необходимо прекратить, поскольку данный спор рассматривается Арбитражным судом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, АО «ТНС энерго Тула»- ФИО3 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ПО НЭС филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья»- ФИО4 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указала, что на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>, ООО «Канализационные сети» после заключения договора обязан обеспечить предоставление проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони электроснабжения в адрес сетевой организации, однако, до настоящего времени к ним никто не обращался для согласования данного акта.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно статье 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со статьей 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлены гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией.
Согласно пунктам 1, 7 настоящей статьи запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством и соглашением сторон обязательства.
Правительством РФ утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями. Указанный порядок обеспечивает запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии.
Согласно требованиям ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Пунктом 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии установлено, что в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
Согласно пункту 2 Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии не допускается введение ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони в отношении организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов - в отношении этих объектов.
В силу п.3 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442, потребитель, у которого отсутствует акт согласования аварийной и (или) технологической брони и ограничение режима потребления которого может привезти к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
Акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в соответствии с п. 31 (2) вышеуказанных Правил может быть изменен: при изменении схемы внутреннего электроснабжения потребителя и или) категории надежности, если это не влечет изменение схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств; при изменении технологического процесса осуществляемой с использованием энергопринимающих устройств деятельности; в других случаях, которые определяются при составлении акта.
Из п. 31 (3) вышеуказанных Правил следует, что акт технологической и (или) аварийной брони подлежит включению в договор в качестве приложения вплоть до истечения срока его действия либо до расторжения договора. Если этот акт был составлен после заключения договора, то он подлежит включению в договор в качестве приложения с даты его согласования с сетевой организацией.
Пункт 31(4) вышеуказанных Правил гласит, что потребитель, указанный в пункте 31(1) настоящих Правил, составляет и направляет проект акта технологической и (или) аварийной брони, в том числе через гарантирующего поставщика (энергосбытовую организацию), с которым им заключен договор энергоснабжения, на рассмотрение сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены (непосредственно или опосредованно) энергопринимающие устройства такого потребителя.
Сетевая организация обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта указанного акта рассмотреть его, подписать и направить 1 экземпляр потребителю. При необходимости проведения осмотра (обследования) энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней.
При рассмотрении проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони сетевая организация вправе осуществить проверку представленных сведений с целью определения величины наименьшей потребляемой мощности и продолжительности времени, необходимых потребителю электрической энергии для безопасного завершения технологического процесса, цикла производства, а также минимального расхода электрической энергий (наименьшей мощности), обеспечивающего безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние энергопринимающего устройства с полностью остановленным синологическим процессом. При необходимости сетевая организация вправе осуществить осмотр (обследование) энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, объектов электроэнергетики на соответствие требованиям, предусмотренным правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации.
В случае несогласия сетевой организации с представленным заявителем проектом акта согласования технологической и (или) аварийной брони такой проект акта подписывается сетевой организацией с замечаниями, которые прилагаются к каждому экземпляру акта. В случае если акт согласования технологической и (или) аварийной брони подписан сетевой организацией с замечаниями к величине технологической и (или) аварийной брони, то в качестве согласованной величины технологической и (или) аварийной брони принимается величина, указанная в замечаниях сетевой организации.
Согласно пункту 5 Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года N442 к потребителям электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых гложет привести к эконономическим, экологическим, социальным последствиям, относятся: организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Канализационные сети» и ОАО «Тульская энергосбытовая компания» был заключен договор №<данные изъяты> на снабжение электрической энергии.
Согласно п.2.3.26 договора, потребитель обязан подготовить проект акта согласования технологической и/или аварийной брони электроснабжения в соответствии с установленным действующим законодательством РФ требованиям, согласовать его с сетевой организацией и предоставить гарантирующему поставщику.
В случае если на дату подачи заявления о заключении договора у потребителя отсутствовал акт согласования технологической и/или аварийной брони электроснабжения или при возникновении после заключения договора оснований для изменений ранее составленного указанного акта, потребитель обязан составить и согласовать указанный акт, а также передать гарантирующему поставщику его копию не позднее 5 дней со дня согласования акта способом, подтверждающим его получение.
В случае невыполнения потребителем обязанности по составлению и/или предоставлению гарантирующему поставщику акта согласования технологической и/или аварийной брони электроснабжения, гарантирующий поставщик не несет ответственности за негативные последствия, которые могут возникнуть при введении потребителю ограничения режима электрической энергии.
Однако, до настоящего времени в ООО «Канализационные сети» отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони с АО «ТНС энерго Тула», что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, создание угрозы возникновения аварийных ситуаций на территории муниципального образования город Донской.
Поскольку ООО «Канализационные сети» относится к категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям и входит в перечень потребителей, указанных в п. 5 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 04 мая 2012 года N 442, то отсутствие актов согласования уровня аварийной и технологической брони может привести к введению ограничения поставки электроэнергии на жизненно-важные объекты, в том числе на объекты водоснабжения, в результате чего будет прекращена поставка воды добросовестным потребителям, в том числе несовершеннолетним, круг которых определить невозможно.
Учитывая, что отсутствие установленного уровня аварийной брони на объекты водоснабжения также угрожает и санитарно - эпидемиологическому, гигиеническому благополучию населения муниципального образования г. Донской, то суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора г.Донской об обязании разработать и согласовать уровень аварийной и технологической брони с АО «ТНС энерго Тула» и ПО НЭС филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
решил:
исковые требования прокурора города Донского, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Канализационные сети» об обязании разработать и согласовать уровень аварийной и технологической брони с АО «ТНС энерго Тула» и ПО НЭС филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» до ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить в полном объеме.
Обязать ООО «Канализационные сети» разработать и согласовать уровень аварийной и технологической брони с АО «ТНС энерго Тула» и ПО НЭС филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Донской городской суд Тульской области в течение одного месяца.
Председательствующий Е.В. Пасечникова